Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;

Задачи урока

Дидактические:

  1. узнать значения понятий «дань», «хан», «Золотая Орда»;

  2. научить соотносить годы, события, исторических деятелей;

  3. научить работать с исторической картой;

Развивающие:

  1. развивать внимание при выполнении учебных заданий;

  2. развивать логическое мышление;

  3. развивать устную речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;

  2. воспитывать интерес к истории Отечества;

  3. воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс 2 часть («Школа России»), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 4 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 26.01.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 4 «к»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30  Кабинет: 104

Студент: Зияева Виктория

Группа: 36

Учитель: Милых Наталья Витальевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Трудные времена на русской земле»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;

Задачи урока

Дидактические:

  1. узнать значения понятий «дань», «хан», «Золотая Орда»;
  2. научить соотносить годы, события, исторических деятелей;
  3. научить работать с исторической картой;

Развивающие:

  1. развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. развивать логическое мышление;
  3. развивать устную речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
  2. воспитывать интерес к истории Отечества;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс 2 часть («Школа России»), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 4 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: слово учителя

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку.

- Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И,Ф Практические: расшифровка ребусов Словесные: подводящий диалог

1. Для проверки усвоенных знаний учитель использует кроссворд.

- Давайте начнем урок с небольшого повторения, проверим ваши знания. Вам нужно будет разгадать кроссворд по изученному материалу и отгадать ключевое слово.

  1. Какое важное событие произошло в 988 году?
  2. Как называли добрых молодцев Древней Руси?
  3. Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------?
  4. Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии?
  5. Как другим словом назывался храм на Руси?
  6. На чём писали в Древней Руси?
  7. Как прозвали князя Олега?
  8. Записи о важнейших событиях
  9. Кто были советниками и помощниками князя?

2. Учитель задает вопросы

- Какое ключевое слово получилось?

- Как вы понимаете это слово? Как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре Ожегова. Прочтите.

1. Решают кроссворд.

- Крещение.

- Богатыри.

- Солнышко.

- Олег.

- Собор.

- Береста.

- Вещий.

- Летопись.

- Бояре.

2. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

- Нашествие.

- Вторжение.

- НАШЕ́СТВИЕ - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение.

П: знать материал прошлых уроков

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

1. Учитель определяет тему урока.

- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

- Верно. Тема урока будет звучать так: «Трудные времена на русской земле». Мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

2. Учитель помогает сформулировать цель урока.

- Какую цель вы поставите на урок?

3. Учитель помогает составить план урока.

- Чтобы  добиться цели, давайте составим план нашей деятельности!

План

  1. Узнать, какие были нашествия на Русь.
  2. Поработать с заданиями по новой теме.
  3. Закрепить знания по новой теме.

1. Определяют тему урока.

- О нашествии.

2. Формулируют цель урока.

- Узнать о нашествии на Русь.

3. Составляют план урока.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

1. Учитель рассказывает новый материал.

2. Организует работу с картой и с иллюстрациями.

- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

2. Учитель проводит работу с исторической картой.

- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Посмотрите на карту.

- Да, вы верно заметили. Князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена, состояла из отдельных княжеств и земель, у княжеств и земель были свои города-центры.

3. Учитель проводит с учениками анализ иллюстраций.

- Откройте свои учебники на странице 60. Давайте сравним русских воинов и монгольского воина. Поработайте в парах, обсудите иллюстрации. У вас есть минута. Какие вы видите различия?

- О чем это говорит?

- Правильно. По этим причинам Русь не смогла сопротивляться нашествию монгол.

- В XIII с юга пришло монгольское войско. Сначала выясним, кто такие монголы. Как вы думаете, кто это?

- Верно. Поход на Русь возглавил хан Батый.

- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал.

- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Монголы прозвали Козельск «злым городом». В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

- После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- От какого слова образовалось слово «дань»?

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

- Ребята, теперь давайте запишем значения новых слов в словари в ваших рабочих тетрадях.

- Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно.

- На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно.

- Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе.

- Какой город ближе всего находится к северо-западным границам?

- Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя?

- Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

- Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы?

- Почему именно это время они выбрали для наступления?

- Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.

- Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова?

- Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

1. Слушают учителя.

2. Работают с исторической картой.

- Много территорий, они разного цвета.

3. Анализируют иллюстрации.

- У монгольского воина больше оружия, он на коне.

