Классный час "Золотая осень" (1 класс)
занимательные факты по окружающему миру (1 класс) на тему
Классный час "Золотая осень" является первым коллективным мероприятием для первоклассников и их родителей. Он особенно важен для сплочения как детского, так и родительского коллектива. Утренник посвящен очарованию осенней природы. Ему предшествует подготовительный период : экскурсия, разучивание стихов и песен об осени, изготовление поделок из природного материала, выполнение рисунков и аппликаций. Итогом большой подготовки становится этот утренник, который проводится в присутствии всех родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_osen.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренник для первоклассников «Золотая осень».
( 19 ноября 2009 года, ГОУ лицей № 395 )
Пояснительная записка :
Этот праздник для первоклассников является первым коллективным мероприятием и поэтому особенно важен для сплочения коллектива. Детям активно помогают их родители (поделки, рисунки, костюмы) . Праздник посвящен очарованию осенней природы. В классе накануне проведена осенняя экскурсия , уроки труда и рисования по этой теме, которые помогли узнать много нового об этом времени года. Итогом этой большой подготовительной работы (полтора месяца) является утренник, который проводится в присутствии родителей.
Цели :
- знакомство с традициями и обычаями русского народа, с загадками, пословицами, приметами, играми, связанными с праздниками урожая;
- развитие познавательного и наблюдательного навыка учащихся ;
- развитие речи учащихся ;
- воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа;
- привитие навыков здорового образа жизни (здорового питания);
- творческое развитие учащихся ;
- привитие любви к русской поэзии и русскому фольклору;
- сплочение детского коллектива.
Оборудование :
- выставка осенних поделок ;
- рисунки и плакаты на осеннюю тему ;
- карточки с названиями «вересень», «листопад», «грудень»;
- магнитола для музыкального сопровождения ;
- овощи, фрукты, ягодные напитки для различных конкурсов;
- детские костюмы овощей , месяцев, грибов.
Учитель : Дорогие ребята ! Отшумело лето, начался учебный год. В школу вы пришли , чтобы узнать много нового и интересного. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательном времени года – Осени. На Руси люди с давних времен почитали осень : заканчивался сбор урожая , закрома в домах были полны, можно было вспомнить разные игры, песни, обряды, традиции, связанные с этим временем года. Недаром в народе говорили : «Кто запаслив – тот и счастлив» , «Что осенью руками соберешь – то зимой губами подберешь», «Теплая осень – к долгой зиме».
Славяне всегда называли осень – кормилицей. А как воспевали это время года русские поэты ! Кто особенно любил осеннюю пору ? ( А.С.Пушкин). Верно, а также многие другие поэты восхищались Осенью . Давайте послушаем стихи русских поэтов, которые выучили наши ребята.
Чтец 1 :Александр Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Чтец 2 : Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Чтец № 3 : Иван Бунин "Листопад"
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Чтец 4 : Журавли на юг летят.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам ,
Очень, очень просим!
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи , мы ждем тебя, Осень золотая!
(под музыку П.И. Чайковского «Времена года» появляется ученица в костюме Осени).
Осень : Вы обо мне? А вот и я !
Привет осенний вам, друзья !
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной-
Осенние сады и парки.
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
крепко подружиться!
Учитель : Здравствуй , Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо , что ты пришла.
У тебя мы , Осень, спросим :
«Что в подарок принесла?»
Осень : Принесла я вам муки.
Все : Значит будут пироги!
Осень : Принесла вам гречки.
Все : Каша будет в печке!
Осень : Принесла вам овощей.
Все : Для супов и для борщей .
Учитель : Какая ты Осень щедрая ! А каких же овощей ты принесла ребятам?
Осень : Собираем Осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И всех угощаем богатых урожаем!
( под веселую музыку выходят дети в костюмах овощей).
Морковь : Про меня рассказ недлинный :
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда , дружок ,
Крепким, сильным , ловким !
