Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира - Садитесь. -Но для начала давайте вспомним правила успешного урока
| 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
-Слушать учителя, отвечать по поднятой руке, не перебивать. |
УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению |
|
Актуализация знаний и мотивации (5-7 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Взаимоконтроль Самопроверка | 1.Проверка пройденного материала. -Прежде чем начнем новую тему, давайте выполним небольшой тест по вариантам Вариант 1 1. Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов б) арктическая зона, зона лесов, тундра в) арктическая зона, тундра, зона лесов 2. Какие существуют промежуточные природные зоны? Зачеркните лишнее. а) лесотундра б) лесопустыня в) лесостепь 3. Как сменяются природные зоны? а) с запада на восток б) с востока на запад в) с севера на юг 4. В чем причина смены природных зон? а) Земля вращается вокруг своей оси б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли в) Земля вращается вокруг Солнца
Вариант 2 1. Что обозначают разные цвета на карте природных зон? а)горы и равнины б)возвышенности в)природные зоны 2. О какой зоне идёт речь? а)Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. б)Арктическая пустыня в)Тундра г)Тайга 3. О какой зоне идёт речь? Много болот, почва влажная и бедна перегноем. Лежит многолетняя мерзлота. а)ледяная зона б)тундра в)лесотундра 4. В какой из этих зон бывают полярная ночь, полярный день, полярное сияние? а)ледяная зона б)тайга в)пустыня -Теперь давайте проверим. | 1. Минутка чистописания 2. Выполняют задание на повторение Ответы Вариант 1 1.В 2.Б 3.В 4.Б
Вариант 2 1.В 2.А 3.Б 4.А
| УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | 1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Посмотрите внимательно на слайд, на нём изображена Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. Как вы думаете? Может ли в таком холодном и пустом месте быть жизнь? - Как вы думаете, какая сегодняшняя тема урока? -Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд, у вас есть слова-подсказки: 1.Познакомиться… 2.Узнать… 3.Закрепить… -Замечательно продолжим изучение новой темы | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
-Да\нет
-Зоны арктических пустынь 1.Познакомиться с географическим положением арктических пустынь. 2.Узнать о климате арктических пустынь. 3.Узнать о растительном и животном мире арктических пустынь. 4.Закрепить полученные знания. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий |
|
«Открытие детьми нового знания» (15 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации
Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. -Перед тем как начнем изучать Арктику, давайте посмотрим видео. -Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя роль: 1) географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны; 2) синоптики будут изучать климат; 3) зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера; 4) ботаники будут искать информацию о растительном мире. -У каждого есть таблица, в ней вы сначала записываете характеристику своей группы. Потом заполняете оставшиеся группы из рассказов. Название гр. | Характеристика | Географы |
| Синоптики |
| Зоологи |
| Биологи |
|
- Мы знаем, что отправляемся в царство холода и льда. Какую одежду мы выберем для экспедиции?
- Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке. 1. Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. 2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь? 3. К северу или к югу от нашего края расположена Арктика? Арктика - это район Земли, примыкающий к... (Северному полюсу). Это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). На карте Арктика обозначена ... цветом. Острова, которые относятся к этой зоне:... (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена ... (к северу) от нашего края.
- Синоптики, пользуясь картинами «Северное сияние» и «Ледяная пустыня», учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке. 1. Почему здесь царство снега и льда? 2. Погодные условия зимой. 3. Погодные условия летом. Солнце направляет на эту зону ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ... (греет). Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Темноту освещают луна, звезды и ... (северное сияние). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (—60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ... (несколько градусов) выше... (нуля).
- Ботаники, используя учебник, атлас-определитель, карточки с изображением растений, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке. 1. Какие растения прижились в Арктике? 2. Как они приспособились к таким условиям? На островах прямо на голых... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большее количество ... (планктонных растений — водорослей).
— Зоологи, используя учебник, атлас-определитель, карточки с изображением птиц и животных, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке. 1. Какие животные обитают в арктической зоне? 2. Чем они питаются? 3. Что такое птичьи базары? Животных арктической зоны кормит... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими — ... (рыбы). Основная пища птиц и животных — это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери — прекрасные ... (пловцы). От холода их защищает... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
| 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом
Дети выбирают из предложенных картинок: меховые костюмы, тёплые ботинки, меховые шапки, варежки | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи
| Видео |
Динамическая пауза (Видео) |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий
|
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, учебник Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. Заполняют таблицу
Отчет Географов:
Отчет синоптиков
Отчет ботаников
Отчет зоологов
— Прослушайте рассказ и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду. Белый медведь — отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинную шею, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему при охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2 °C. — Так что же заставляет белого медведя погружаться в воду? — Итак, все научные группы мы заслушали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
| Выполняют задание и объясняют свой выбор Арктика – это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На карте Арктика обозначена белым цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца - Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Арктика расположена к северу от нашего края.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10—11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3—5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.
Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря — перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв. Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.
-Охота и лютый мороз
-В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Работа с учебником
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин) |
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. -А сейчас выполним самостоятельную работу. Вариант 1. 1.Природная зона арктических пустынь расположена: а) на островах Тихого океана б) на островах Индийского океана в) на островах Северного Ледовитого океана 2. Узнай явление по описанию. «Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.» а) НЛО б) Полярное Сияние в) Млечный путь г) Гроза 3. В Арктике для растений и животных: а) суровые условия б) комфортные условия в) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: а) кедры, березы, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва Вариант 2 1. Отметь признаки приспособленности белого медведя к условиям жизни в Арктике. а) Ноги, превратившиеся в ласты. б) густая длинная шерсть в) белый цвет меха г) широкие лапы д) Мощные клыки, похожие на сабли. 2. Большое скопление птиц на скалах называют: а) птичьи базары б) птичьи рынки в) птичьи гнездовья 3. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? а) температура повысится б) температура не изменится в) температура понизится 4. Арктический заповедник расположен на : а) Земле Франца Иосифа б) Северной Земле в) острове Врангеля
| 1.Выполняют самостоятельную работу.
Вариант 1: 1-в 2-б 3-а 4-б
Вариант 2: 1-б, в, г 2-а 3-в 4-в | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников |
|
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самопроверка | - Организует включение в систему знаний
-Самостоятельно выполните задание 3 в рабочей тетради. Если вы внимательно слушали своих товарищей-зоологов, то с легкостью выполните это задание.
- Чем занимаются люди в Арктике?
-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселенной зоне, и какие? -Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.
- Выполним задание 4 на с. 34. О каких, экологических проблемах говорят эти знаки-рисунки?
Д/з – учебник стр.76-82 пересказ + р.т. стр.33 №2, стр.35 №5,6
| 1. Выполняют упражнения для включения в систему знаний
Высказывания детей.
1 С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор. 2. Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3. Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Распечатки кроссворда |
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) |
Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. Какая тема была на сегодняшнем уроке? – А какую цель мы ставили перед собой? -Верно -Все ли пункты плана мы выполнили? -Я благодарю вас за урок, спасибо за работу | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема: Зоны арктических пустынь Цель: Узнаем об особенностях зоны арктических пустынь Да | УУРД: Оценивать свою работу | Слайд 6 |