Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: понятие «болото»; представителей животного и растительного мира болота;
  • уметь: использовать полученные знания при выполнении практических заданий.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boloto_i_ego_obitateli.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.2020

ФИО учителя: Рощупкина С.В.

Школа: № 91

ФИ студента: Карпова А.

Класс: 3 В

ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Болото и его обитатели»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: понятие «болото»; представителей животного и растительного мира болота;
  • уметь: использовать полученные знания при выполнении практических заданий.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Окружающий мир: 3 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 2: 144 с., компьютер, проектор, презентация Power Point 2007, видеофрагмент, раздаточный материал.

Этапы урока Методы и приемы

Хрономе траж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к

деятельности

Словесный:

слово учителя

1-2 мин

  • Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
  • Теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на сегодняшнем уроке.
  • Молодцы!

Приветствуют учителя.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л.: самоопределение к учебной деятельности

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический:

работа с карточками

Наглядный:

демонстрация слайдов

4-5 мин

  • Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по природным сообществам. Для начала давайте вспомним, с какими природными сообществами вы уже знакомы.
  • Ребята, сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Я раздам каждой группе карточки. Ваша задача – соотнести животное или растение с тем природным сообществом, в котором оно находится.

  • Давайте проверим.

  • Лес, луг, поле, пресный водоём.

Соотносят природные сообщества и их обитателей.

  • Лес – белка, луг – колокольчик, поле – колорадский жук, пресный водоем  – рак, … - росянка.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ,

структурирование знаний П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

3 мин

  • Ребята, к какому природному сообществу относится это растение (росянка)?
  • Тогда, чтобы узнать, к какому природному сообществу оно относится, разгадайте загадку:

«Все обходят это место:

Здесь земля - как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для стопы»

  • Молодцы! Данное растение растёт на

Затрудняются ответить.

Словесный:

учебный диалог

П.: анализ, подведение под понятие

- Болото.

болоте. И вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня? Какая будет тема нашего урока?

  • Правильно. Тема нашего урока «Болото и его обитатели». Зная тему, какие цели мы можем поставить перед собой?

  • Молодцы!

  • Болото и его обитатели.

  • Узнать, что такое болото, какие животные там живут и какие растения растут.

К.: учет разных мнений

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный:

учебный диалог

Практический:

работа с учебником

8-9 мин

  • Ребята, кто может сказать мне, что такое болото?
  • Верно, болото – это широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши.
  • Ребята, как вы думаете, как же образуются болота?
  • Болото обычно образуются в низинах, где скапливается и  застаивается  вода, или на месте бывших озёр при их зарастании. И что интересно, некоторые реки берут своё начало из болот.
  • Ребята, а кто знает, чем покрыта поверхность некоторых болот?
  • Хорошо, ребята. Давайте сейчас узнаем, чем покрыта поверхность болот и как же устроена жизнь на болоте. Вы будете работать в парах. Я раздам вам карточки с текстом. Ваша задача – заполнить пропуски. Вы пользуетесь учебником, используя 2 абзац на странице 65. У вас есть 5 минут.
  • Давайте послушаем, какие рассказы получились у вас.
  • Молодцы! Так что же покрывает поверхность болот?
  • Верно, посмотрите, как он выглядит.
  • Есть ли у него корни?

Предлагают свои варианты ответа.

Предлагают свои варианты ответа.

Предлагают свои варианты ответа.

Заполняют пропуски в тексте с помощью учебника.

Отвечают две пары.

  • Мох сфагнум.

  • Нет.

К.: учёт разных мнений П.: выделение необходимой информации

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К.: учёт разных мнений

П.: анализ, выделение необходимой информации

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Словесный:

учебный диалог

Наглядный:

демонстрация слайдов

  • С помощью чего он всасывают воду и питательные вещества?
  • Что происходит с нижними частями стебля?

  • Хорошо, а кто скажет нам про торф? Для чего он нужен на болоте?
  • А все растения могут жить на болотах?