Горох: Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла: Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету !
Капуста: Ты уж свекла помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки,
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огурец
Любит каждый молодец!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко –низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Помидор : Тут явился помидор
И промолвил строго:
«Не болтайте , друзья , вздор!
Помолчим немного.»
Самый вкусный и приятный –
Уж , конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем, Мы его охотно пьем!
Лук : Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали ? Я – ваш друг!
К вам пришел зеленый лук!
Картофель: Я , картошка, так скромна,
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым !
Баклажан : Баклажанная икра
Так полезна и вкусна.
Чтоб здоровым , сильным быть,
Надо баклажан любить !
Огурец : Кто из нас , из овощей,
Всех вкусней и всех важней ?
Редиска: Кто при всех болезнях
Будет всем полезней ?
Овощи ( хором ) : Все – без исключения ,
В этом нет сомнения !
Учитель : Все овощи полезны и вкусны. Особенно они хороши , когда выращены своими руками. Я надеюсь , что каждый из вас летом был хорошим помощником старших. Как вы помогали взрослым ? Не сторонитесь этого почетного труда ! Учитесь секретам огородничества, садоводства от своих родных, а когда вырастите , то сможете самостоятельно выращивать и овощи , и фрукты.
А сейчас предлагаем вам игру «Блюда их овощей». Для приготовления разных полезных блюд нужно правильно отобрать разные овощи. Приглашаем поваров!
(ученики выходят по очереди и выводят за руку в круг тех детей, которые изображают нужный овощ : борщ – картофель, капуста, свекла, морковь, лук, помидоры; винегрет -,
окрошка - редис, огурец, картофель, лук; рассольник - …, оливье -…, овощная икра-…
Учитель : Вот сколько полезных блюд можно приготовить из овощей! Спасибо тебе, Осень, за щедрый урожай!
Осень : Ребята ! Очень много хорошего я услышала о себе . А пришла я на праздник не одна , а с тремя братьями. Узнаете их ?
( выходят мальчики в костюмах месяцев).
Сентябрь : Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ –
Что за месяц к вам пришел ?
Октябрь : Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился .
Что за месяц к вам явился ?
Ноябрь : Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц , подскажи ?
Учитель : Молодцы, ребята! Правильно узнали братьев –месяцев. А знаете ли вы , что древние русские названия у них были другими?
Попробуйте их отгадать .
- В этом месяце еще по- летнему светит солнце на синем небе, но все чаще его затягивали дождевые тучи. Солнце , будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет,
а туманы норовят с холодными утренниками по- брататься. И начинает цвести вереск, словно назло непогоде.
Это ВЕРЕСЕНЬ - так назывался сентябрь.
- В названии этого месяца ощущается характер молодого, бодрого месяца осени – яркого, солнечного, красочного. Но не успеешь оглянуться, как подуют ветры с полуночи, затянет небо облаками и посыплет с неба холодный, перемешанный со снегом дождик. Если в этом месяце лист с березы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы.
Это – ЛИСТОПАД - так славяне называли октябрь.
- В этом месяце смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах, по ним было трудно проехать, поэтому его еще называли бездорожник. За хмурые, холодные дни говорили – сумерки года, ворота зимы.
Это ГРУДЕНЬ – так раньше называли ноябрь на Руси.
Учитель : А какие праздники , ребята, выпадают на осенние месяцы? (1 сентября, День учителя, День пожилого человека, День Матери, День народного единства и др.)
А сейчас предложим нашим братьям конкурс : Собрать лист клена из мозаики.
Осень : Много мы узнали о моих братьях ! А теперь заглянем на лесную опушку. Отгадайте загадку :
- Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. ( гриб)
( выходят ученики в костюмах грибов).
Боровик : И под старою сосной ,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьей
Первый найден ( боровик).
Подосиновик : Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
Лисички : Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах.
Осень в лес приносим летом.
