Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

 

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;

  2. узнать значения понятий: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;

  3. закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой.

Развивающие:

  1. развивать внимание при выполнении учебных заданий;

  2. развивать логическое мышление;

  3. развивать устную речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;

  2. развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;

  3. воспитывать бережное отношение к учебнику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 14.12.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 3 «3»

Урок: 5

Время: 11:30-12:10  Кабинет: 112

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Великий круговорот жизни»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  2. узнать значения понятий: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;
  3. закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой.

Развивающие:

  1. развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. развивать логическое мышление;
  3. развивать устную речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
  2. развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 3 класс 1 часть («Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: слово учителя

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И,Ф Практические: расшифровка ребусов Словесные: подводящий диалог

1. Организует диалог с целью проверки уже имеющихся знаний.

- На какие две группы можно разделить все природные объекты?

- Какие объекты живой природы вы знаете?

- Какими признаками обладают объекты живой природы?

- Какие объекты относятся к неживой природе?

2. Загадывает детям загадки, чтобы подвести к теме урока.

- Сейчас я загадаю вам загадки. Не забывайте, что мы отвечаем по руке.

Высока и зелена

Будет скошена она

Овцы, козы и коровы

Есть её всегда готовы.

- Молодцы, отгадали. Следующая загадка:

Тонконоги и игривы,

А еще они пугливы.

Чуть опасность и в галоп

Стадо быстрых …

- Замечательно, и последняя загадка:

У него большая грива:

И – пушиста, и – красива!

Подходят дети к клетке близко

К ней тянут руки осмелев,

Но осторожно – это …

- Посмотрите еще раз на отгадки. Есть ли между ними взаимосвязь?

1. Отвечают на вопросы учителя.

- На живую и неживую природу.

- Растения, животные, человек, грибы, бактерии.

- Питание, дыхание, рост, размножение.

- Вода, воздух, солнце, почва.

2. Отгадывают закадки.

- Трава.

- Антилоп.

- Лев. 

- Мы не знаем.

П: знать материал прошлых уроков

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

1. Учитель помогает определить тему урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Верно. Тема урока будет звучать так: «Великий круговорот жизни». Мы познакомимся с самим круговоротом жизни, его основными звеньями и узнаем значения некоторых новых для вас понятий.

2. Учитель помогает сформулировать цель урока.

- Какую цель вы поставите на урок?

3. Учитель помогает составить план урока.

- Чтобы нам было легче на уроке, давайте составим план. Закончите предложения:

1. Узнаем…

2. Познакомимся…

3. Закрепим …

1. Формулируют тему урока.

- Мы поговорим о взаимосвязи объектов.

2. Ставят перед собой цель на урок.

- Узнать, что такое круговорот жизни.

3. Составляют план урока.

1. Узнаем, что такое великий круговорот жизни.

2. Познакомимся с участниками круговорота.

3. Закрепим знания.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

(10-15 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Практический: работа в группах

1. Учитель рассказывает новый материал.

2. Организует работу с новым материалом в группах.

- Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни. Посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали?

- Да, сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Король Лев».

-  О каком великом круговороте говорит Король Лев?

- Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни.

В науке каждое звено организмов, участвующие в великом круговороте жизни, имеют своё название, термин. Как называется каждая группа, вы узнаете, прочитав тексты, которые я раздам. После прочтения ответьте на вопросы.

- Ребята, вспомните правила работы в группах.

- Алгоритм будет на слайде. Приступайте к заданию в группах.

1 группа:

Организмами-производителями ученые-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды. Они служат источником энергии не только для самих растений, но и для других живых организмов.

1.Кто относится к организмам – производителям?

2. Почему их так называют?

2 группа:

Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями. Хищники и травоядные животные относятся к организмам-потребителям. Потребляя в пищу растительноядных животных, хищники контролируют их численность. Животные дышит воздухом, пьет воду, питаются. После того как они умирают, их останками питаются другие животные и удобряется почва

1. Кто относится к организмам- потребителям?

2. Почему их так называют?

3 группа:

Особую группу составляют организмы-разрушители. К ним относятся бактерии и грибы. Они разрушают мёртвые остатки растений и животных. Когда растения и животные умирают, то попадают в почву. Под действием бактерий и грибов их остатки превращаются в перегной. Из перегноя образуются минеральные вещества. Эти вещества растворяются в воде, которая содержится в почве, затем поглощаются корнями живых растений. И всё начинается сначала.

1. Кто относится к организмам- разрушителям?

2.Почему их так называют?

- Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.

- Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Почему?

- Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

- Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. Как вы думаете, можно ли убрать какое-нибудь звено из этого круга?

1. Слушают учителя.

2. Работают в группах.

- Это Муфаса и Симба.

- О великом круговороте жизни.

- Слушать других, не перебивать, работать должны все.

1 группа: Производители – это растения. Они производят сахар и крахмал из углекислого газа, воды и солей под воздействием энергии солнца.

