Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Козлова Валентина Викторовна

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okr_mir_4kl.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира

    Тема: Жизнь пресного водоема.

    Цели:

    • Обобщить знания учащихся о природном сообществе.
    • Развивать наблюдательность, речь детей, мышление (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).
    • Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю
    • Заложить основы экологического воспитания.

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

    Л.Н. Толстой

    Ход урока  

     (3-7 слайды на среднем компьютере демонстрирует учитель,Дети сидят на своих рабочих местах)

     Организационный момент          Слайд 3  (высказывание Л.Н.Толстого)

    - Как понимаете эти слова?

    -Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

      Актуализация опорных знаний     

    - Тему урока вы назовете сами, выполнив следующее задание

    МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ                                                     Слайд 4

    • Что общего у этих понятий? (Водоемы)
    • Назовите лишнее слово.( Река )
    • На какие две группы можно разбить эти водоемы? ( Искусственные, естественные, соленые и пресные)

    - Сегодня на уроке мы поговорим о пресных водоемах, об их животном и растительном мире.    

                                                                                                                                                    Слайд 5

    - Какие типы пресных водоемов вы знаете?(река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)

    -Какой водоем вы видите на фотографиях? (озеро. т.к. водоем окружен лесом, в нем много растений, нет течения)                                                                                                        Слайд 6,7

    .-Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Сначала поговорим о растениях водоема.

    Я прошу вас вспомнить и назвать органы растений.                            Слайд 8   ( за компьют по 2 уч)

    Растение
    Корень
    Лист
    Стебель
    Цветок
    Плод

    Первая группа садится за парты, вторая остается за компьютерами

      Работа по теме урока

    - Растения водоемов разнообразны по своему строению и положению в воде.

    .- На какие группы можно разбить растения водоемов в зависимости от их положения в воде?

    • Растения, свободно плавающие на поверхности;                              
    • Растения, находящиеся полностью под водой;
    • Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть.

    Заполнение таблиц «Растения водоемов» (1 группа- за партами читают статью учебника с194,  2 -  за компьютерами карточки с информацией о растениях)

    .                                                                                                                                         Слайд 9

                                                             Растения водоема

    Плавающие на поверхности

                Под водой

    Под водой только нижняя часть

    (на поверхности воды)

    Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка

    (Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок.

    Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками.

    Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются.

       (под водой)                                             .                                                           Слайд 10

     Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)

      (под водой только нижняя часть)                                                               .                                                                                              Слайд 11

    Камыш, рогоз, стрелолист

    -Назовите, чем отличаются сухопутные растения от растений водоемов.

    -Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?(пища и дом для животных, вырабатывают кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах)

    Первая и вторая группы меняются местами

    Загадки:

    1.Ползает наоборот,                                 2 У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)

    Задом наперед,                                         3.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)

    Всё под водой                                            4. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

    Хватает клешней.(рак)                               5. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик                  (                                                                                                                                     (стрекоза)

    -Богат и разнообразен животный мир водоема. Животные есть в водоеме везде: на поверхности и

    на водных растениях.

                                                                Животный мир водоемов

    Птицы и млекопитающие

    Живут на растениях

     Обитают в толще воды

    На поверхности воды

    -Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?

    -Как живут обитатели водоема? (сообща)

    (В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).

    V Экологическая проблема

    -Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.

    1) Сценка.

    Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

    1 рыбак: Вот так - так!.

    - Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

    2 рыбак: Вот это – да-а!

    - Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

    3 рыбак: Ух, ты!

    - Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

    Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!

    - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

    2) - «Матушка-природа» сегодня вновь прислала нам «цепь», но не питания.

    - Рассмотрите её внимательно, подумайте, что нам хотела рассказать «Природа» и как называется эта цепь?

    - Это «цепь загрязнения».

    - О чём она предупреждает?

    - Что вы можете предложить по охране водоёмов.

    - В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?

    1.  Мусорить на берегах.
    2. В водоёмы не бросать отходы.
    3. Не мыть машины в водоёмах.
    4. Не сбрасывать промышленные отходы.
    5  Вырубать леса по берегам водоёмов.
    6. Ограничить вылов рыбы.
    7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
    8. Разрешить неограниченную рыбалку.
    9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.

    V Рефлексия

    - С каким настроение вы уходите с урока?

    - Дополните предложения:

    «Теперь я знаю…»     «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске)

    V. Творческое задание на дом.

    Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

    • “На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой”
    • “Пресноводный водоем  - им всегда и стол и дом”
    • “Водоемы – колыбель жизни”

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ                         «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

                    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ППС

         (ПРОГАМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА)

                             

    4 класс

      Учебник: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»

    Учитель: Козлова В.В.                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

    Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

    Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"

    Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова....

    Урок окружающего мира 4-й класс "Водоемы нашего края "

    Кейс-урок по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4-й класс. Авторы учебника Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.Урок построен с использованием исследовательской работы и групповой формы работ...

    Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

    Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...