- О том, что монголы были лучше вооружены.

- Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

- Дать, дар.

4. Записывают новые слова.

- Новгород.

- Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым.

- Захват территории и обогащение.

- Русь была ослаблена нашествием монголо-татар.

- Кто идёт за правое дело, тому бог помогает.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

П: уметь работать с картой, с иллюстрациями.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация, карта

(интерактивная)

Учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения.

М:умение соотносить свои действия с действиями студента

Видеофрагмент

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог

1. Учитель проводит учебный диалог.

2. Осуществляет проверку работы с учебником.

- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы?

- Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, в котором будет наглядно показано как проходило Ледовое побоище. Смотрите внимательно, после я задам вопросы.

- Каким образом построились рыцари?

- Как Александр расположил Русскую армию?

- Чем закончилась битва?

- Верно, русская армия загнала противников на озеро, где они оказались в западне, поэтому конница смогла легко их одолеть.

- Теперь вас ждет еще одно задание. Вам нужно будет исправить ошибки в тексте. Вы будете работать в группах.

«5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились рыцари, а за ними тяжеловооруженные прочие воины. Киевский князь Александр Невский все свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва»

- Верно.

1. Работают с учебником.

- 2 года.

- В виде четырехугольника с клином, в форме трапеции.

- В виде треугольника, острием упиравшегося в берег. Основные силы были на флангах.

- Рыцари оказались в западне и начали отступать.

- 5 апреля 1242 года.

- Немецкие рыцари.

- Чудское озеро.

- Тяжеловооруженные рыцари.

- Новгородский князь.

- По флангам.

- Апрельский лёд.

- Ледовое побоище.

П: уметь работать с текстом;

М: уметь работать в группах

Учебная презентация,

Раздаточный материал,

видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: выполнение упражнений

Наглядный: проверка по эталону

1.Проводит самостоятельную работу.

2. Организует самопроверку учащихся.

- И теперь,  чтобы проверить как вы усвоили материал вы выполните самостоятельную работу. Вы будете решать тест.

 

1. Выполняют самостоятельную работу.

П: знать термины, относящиеся к истории Древней Руси, монгол, уметь работать с лентой времени.

Л: самооценка.

Учебная презентация,

Раздаточный материал,

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

1.Учитель организует работу класса по повторению теоретического материала.

2.Обобщает материал урока.

- Посмотрите на задание №3 в рабочих тетрадях, страница 21.

- Давайте проверим.

- Во втором задании вы будете работать с лентой времени. Приступайте, у вас есть 5 минут:

Впиши даты событий и обведи их на «ленте времени».

Начало нашествия Батыя на Русь — 1237                

Битва на реке Неве —         1240                                

Ледовое побоище — 1242

1.Отвечают на вопросы для закрепления материала.

2. Обобщают материал

- Древняя Русь – Восточная Европа, страна городов, великий князь.

Монголы – Азиатская часть Евразии, Хан, кочевники.

П: знать историю монгольского нашествия, невской битвы, ледового побоища

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

1. Подводит итог урока;

2. Проводит работу по самооценке;

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.?

- Как вы думаете, мы с вами достигли цели?

- Что нового вы узнали?

- С чем возникли трудности?

- Оцените свою работу на уроке, использую смайлики.

 Рис. 1.

Я усвоил всё.                            

Рис. 2.

Я понял, но не всё.

Рис. 3.

Я не усвоил материал

- Почему ты выбрал такой смайлик?

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

- Трудные времена на русской земле.

- Узнать о нашествии на Русь.

- Нашествие монгол.

- Угроза от шведских захватчиков.

- Да, достигли.

- О Невской битве, Ледовом побоище.

- С некоторыми заданиями.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

П: знать какие трудности были на Руси в  XIII в

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Время" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Время"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о понятии «единицы измерения времени», расширение знаний об об...

Технологическая карта урока ОМ «Трудные времена на Русской земле» 4 класс УМК системы Эльконина – Давыдова

Цель урока: формирование представления о военных событиях на Руси в 13 веке; развитие интереса к историческому прошлому страны.Задачи урокаДидактические:Формировать представления о военном...

Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Экономика и экология»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о задачах экономики и эк...

Технологическая карта урока "А. П. Платонов "Цветок на земле"" ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование читательской компетенции посредством работы с рассказом А.П.Платонова «Цветок на земле»....