Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания;
Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.
Задачи урока
Дидактические:
познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
узнать значения понятий: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;
закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой.
Развивающие:
развивать внимание при выполнении учебных заданий;
развивать логическое мышление;
развивать устную речь;
Воспитательные:
воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к учебнику;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни" | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 14.12.2021 Школа: Многопрофильный лицей №148 Класс: 3 «3» Урок: 5 Время: 11:30-12:10 Кабинет: 112 | Студент: Зияева Виктория Группа: 46 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Великий круговорот жизни»
Тип урока: «открытие» нового знания;
Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
- узнать значения понятий: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;
- закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой.
Развивающие:
- развивать внимание при выполнении учебных заданий;
- развивать логическое мышление;
- развивать устную речь;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
- развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 3 класс 1 часть («Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: слово учителя | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку; | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И,Ф Практические: расшифровка ребусов Словесные: подводящий диалог | 1. Организует диалог с целью проверки уже имеющихся знаний. - На какие две группы можно разделить все природные объекты? - Какие объекты живой природы вы знаете? - Какими признаками обладают объекты живой природы? - Какие объекты относятся к неживой природе? 2. Загадывает детям загадки, чтобы подвести к теме урока. - Сейчас я загадаю вам загадки. Не забывайте, что мы отвечаем по руке. Высока и зелена Будет скошена она Овцы, козы и коровы Есть её всегда готовы. - Молодцы, отгадали. Следующая загадка: Тонконоги и игривы, А еще они пугливы. Чуть опасность и в галоп Стадо быстрых … - Замечательно, и последняя загадка: У него большая грива: И – пушиста, и – красива! Подходят дети к клетке близко К ней тянут руки осмелев, Но осторожно – это … - Посмотрите еще раз на отгадки. Есть ли между ними взаимосвязь? | 1. Отвечают на вопросы учителя. - На живую и неживую природу. - Растения, животные, человек, грибы, бактерии. - Питание, дыхание, рост, размножение. - Вода, воздух, солнце, почва. 2. Отгадывают закадки. - Трава. - Антилоп. - Лев. - Мы не знаем. | П: знать материал прошлых уроков М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | 1. Учитель помогает определить тему урока. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Верно. Тема урока будет звучать так: «Великий круговорот жизни». Мы познакомимся с самим круговоротом жизни, его основными звеньями и узнаем значения некоторых новых для вас понятий. 2. Учитель помогает сформулировать цель урока. - Какую цель вы поставите на урок? 3. Учитель помогает составить план урока. - Чтобы нам было легче на уроке, давайте составим план. Закончите предложения: 1. Узнаем… 2. Познакомимся… 3. Закрепим … | 1. Формулируют тему урока. - Мы поговорим о взаимосвязи объектов. 2. Ставят перед собой цель на урок. - Узнать, что такое круговорот жизни. 3. Составляют план урока. 1. Узнаем, что такое великий круговорот жизни. 2. Познакомимся с участниками круговорота. 3. Закрепим знания. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания (10-15 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Практический: работа в группах | 1. Учитель рассказывает новый материал. 2. Организует работу с новым материалом в группах. - Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни. Посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали? - Да, сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Король Лев». - О каком великом круговороте говорит Король Лев? - Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни. В науке каждое звено организмов, участвующие в великом круговороте жизни, имеют своё название, термин. Как называется каждая группа, вы узнаете, прочитав тексты, которые я раздам. После прочтения ответьте на вопросы. - Ребята, вспомните правила работы в группах. - Алгоритм будет на слайде. Приступайте к заданию в группах. 1 группа: Организмами-производителями ученые-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды. Они служат источником энергии не только для самих растений, но и для других живых организмов. 1.Кто относится к организмам – производителям? 2. Почему их так называют? 2 группа: Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями. Хищники и травоядные животные относятся к организмам-потребителям. Потребляя в пищу растительноядных животных, хищники контролируют их численность. Животные дышит воздухом, пьет воду, питаются. После того как они умирают, их останками питаются другие животные и удобряется почва 1. Кто относится к организмам- потребителям? 2. Почему их так называют? 3 группа: Особую группу составляют организмы-разрушители. К ним относятся бактерии и грибы. Они разрушают мёртвые остатки растений и животных. Когда растения и животные умирают, то попадают в почву. Под действием бактерий и грибов их остатки превращаются в перегной. Из перегноя образуются минеральные вещества. Эти вещества растворяются в воде, которая содержится в почве, затем поглощаются корнями живых растений. И всё начинается сначала. 1. Кто относится к организмам- разрушителям? 2.Почему их так называют? - Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо. - Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Почему? - Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. - Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. Как вы думаете, можно ли убрать какое-нибудь звено из этого круга? | 1. Слушают учителя. 2. Работают в группах. - Это Муфаса и Симба. - О великом круговороте жизни. - Слушать других, не перебивать, работать должны все. 1 группа: Производители – это растения. Они производят сахар и крахмал из углекислого газа, воды и солей под воздействием энергии солнца. 2 группа: Потребители – это травоядные и хищные животные, которые потребляют вещества, которые производят организмы – производители. 3 группа: Разрушители – это грибы и бактерии, которые разрушают останки живых существ после их смерти, превращая их в перегной, а затем и в соли. - Это почва, т.к. в ней останки животных и растений превращаются в перегной, затем в соли. - Нет, потому что круг разорвётся | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация, видеофрагмент Учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Учитель организует динамическую паузу. | Выполняют упражнения. | М:умение соотносить свои действия с действиями студента | Видеофрагмент |
Первичное закрепление во внешней речи (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог Иллюстративный метод | 1. Организует работы с новым материалом. - Давайте проверим как вы усвоили информацию и распределим объекты в цепи питания. - У меня перепутались картинки. Восстановите последовательность участия организмов в круговороте жизни. 2. Проводит игру «Крестики-нолики» - