Классный час "Золотая осень" (1 класс)
занимательные факты по окружающему миру (1 класс) на тему

Классный час "Золотая осень" является первым коллективным мероприятием для первоклассников и их родителей. Он особенно важен для сплочения как детского, так и родительского  коллектива. Утренник посвящен очарованию осенней природы. Ему предшествует подготовительный период : экскурсия, разучивание стихов и песен об осени, изготовление поделок из природного материала, выполнение рисунков и аппликаций. Итогом большой подготовки становится этот утренник, который проводится в присутствии всех родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaya_osen.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник  для первоклассников «Золотая осень».

(  19 ноября 2009 года, ГОУ лицей № 395  )

Пояснительная записка :

  Этот праздник для первоклассников является первым коллективным мероприятием и поэтому особенно важен для сплочения коллектива. Детям активно помогают их родители (поделки, рисунки, костюмы) . Праздник посвящен очарованию  осенней природы. В классе накануне проведена осенняя экскурсия , уроки труда и рисования  по этой теме, которые помогли узнать много нового об этом времени года. Итогом этой  большой  подготовительной работы (полтора месяца) является утренник, который проводится в присутствии родителей.

Цели :

- знакомство с традициями и обычаями русского народа, с загадками, пословицами, приметами, играми, связанными с праздниками урожая;

- развитие познавательного и наблюдательного навыка учащихся ;

- развитие речи учащихся ;

- воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа;

- привитие навыков  здорового образа жизни (здорового питания);

- творческое развитие учащихся ;

- привитие любви к русской поэзии и русскому фольклору;

- сплочение детского коллектива.

Оборудование :

- выставка осенних поделок ;

- рисунки и плакаты на осеннюю тему ;

 - карточки с названиями «вересень», «листопад», «грудень»;

- магнитола для музыкального сопровождения ;

- овощи, фрукты, ягодные напитки для различных конкурсов;

- детские костюмы овощей , месяцев, грибов.

Учитель : Дорогие ребята ! Отшумело лето, начался учебный год. В школу вы пришли , чтобы узнать много нового и интересного.  Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательном времени года – Осени. На Руси люди с давних времен почитали осень : заканчивался сбор урожая , закрома в домах были полны, можно было вспомнить разные игры, песни, обряды, традиции, связанные с этим временем года.  Недаром в народе говорили : «Кто запаслив – тот и счастлив» , «Что осенью руками соберешь – то зимой губами подберешь», «Теплая осень – к долгой зиме».

     Славяне  всегда называли осень – кормилицей. А как воспевали это время года русские поэты !  Кто особенно любил осеннюю пору ? ( А.С.Пушкин). Верно, а также многие другие поэты восхищались Осенью . Давайте послушаем стихи русских поэтов, которые выучили наши ребята.

Чтец 1 :Александр Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Чтец 2 : Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Чтец №  3 : Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Чтец 4 : Журавли на юг летят.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам ,

Очень, очень просим!

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи , мы ждем тебя, Осень золотая!

 (под музыку П.И. Чайковского «Времена года» появляется ученица в костюме Осени).

Осень : Вы обо мне? А вот и я !

             Привет осенний вам, друзья !

             Вы рады встретиться со мной?

             Вам нравится наряд лесной-

             Осенние сады и парки.

             Я пришла на праздник к вам

             Петь и веселиться.

             Я хочу со всеми здесь

              крепко подружиться!

Учитель : Здравствуй , Осень!

                 Здравствуй, Осень!

                Хорошо , что ты пришла.

                У тебя мы , Осень, спросим :

               «Что в подарок принесла?»

Осень : Принесла я вам муки.

Все : Значит будут пироги!

Осень : Принесла вам гречки.

Все : Каша будет в печке!

Осень : Принесла вам овощей.

Все : Для супов и для борщей .

Учитель : Какая ты Осень щедрая ! А каких же овощей ты принесла ребятам?

Осень : Собираем Осенью урожай плодов.

             Много людям радости после всех трудов.

             И всех угощаем богатых урожаем!

               ( под веселую музыку выходят дети в костюмах овощей).

Морковь : Про меня рассказ недлинный :

                  Кто не знает витамины?

                  Пей всегда морковный сок

                  И грызи морковку –

                  Будешь ты тогда , дружок ,

                  Крепким, сильным , ловким !

Горох: Я такой хорошенький,

             Зелененький мальчишка!

             Если только захочу,

             Всех горошком угощу!

Свекла: Свеклу надо для борща

              И для винегрета.

              Кушай сам и угощай –

              Лучше свеклы нету !

Капуста: Ты уж свекла помолчи!

                 Из капусты варят щи.

