Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Минниханова Ирина Петровна

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda_arktika.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Зона арктических пустынь.

Цель деятельности учителя

Дать представление об особенностях природы Арктики; развивать речь, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомятся с природой зон арктических пустынь (признаками, местоположением на карте, животным и растительным миром), освоением полезных ископаемых и создающимися вследствие этого экологическими проблемами; научатся находить зоны на карте природных зон России.

Метапредметные: П. ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе; развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия

Природная зона, арктическая пустыня (ледяная зона), полярное сияние.

Межпредметные связи

Окружающий мир, экология, литературное чтение.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемный; фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир. 4класс». А.А. Плешаков.

Методическое пособие, сигнальные карточки, схемы- Мэнедж Мэт.

Технологическая карта урока «Зона арктических пустынь».  

 

                                           

 

                                                                   

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета. Проводит упражнение на активизацию.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: понимают    и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника.

Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют планирование и прогнозирование; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

Учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют

Постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Познавательные:

осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

Осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные:

Осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Организация рабочего места

Актуализация знаний

Формулирует задание наводящими вопросами: Какие природные зоны России вы знаете? Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг? Предлагает найти лишнюю зону, добавить недостающую и расставить зоны по порядку:

1 Тундра

2 Пустыня

3.Ледяная зона

4.Лесотундра

5.Степь

6.

Находят промежуточную зону-лесотундру. Затем составляют комбинацию цифр из карточек: (3,1,6,5,2)

Групповая.

Устные ответы

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала

Первичное осмысление и закрепление 

Прочитывается отрывок из произведения         Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

-Подумайте, в какой зоне жила героиня этого произведения?

«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями- буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится.» (Чертог- великолепное здание, дворец, помещение.)

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Сегодня мы будем изучать зону Арктических пустынь или ледяную зону по плану:

1. Название, изображение на карте.

2. Особенности природы изучаемой зоны:

а) климат;

б) растительный мир;

в) животный мир.

3. Использование природы данной зоны человеком.

4. Экологические проблемы и охрана природы.

1) Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

-Каким цветом она обозначена? В каком поясе Земли находится? Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне?

2)  а -Рассмотрите изображения на фотографиях данной зоны. Проанализировав их, какой вывод можно сделать о данной зоны? Какой же климат Арктики? Прочитайте страницы учебника 76 и 77. Что еще вы узнали нового об ледяной зоне?

б, в- Познакомьтесь с сообщениями детей о растениях и животных арктической зоны, которые вам помогут отгадать кроссворд:

-Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «Птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой(чайки).

-Близкий родственник тюленей(морж).

-Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал(кайры).

-На них очень любит поохотиться полярный (белый) медведь(тюлень).

-Самое распространенное растение полярных районов(лишайники).

-Самый крупный обитатель морей и океанов(кит).

-Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы(рачки).

3) Просмотр слайдов «Арктика и человек».

-Какое влияние оказывает человек на природу Арктики?

Решите экологические задачи:

а) Морж известен, иногда до метра, клыками, а также добродушием и любознательностью. Но, к сожалению, у ученых есть основания, что вид не выживет. Как вы думаете почему? Что можно сделать по спасению вида этих животных?

б) Белый медведь-самый крупный представитель отряда хищных млекопитающих, самый крупный наземный хищник. В последние годы сокращается численность белых медведей. Почему это происходит? Чем люди могут помочь в этой беде?

Прогнозируют содержание урока.

Показывают на карте.

Анализируют изображения на фотографиях, самостоятельно работают с текстом учебника.

Выступления с сообщениями о растениях и животных.

Заполнение кроссворда.

Обсуждают решение экологической задачи.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная

Групповая по схемам- Мэнедж Мэт..

Фронтальная, индивидуальная.

Групповая по схемам- Мэнедж Мэт..

Групповая

Устные ответы

Устные выступления

Письменное заполнение карточек с кроссвордами

Устные ответы

Итоги урока. Рефлексия.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что бы вы хотели узнать?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная

Познавательная:

Осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке.

Домашнее задание

Читать с.76-82, вопросы с.82, задания с.82

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные:

Осуществляют поиск средств достижения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта по окружающему миру по теме : " Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта предназначена для проведения урока по окружающему миру. Она включает в себя подробное изучение зоны Арктических пустынь, закрепление материала и разработку таблицы с основной инф...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта урока окружающего мира «В школе» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: формирование представления о роли школы в жизни учащихся, обсудить правила поведения в школе.Задачи урокаДидактические:- научить правилам поведения в школе- формировать навыки коммуни...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...