УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Панина Любовь Сергеевна

 

Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительный структурный элемент: предъявление игровой задачи; оценка выступления игроков.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся по теме: Групповая работа (в отличие от фронтальной работы) очень привлекает младших школьников. Она обеспечивает  непосредственное  взаимодействие между учащимися  и делает руководство со стороны учителя косвенным.  Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, особенно, если занимаются исследовательской работой.  Немаловажную роль на уроке сыграл наглядный материал; с помощью интерактивной доски на уроке были использованы отрывки из мультимедийных уроков  по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«ПУСТЫНИ»

Цель урока: 

  • сформировать у  учащихся представление о природной зоне пустынь,
  •  ознакомить с географическим положением зоны пустынь,  ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
  • развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой;
  • развивать умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Оборудование: Презентация «Пустыни», карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

II. Повторение пройденного материала.

- Перед тем, как отправиться в новое путешествие, вспомним, в каком месте мы побывали на прошлом уроке.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

- Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.

Далее проводится конкурс рисунков на тему: «Какой я представляю себе степь». Рисунки закреплены на доске, художники кратко комментируют свои работы. Дети выбирают 2-3 лучших рисунка.

III. Сообщение темы и задач урока.

Разгадайте ребус, и вы узнаете,  куда нам предстоит отправиться в путешествие. (Слайд 1)

- А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга. Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни.                                                                    

Вы заняли каюты в нашем теплоходе, а значит, готовы совершить путешествие

 

IV. Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа.

- Покинув родной край, мы с вами оказались на юго-западе России. Итак, мы - путешественники.                                                                                                        

- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни. (Слайд 2)                                         

- Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо.  Кажется, что тебя окружает пустота и жара).

- Интересно, от какого слова произошло слово «пустыня»?  Света и Юра попробуют ответить на этот вопрос с помощью энциклопедического словаря. (От слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова».

- Отправившись в путешествие, нам прежде всего надо узнать

указатель (Слайд 4).

·   Географическое положение зоны пустынь.

·   Почва или поверхность земли в пустыне.

·   Климат.

Слайд 5  - географическое положение

- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

Рассказ ученика  у доски.                                                                      

почва                                                  

- Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям.  Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые.

- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Самые большие пустыни близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России.                                                                               

Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), (между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (Это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны, а теперь это отдельные государства.                                                                                              

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают.

слайд 5

- Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца.

- Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно?  Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.

- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться)

- К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

2. Работа в группах. Исследовательская деятельность.

- Все вы сидите в отдельных каютах нашего теплохода. В первую каюту вошли ботаники, во второй каюте объединились зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную  исследовательскую работу

- У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник. Книга «Растительный мир нашей страны».

Карточка – «помогайка»:

1.                 Общая особенность растений.

2.                 Индивидуальное приспособление к природным условиям.

- суккуленты – кактусы;

-  верблюжья колючка;

- джузгун;

-  колосняк.

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника.

Карточка – «помогайка»:

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

- ящерица – круглоголовка;

- лисичка – корсак и ушастый еж;

- тушканчики;

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник.

Карточка – «помогайка»:

1.                 Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.                 Охрана редких растений и животных, заповедники.

- Итак, я вижу, многие исследователи готовы.  (Слайд – указатель). Слово ботаникам.                                                                                                                            

- Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.

- Как вы думаете, почему? (из-за недостатка влаги).                                  

- А вот там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)

Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.

- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Рассказ зоологов.

Рассказ ученика у доски                                                                                

- Хочу рассказать о змеях пустыни.  Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде 

- В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана, длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».

 

- Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.                                                                                                                                   

- Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным скарабеем.

 

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.

V. Физкультминутка 

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!

VI. Продолжение работы над новой темой.

- Продолжим наше путешествие.

- Люди в пустынях живут уже много тысяч лет. В разных местах в пустынях живут разные народы: это казахи, русские, калмыки, дагестанцы, туркмены, узбеки, таджики, киргизы. На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя дает богатые урожаи. Главные культуры: фрукты, овощи.

- Заслушаем экологов.

Рассказ экологов.

VII. Закрепление изученного материала.

- Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?»  (Солнце – хозяин потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует – равнинная поверхность).

С. 40, № 4 (тетрадь)

-   Прочитайте.

-   Узнайте животных по их фрагментам. Запишите названия животных.

Проверка.

-   Каких животных вы узнали?  (Ящерица-круглоголовка,  верблюд, ушастый ёж, тушканчик, священный скарабей, сайгак.)

                       

 Игра «Узнай меня»

1. Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

2.  Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

3.  Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

4.  Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

5.  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

6.  Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

- А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира (Работа ведется самостоятельно в таблице)

С. 41, №6

-   Прочитайте.

-   Рассмотрите знаки-рисунки.

-   Какие   экологические   проблемы    выражены   этими   знаками-рисунками.

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (Неумеренное орошение приводит к накоплению соли в почвах.)

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки.)

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Незаконная охота - браконьерство.)

-   Запишите в тетради.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

ПУСТЫНИ

НЕУМЕРЕННОЕ ОРОШЕНИЕ;

ВЫПАС СКОТА;

БРАКОНЬЕРСТВО;

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).

 

- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой. Пересекаем границу, садимся на теплоход и держим курс на северо-запад.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы у себя дома, а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.

 

VIII. Подведение итогов работы.

 

IX. Домашнее задание.

Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительный структурный элемент: предъявление игровой задачи; оценка выступления игроков.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся по теме: Групповая работа (в отличие от фронтальной работы) очень привлекает младших школьников. Она обеспечивает  непосредственное  взаимодействие между учащимися  и делает руководство со стороны учителя косвенным.  Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, особенно, если занимаются исследовательской работой.  Немаловажную роль на уроке сыграл наглядный материал; с помощью интерактивной доски на уроке были использованы отрывки из мультимедийных уроков  по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс....

Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»

Презентация к уроку – путешествию  по окружающему миру во 2 классе  на тему  «Знакомство с городом – героем Тулой»...

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.

Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта интегрированного урока математики с окружающим миром "Кто или что движется быстрее. Животные пустыни" 4 класс ПНШ

класс4 классУМК«Перспективная начальная школа»ПредметМатематика, окружающий мирТема урока Кто или что движется быстрее. Животные пустыни.Тип урокаОткрытие новых знанийТехнологииИКТ, здоров...

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...