                А какие вкусные пироги капустные!

                Зайчики-плутишки любят кочерыжки,

                Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!

Огурец: Очень будете довольны,

               Съев огурчик малосольный.

                А уж свежий огурец

                Любит каждый молодец!

Редиска: Я – румяная редиска,

                Поклонюсь вам низко –низко.

                А хвалить себя зачем?

                 Я и так известна всем!

Помидор : Тут явился  помидор

                   И промолвил строго:

                  «Не болтайте , друзья , вздор!

                    Помолчим немного.»

                   Самый вкусный и приятный –

                   Уж , конечно, сок томатный.

                   Витаминов много в нем, Мы его охотно пьем!

Лук : Я – приправа в каждом блюде

          И всегда полезен людям.

          Угадали ? Я – ваш друг!

          К вам пришел зеленый лук!

Картофель: Я , картошка, так скромна,

                    Слова не сказала…

                    Но картошка так нужна

                    И большим и малым !

Баклажан : Баклажанная икра

                    Так полезна и вкусна.

                    Чтоб здоровым , сильным быть,

                    Надо баклажан любить !

Огурец : Кто из нас , из овощей,

               Всех вкусней и всех важней ?

Редиска: Кто при всех болезнях

                Будет всем полезней ?

Овощи ( хором ) : Все – без исключения ,

                               В этом нет сомнения !

Учитель : Все овощи полезны и вкусны. Особенно они хороши , когда выращены своими руками. Я надеюсь , что каждый  из вас летом был хорошим помощником старших. Как вы помогали  взрослым ?  Не сторонитесь этого почетного труда ! Учитесь секретам огородничества, садоводства от своих родных, а когда вырастите , то сможете самостоятельно выращивать и овощи , и фрукты.

                    А сейчас  предлагаем вам игру «Блюда их овощей». Для приготовления разных полезных блюд нужно правильно отобрать разные овощи. Приглашаем поваров!

(ученики выходят по очереди и выводят за руку в круг тех детей, которые изображают нужный овощ : борщ – картофель, капуста, свекла, морковь, лук, помидоры; винегрет -,

окрошка  - редис, огурец, картофель, лук; рассольник - …, оливье -…, овощная икра-…

Учитель : Вот сколько полезных блюд можно приготовить из овощей! Спасибо тебе, Осень, за щедрый урожай!

Осень : Ребята ! Очень много хорошего я услышала о себе . А пришла я на праздник не одна , а с тремя братьями. Узнаете их ?

( выходят мальчики в костюмах месяцев).

Сентябрь : Опустел наш школьный сад,

                   Паутинки вдаль летят,

                  И на южный край земли

                  Потянулись журавли.

                  Распахнулись двери школ –

                  Что за месяц к вам пришел ?

Октябрь : Все мрачней лицо природы –

                  Почернели огороды,

                  Оголяются леса,

                  Молкнут птичьи голоса.

                  Мишка в спячку завалился .

                  Что за месяц к вам явился ?

 

Ноябрь :    Поле черно-белым стало,

                   Падает то дождь, то снег,

                   А еще похолодало,

                   Льдом сковало воды рек.

                   Мерзнет в поле озимь ржи,

                   Что за месяц , подскажи ?

Учитель : Молодцы, ребята! Правильно узнали  братьев –месяцев. А знаете ли вы , что древние русские названия у них  были другими?

                   Попробуйте их отгадать .

-         В этом месяце еще по- летнему светит солнце на синем небе, но все чаще его затягивали дождевые тучи. Солнце , будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет,

а туманы  норовят  с холодными утренниками по- брататься. И начинает цвести вереск, словно назло непогоде.

Это ВЕРЕСЕНЬ  - так назывался сентябрь.

-         В названии  этого месяца ощущается характер молодого, бодрого месяца осени – яркого, солнечного, красочного. Но не успеешь оглянуться, как  подуют ветры с полуночи, затянет небо облаками и посыплет с неба холодный, перемешанный со снегом дождик. Если в этом месяце лист с березы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы.

 Это – ЛИСТОПАД   - так славяне называли октябрь.

-      В этом месяце  смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах, по ним было трудно проехать, поэтому его еще называли  бездорожник. За хмурые, холодные дни говорили – сумерки года, ворота зимы.

 Это  ГРУДЕНЬ – так раньше называли  ноябрь   на Руси.

Учитель : А какие праздники , ребята, выпадают на осенние месяцы? (1 сентября, День учителя, День пожилого человека, День Матери, День народного единства и др.)

А сейчас предложим нашим братьям конкурс : Собрать лист клена из мозаики.