2 группа: Потребители – это травоядные и хищные животные, которые потребляют вещества, которые производят организмы – производители.

3 группа: Разрушители – это грибы и бактерии, которые разрушают останки живых существ после их смерти, превращая их в перегной, а затем и в соли.

- Это почва, т.к. в ней останки животных и растений превращаются в перегной, затем в соли.

- Нет, потому что круг разорвётся

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация,

видеофрагмент

Учебник

Динамическая пауза

(1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения.

М:умение соотносить свои действия с действиями студента

Видеофрагмент

Первичное закрепление во внешней речи

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог

Иллюстративный метод

1. Организует работы с новым материалом.

- Давайте проверим как вы усвоили информацию и распределим объекты в цепи питания.

- У меня перепутались картинки. Восстановите последовательность участия организмов в круговороте жизни.

2. Проводит игру «Крестики-нолики»

- Сыграем еще в одну игру: «крестики-нолики». Если утверждение верное, то вы покзываете нолик, если неверное, то крестик.

  • Лиса, волк, заяц, кабан, мышь – потребители.
  • Щука, стрекоза, сова – это хищные животные.
  • Грибы, бактерии – разрушают мёртвые остатки животных и растений.
  • Животные потребляют вещества, производимые растениями.
  • Только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.
  • Грибы – это растения.
  • Почва – это плодородный слой.
  • Осина, дуб, ель, сосна – это разрушители.
  • Если убрать хотя бы одно звено из круговорота жизни, то этот круг разорвётся.
  1. Распределяют животных по группам

- Сначала дерево и цветы, затем буйвол и мышь, в конце бактерии и грибы

- Капуста, коза, волк, бактерии и грибы.

3. Участвуют в игре.

О

Х

О

О

О

Х

О

Х

О

П: уметь работать с текстовыми утверждениями;

П: уметь работать с картой, с иллюстрациями.

Учебная презентация,

Раздаточный материал,

видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой

(3-5 мин)

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: выполнение упражнений

Наглядный: проверка по эталону

1.Проводит самостоятельную работу.

- И теперь, чтобы проверить как вы усвоили материал вы выполните самостоятельную работу. Вы будете решать тест.

1 вариант

1. Первое звено цепи питания.

2. Под действием их получается перегной.

3. Без этих животных стало бы тесно.

4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения.

5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?

2 вариант

1. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая?

2. Что образуется из перегноя под действием микробов?

3. Плодородный слой земли.

4. Не растения и не животные.

5. Второе звено цепи питания.

2. Организует самопроверку учащихся.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверти ответы по образцу на экране.

1. Выполняют самостоятельную работу.

- Растения.

- Бактерии.

- Хищники.

- Воздух.

- Солнце.

- Вода.

- Соли.

- Почва.

- Грибы.

- Животные.

2. Проверяют работы по образцу.

П: знать круговорот жизни и его звенья

Л: самооценка.

Учебная презентация,

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(3-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Парная работа

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Учитель организует работу класса по повторению теоретического материала.

2.Обобщает материал урока.

- Сейчас вам нужно будет в правильном порядке записать последовательность участия организмов в круговороте жизни. Работать вы будете в парах. Можете приступать.

- Проверим что у вас получилось.

1.Делают упражнение на закрепление материала.

2. Обобщают материал

- Дуб, кабан, волк.

- Сосна, жук-короед, дятел.

П: знать порядок в цепях питания

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

М: уметь работать в парах

Презентация,

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ, даилог

1. Подводит итог урока;

2. Проводит работу по самооценке;

-С какими группами организмов мы сегодня познакомились на уроке?

- Назовите организм-производитель.

- Назовите организм-потребитель.

- Назовите организм-разрушитель.

- Какая тема была сегодня на уроке?

- Вспомните цель урока.

- Какова роль почвы в этом круговороте?

-Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

- Оцените свою работу на уроке, использую смайлики.

 Рис. 1.

Я усвоил всё.                            

Рис. 2.

Я понял, но не всё.

Рис. 3.

Я не усвоил материал

- Почему ты выбрал такой смайлик?

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

- Организмы-производители; Организмы-потребители; Организмы-разрушители.

- Одуванчик, дуб.

- Жираф, волк.

- Бактерии и грибы.

- Великий круговорот жизни.

- Узнать, что такое круговорот жизни и какие организмы в нем участвуют.

- В ней образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

П: знать какие организмы являются производителями, потребителями и разрушителями

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе"

Комбинированный урок усвоения новых и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой по теме «Круговорот воды в природе» с использованием современных педагогических технологий (3 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни" с презентацией к уроку...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"

Тип урока: открытие нового знания.Форма проведения: урок-путешествие.Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме:«Жизнь древних славян»

Технологическая карта представляет собой подробную разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян" УМК "Школа России". На уроке учащиеся работают в гру...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...