  • Ребята, предположите, какие растения растут на болотах?
  • Теперь откройте свои учебники на странице 66 и прочитайте названия растений, которые растут на болоте.

  • Теперь давайте прочитаем с вами первый абзац на 66 странице. Кто хочет?
  • Хорошо, остальные следят.
  • Ребята, скажите, что вы узнали из учебника. Какие растения поселяются на болоте?

  • Посмотрите, как они выглядят.
  • Ребята, на болотах растёт очень необычное растение – росянка. Как вы думаете, почему оно необычное?
  • Хорошо, сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент об этом растении, а после просмотра вам нужно будет ответить на несколько вопросов. Вы можете увидеть их на слайде. Прочитайте их.

  • С помощью стеблей и листьев.

  • Они находятся в торфяной жиже и отмирают, отмершие части превращаются в торф.

  • На нём живут другие обитатели болот.
  • Нет, т.к. торф сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней.

Предлагают свои варианты ответа.

  • Мох сфагнум, багульник, осока, клюква, росянка.

Ученик читает текст.

  • Багульник, осока, клюква, голубика, морошка т.д.

Смотрят на слайд. Предлагают варианты ответов.

  • 1.        Почему        росянка        носит        такое название?
  1. Что особенного в этом растении?
  2. Как оно питается?

К.: учёт разных мнений

П.: смысловое чтение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: учёт разных мнений

Наглядный:

видеофрагмент

Словесный: учебный диалог, рассказ

  • Хорошо, внимательно смотрим.
  • Ребята, про какое растение мы посмотрели видео?
  • Правильно, давайте вернёмся к нашим вопросам и ответим на них. Почему росянка носит такое название?

  • Что особенного в этом растении?

  • Как оно питается?

  • Как вы думаете, почему росянка превратилась в хищника?
  • Верно. На бедных болотистых почвах растению не хватает питательных веществ.
  • Какие растения-хищники вы ещё знаете?
  • Ребята, на болоте живет еще одно растение-хищник – пузырчатка. Назвали растение так за липкие зеленоватые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья. Эти пузырьки нужны растению для охоты. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка        и        одновременно пищеварительный орган. На суженном конце  пузырька  есть отверстие, закрытое

«дверцей». Открывается она только внутрь. По ее бокам насторожились длинные упругие и очень чувствительные щетинки. Как только их коснется водяной рачок или другое животное, «дверца» мгновенно  открывается  внутрь.   Вода,  а

Смотрят видеофрагмент.

  • Росянка.

  • Она называется так из-за блестящих капелек, которые покрывают каждый лист. Как будто она вся в росе.
  • Это растение-хищник, оно питается насекомыми.
  • Жидкость на листьях росянки – это клей. С его помощью растение охотится. Насекомые приклеиваются к  листьям, они сворачиваются и жертва переваривается.

  • Ей не хватает питательных веществ.

Предлагают свои варианты ответов.

П.: анализ, выделение необходимой информации

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К.: учёт разных мнений

П.: анализ, выделение необходимой информации

вместе с ней и жертва, всасываются внутрь пузырька. «Дверца» сразу закрывается. Изнутри пузырьки покрыты желёзками, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке пойманная добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже через 20 минут пузырек готов схватить следующую жертву

Динамическая пауза

1-2 мин

- Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за персонажами видео.

Выполняют физические упражнения.

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог, объяснение

6-7 мин

  • Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно рассмотреть рисунки животных, которые можно встретить на болотах. Назвать их и предположить, как они приспособились к обитанию во влажных местах.
  • Ребята, заканчиваем обсуждение. Кто хочет назвать нам животных?

  • Молодцы. Кто хочет  высказать своё предположение,        как        животные приспособились к обитанию во влажных местах?
  • Верно. Ребята, у лягушки кожа постоянно влажная, поэтому болотная сырость помогает ей поддерживать кожу во влажном состоянии. А ещё на болотах всегда много комаров, что обеспечивает лягушке питание.
  • У кулика очень длинный клюв. Он помогает ему находить в иле затаившихся личинок комаров.
  • Цапли и журавли являются обладателями длинных тонких ног с

Обсуждают задание в парах.

