Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.

Планируемые результаты     

Предметные:

- знать растения пресных водоёмов;

- знать животных пресных водоёмов;

- уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.

Личностные:

-развивать устную речь;

-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

-развивать умение формулировать свои мысли;

-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл presnyy_vodoem_pechat.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2020.                                                                                                          ФИО учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ СОШ №91                                                                                          ФИ студента: Карпова А., 42 гр.

Класс: 3 «в»                                                                                                           ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Пресный водоём и его обитатели»

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.

Планируемые результаты        

Предметные:

- знать растения пресных водоёмов;

- знать животных пресных водоёмов;

- уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.

Личностные:

-развивать устную речь;

-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

-развивать умение формулировать свои мысли;

-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник окружающего мира «ПНШ» 3кл., 2 часть/Федотова О.Н.; презентация, рабочие тетради.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы?

Девиз нашего урока:

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

Готовятся к уроку.

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

5 мин

 - Предлагаю вам отгадать загадки:

1)Ползёт наоборот,

Задом наперед,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

2)Вильнёт хвостом туда-сюда,

И нет её, и нет следа.

3)Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

- Где живут названные животные?    

- В каких именно?

(Рак)

(Рыба)

(Лягушка).

(В водоемах)

(Пресных)

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

П:анализ объектов с целью выделения признаков;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

2 мин

- Сформулируйте тему урока. Слайд 1

- Определите цель урока.

Слайд 2

- Сформулируйте задачи урока.

- По оглавлению учебника определите, на каких страницах мы будем работать.

- Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки.

- Оцените свою работу на этапе постановки цели и задач урока.

(Пресный водоем и его обитатели) 

(Изучение обитателей пресного водоема).

(Задачи: 1)изучить растения пресных водоемов;

2) изучить животных пресных водоемов;

3)изучить взаимосвязь между обитателями пресного водоема)

(Страницы 59-64)

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

15 мин

- Какие водоемы есть в нашей местности?

- Они пресные или солёные? 

- Предлагаю обратиться к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе?

- Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе?

- Вспомните, что вы видели на берегу водоёма. Какие там растут растения, и какие животные обитают?

- Оказавшись у водоёма, мы можем видеть тех обитателей, которые живут на поверхности, а ведь жизнь в водоеме есть везде: у берегов, на поверхности, у самого дна и на дне.

Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на карточках изображения названных в тексте  растений.

- Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска)

- В стеблях, корнях, листьях  водных растений есть воздухоносные  каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред,  через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. Слайд 3

- Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной.  Тину можно увидеть, если её большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом.

Предлагаю вам группами подойти   к микроскопам и рассмотреть её.

- Что вы увидели?

- Оцените свою работу на данном этапе.

- Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема?

- Предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок на странице 61 учебника. Один ученик назовёт обитателей водоёма, а второй расскажет,  чем они питаются.

- Озвучьте свои ответы.

- Прочитайте про себя текст учебника на с. 62-63. Кого из обитателей водоёмов вы не назвали? 

(Река,  пруд, ручей)

(Пресные).

(Дети читают)

(Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.)

(Служат пищей для животных)

(Пары озвучивают ответы)

(Водомерки,улитки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, зимородки, чайки….)

П: сопоставление информации, представленной учителем;

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Первичное закрепление

Методы: практический, упражнение.

5 мин

- Ребята, а знаете ли вы, кто в реке без головы живёт?

Сообщения 

1) Беззубка – пресноводный малоподвижный моллюск с раковиной из 2 пластинок. Сначала раковина лежит неподвижно, потом её створки приоткрываются, и хозяйка высунет из раковины… нет, не голову – ногу. Головы у неё нет. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок или камешки, раковина дрогнет и подвинется с места на 2-3 см. Отдохнёт беззубка и снова в путь. (Видеоролик «Беззубка» - слайд 4)

2) Над водой и под водой живут у реки и пруда стрекозы. Красотки, стрелки, лютки живут у воды постоянно. А вот большая стрекоза прилетает к воде редко. Всем стрекозам нужна вода, потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. И только в воде могут жить их личинки. (Видеоролик «Стрекоза» - слайд 5)

3)Дафнии – это рачки. Размером они не больше запятой в книге. Рассмотреть дафний можно только через увеличительное стекло. У них есть усы, похожие на ветки. Взмахнут дафнии усами-ветками, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. Ещё взмахнут – ещё подпрыгнут. Дафнии очищают воду, потому что  питаются умершими невидимыми глазу животными, растениями, бактериями. (Видеоролик «Дафнии» - слайд 6)

4)В капле речной воды открывается удивительный мир. Вот какой-то почти прозрачный комочек. Он всё время меняется. Только что был круглый, и вдруг сбоку появился отросток. Отросток становится больше, и комочек переливается в него. Округлился, опять появилась «нога». Это амёба. Так она шагает. (Видеоролик «Амёба» - слайд 7)

5)Еще одно странное существо – туфелька. Всё её тело покрыто ресничками. Каждая ресничка как маленькое весло. Туфелька умеет управлять сразу всеми «вёслами»  и быстро плывёт, куда ей надо. (Видеоролик «Туфелька» - слайд 8)

6)Видеоролик «Водомерка» - слайд 9)

- Мы познакомились с некоторыми животными – обитателями пресных водоемов. Оцените свою работу на данном этапе.

(Беззубки)

Р: проверить результаты вычисления;

П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

5-6 минут

-Пришло время поработать самостоятельно. Сейчас я предлагаю вам интересное задание составить цепи питания, используя предложенные картинки.  

-Кто готов?

-Замечательно. Давайте сверим ваш вариант с моим.

(составляют цепь питания)

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Включение в систему знаний

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

- Как вы думаете, существует связь между обитателями пресных водоёмов? Какая?

-  Предлагаю поработать в группах.

1) Задание «Кто лишний?»: на экологическом панно оставить только обитателей пресных водоёмов.

2) Задание «Животные пресных водоёмов»:   найти на картинках, размещенных в классе, животных -обитателей водоемов.

3) Задание «Растения пресных водоёмов»:   найти на картинках, размещенных в классе, растения пресных   водоемов.

Группы озвучивают ответы.

Оцените работу на данном этапе урока

- Можно ли пресный водоем назвать природным сообществом? Почему? Слайд 9

- Какие обитатели пресного водоёма нашей местности нуждаются в охране?

- Какое участие в охране водоёмов можем принять мы с вами?

(Лишние: крот, гриб, лиса, заяц…)

(Кувшинка, кубышка, купальница, бобры, выдра)

(Очистить берег от мусора, выпустить листовки, газеты с информацией об охране водоемов, сделать условные знаки).

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

2-3 мин

- Все задачи урока решены?

- Цель урока достигнута?

- Поставьте итоговую оценку за работу на уроке.

- Заполните карточку, используя цветной маркер.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Оценивают результаты учебной деятельности.

Проводят самооценку, рефлексию.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений.Планируемые результаты       Предмет...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным ирастительным миром болота.  Планируемые результаты:Предметные:Уметь использова...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование  представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...

Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Поле и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Формирование зн...