Осень : Много мы узнали о моих братьях ! А теперь заглянем на лесную опушку. Отгадайте загадку :

- Стоит Антошка на одной ножке.

  Его ищут, а он не откликается.  ( гриб)

( выходят ученики в костюмах грибов).

Боровик : И под старою сосной ,

                 Где склонился пень-старик,

                 Окружен своей семьей

                 Первый найден ( боровик).

Подосиновик : Я в красной шапочке расту

                          Среди корней осиновых,

                          Меня увидишь за версту,

                          Зовусь я (подосиновик).

Лисички : Очень дружные сестрички,

                  Ходим в рыженьких беретах.

                   Осень в лес приносим летом.

                   Золотистые (лисички).

Подберезовик : Я не спорю, я не белый,

                           Я ,братцы, попроще…

                           Вырастаю я обычно

                           В березовой роще. Кто я ?

Опята : Нет грибов дружней , чем эти,

              Знают взрослые и дети.

              На пеньках растем в лесу,

              Как веснушки на носу. Кто мы ?

Грибы ( хором) : По лесу пройди,

                             Нас попробуй найди.

                             Играем , резвимся ,

                             Дождя не боимся.

Учитель : - Грибы – особое царство природы. Назови животных, которые лечатся грибами ? ( слизни, сороки, белки, лоси, мыши, ежи).

  - Почему грибы растут рядом с  деревьями ? ( Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, чтобы получить от них питательные вещества.)

-  Назови ядовитые грибы? (мухоморы, поганки, ложные).

- Какие грибы растут в кадке, кастрюле, бутылке ? ( дрожжевые, плесневые, кефирные ).

Экологические задачи : ( дети оценивают ситуацию)

Задача 1 : Таня пошла за грибами и нашла боровик. Стала девочка разрывать вокруг мох и лесную подстилку , выискивая мелкие грибочки.  Как поступила Таня ?

Задача № 2 :Коля и Миша пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Миша набрал полную корзинку крепких рыжиков , боровиков и подберезовиков. Он пошел на условное место встречи. Выйдя на поляну, Миша увидел друга с корзиной , полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморы?» - удивился Миша.

 «Чтобы другие не отравились», - ответил Коля.

Учитель : Вот сколько  подарков принесла нам Осень ! А чем мы , ребята, отблагодарим Осень ?  Мы подарим ей наши поделки из осенних материалов . (учитель называет название поделки, авторы выходят и их награждают сувенирами. )

А сейчас , Осень, для тебя прозвучит в подарок песня! (Песня «Белки». После исполнения детьми песни,  Осень усаживают на почетное место).

 Учитель : Труженики села закончили сбор урожая - теперь можно и отдохнуть. В селах и деревнях по традиции проводили праздник Урожая. Люди играли и веселились , потому что радовались результатам своего труда. Давайте вспомним некоторые русские старинные игры.

1. Игра «Каравай» ( поздравляем Овсянникову Олю).

2. «Что при всех болезнях будет всем полезней!»

( кто съест лимон , улыбаясь).

3. «Яблочный спас» . Кто быстрее съест яблоко, которое привязано на веревочку.

( награждение победителей  конкурсов).

Учитель :  Сегодня мы много узнали о замечательном времени года – об Осени , о том как осень дарит нам много подарков, а главный подарок Осени – крепкое здоровье.

Праздник заканчивается чаепитием и осмотром выставки осенних поделок.

Использованная литература :

- Современные праздники  в начальной школе. Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. – Москва : ИКЦ «МарТ» , 2004.;

- Тридцать три пирога (игры, считалки, скороговорки, загадки).Сост. Булатов М. Детская литература, 1973 г.;

- Русский народный календарь. Третьякова О.В, Тверитинова Н.В.- М.: Метафора , 2005 .;

- «Начальная школа», научно-методический журнал , 2007 год, №8; 2009 год, № 9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный выпуск классной газеты "Осенние каникулы"

Этот выпуск газеты создан специально к осенним каникулам. Он содержит информационный материал и развлекательный. osennie_kanikuly.jpg osennie_kanikuly_2_stranica.jpg...

Классный час "Осенние именинники"

Разработка классного часа, посвящённого празднованию осенних именин....

Классный час :"Осенний калейдоскоп».3 класс

Данное мероприятие относится к серии занятий по  воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн...

Классный час "Осенняя мозаика"

Классный час об осени, осенних приметах, народных праздниках. Классный час содержит практическую часть - изготовление мобиле "Солнышко с птичками"...

Классный час "Осень подойдет неслышно"

Классный час был проведен учениками 3 класса для ребят группы продленного дня....

Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)

Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с  понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...