Золотистые (лисички).
Подберезовик : Я не спорю, я не белый,
Я ,братцы, попроще…
Вырастаю я обычно
В березовой роще. Кто я ?
Опята : Нет грибов дружней , чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу. Кто мы ?
Грибы ( хором) : По лесу пройди,
Нас попробуй найди.
Играем , резвимся ,
Дождя не боимся.
Учитель : - Грибы – особое царство природы. Назови животных, которые лечатся грибами ? ( слизни, сороки, белки, лоси, мыши, ежи).
- Почему грибы растут рядом с деревьями ? ( Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, чтобы получить от них питательные вещества.)
- Назови ядовитые грибы? (мухоморы, поганки, ложные).
- Какие грибы растут в кадке, кастрюле, бутылке ? ( дрожжевые, плесневые, кефирные ).
Экологические задачи : ( дети оценивают ситуацию)
Задача 1 : Таня пошла за грибами и нашла боровик. Стала девочка разрывать вокруг мох и лесную подстилку , выискивая мелкие грибочки. Как поступила Таня ?
Задача № 2 :Коля и Миша пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Миша набрал полную корзинку крепких рыжиков , боровиков и подберезовиков. Он пошел на условное место встречи. Выйдя на поляну, Миша увидел друга с корзиной , полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморы?» - удивился Миша.
«Чтобы другие не отравились», - ответил Коля.
Учитель : Вот сколько подарков принесла нам Осень ! А чем мы , ребята, отблагодарим Осень ? Мы подарим ей наши поделки из осенних материалов . (учитель называет название поделки, авторы выходят и их награждают сувенирами. )
А сейчас , Осень, для тебя прозвучит в подарок песня! (Песня «Белки». После исполнения детьми песни, Осень усаживают на почетное место).
Учитель : Труженики села закончили сбор урожая - теперь можно и отдохнуть. В селах и деревнях по традиции проводили праздник Урожая. Люди играли и веселились , потому что радовались результатам своего труда. Давайте вспомним некоторые русские старинные игры.
1. Игра «Каравай» ( поздравляем Овсянникову Олю).
2. «Что при всех болезнях будет всем полезней!»
( кто съест лимон , улыбаясь).
3. «Яблочный спас» . Кто быстрее съест яблоко, которое привязано на веревочку.
( награждение победителей конкурсов).
Учитель : Сегодня мы много узнали о замечательном времени года – об Осени , о том как осень дарит нам много подарков, а главный подарок Осени – крепкое здоровье.
Праздник заканчивается чаепитием и осмотром выставки осенних поделок.
Использованная литература :
- Современные праздники в начальной школе. Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. – Москва : ИКЦ «МарТ» , 2004.;
- Тридцать три пирога (игры, считалки, скороговорки, загадки).Сост. Булатов М. Детская литература, 1973 г.;
- Русский народный календарь. Третьякова О.В, Тверитинова Н.В.- М.: Метафора , 2005 .;
- «Начальная школа», научно-методический журнал , 2007 год, №8; 2009 год, № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальный выпуск классной газеты "Осенние каникулы"
Этот выпуск газеты создан специально к осенним каникулам. Он содержит информационный материал и развлекательный. osennie_kanikuly.jpg osennie_kanikuly_2_stranica.jpg...
Классный час "Осенние именинники"
Разработка классного часа, посвящённого празднованию осенних именин....
Классный час :"Осенний калейдоскоп».3 класс
Данное мероприятие относится к серии занятий по воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн...
Классный час "Осенняя мозаика"
Классный час об осени, осенних приметах, народных праздниках. Классный час содержит практическую часть - изготовление мобиле "Солнышко с птичками"...
Классный час "Осень подойдет неслышно"
Классный час был проведен учениками 3 класса для ребят группы продленного дня....
Конспект классного часа "Осень золотая" - 2 класс
План-конспект + приложение...
Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)
Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...