- Комар, лягушка, кулик, цапля, водяная крыса, белая куропатка.

Высказывают свои предположения.

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: анализ

Практический: составление цепей питания

перепонками между пальцами. Это позволяет им ходить по топкой болотной грязи не проваливаясь. А питаются эти птицы лягушками, червями, которых много на болоте.

  • Ребята, кто ещё обитает на болоте?
  • Ребята, рядом с болотом мы также можем встретить водяных крыс и бобров, ужа, болотную гадюку. Из птиц полакомиться сладкими ягодами на  болоте любят белые куропатки, а сочными растениями – лоси и косули.
  • Ребята, мы узнали, какие животные обитают на болотах. Давай попробуем составить цепи питания, образующиеся  на болотах. Кто хочет? (На доске изображения животных и растений).
  • Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

- Бобры, змеи и т. д.

У доски составляют цепи питания.

П.: структурирование знаний

VI. Самостоятельная работа с

самопроверкой

4-5 мин

  • У вас на партах лежат тесты, которые вам нужно выполнить самостоятельно. Правильный вариант ответа обведите в кружок, не забудьте подписать работы!
  • Первые 3 человека, которые сделают тест – поднимите руку, я подойду, проверю и поставлю оценку.

Тест:

  1. Болото – это:

А) большой участок земли с травянистым покровом и кустарниками

Б) широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши.

В) большой участок земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников.

  1. На болоте растут: А) кувшинка, кубышка

Практический:

самост. работа

Выполняют самостоятельную работу.

П.: анализ, синтез

Р.: саморегуляция

Наглядный:

демонстрация слайдов

- Б.

Б) рожь, пшеница

В) пузырчатка, клюква

  1. На болоте и рядом с ним можно встретить:

А) водяную крысу, кулика, ужа Б) окуня, щуку, чайку

В) мышь-полевку, крота

  1. Какие        из        растений        являются растениями-хишниками?

А) клюква, брусника Б) росянка, пузырчатка В) осока, багульник

  • Заканчиваем работу – проверяем ответы с эталоном на экране.
  • Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. - У кого 1 ошибка? - У кого 2 и более?

  • В.

  • А.

  • Б.

Р.: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний,

повторение

Наглядный:

видеофрагмент

Словесный:

учебный диалог

7-8 мин

  • Ребята, давайте посмотрим с вами небольшой видеофрагмент о болоте, а потом вы ответите на мои вопросы.
  • Скажите, как называются самые влажные места на болотах?
  • Чем они опасны?
  • Как избежать топей?

  • Как образуются болота?

  • Какую пользу приносят болота?

  • Отлично! Какой мы можем сделать вывод о болоте?
  • Болото играет большую роль в жизни человека. Несмотря на то, что оно может

Смотрят видеофрагмент.

  • Топи.
  • В них погибают люди.
  • Нужно прощупывать длиной палкой то место, куда собираешься ступить.
  • На месте небольших озёр, где застаивается вода; по вине бобров, которые перегораживают реки своими плотинами и затапливают пространство.
  • Они как леса выделяют в воздух кислород, делают реки чище. Торф используют как топливо, удобрение и в медицине.

Делают вывод.

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: структурирование знаний

быть опасным для жизни, болото приносит человечеству много пользы!

- Запишите домашнее задание. Учебник стр. 65-68 читать. Рабочая тетрадь стр. 23- 24.

Записывают домашнее задание.

Р.: саморегуляция

VIII. Рефлексия по продукту

деятельности

Словесный:

учебный диалог

2-3 мин

  • Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?
  • Какие цели мы ставили перед собой?

  • Достигли ли мы их?
  • Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

У меня получилось …

  • Молодцы! Спасибо вам большое за работу! Урок окончен, до свидания!

  • «Болото и его обитатели».
  • Узнать, что такое болото, какие животные там живут и какие растения растут.
  • Да.

Оценивают работу на уроке.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"

Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...

Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...

Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений.Планируемые результаты       Предмет...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....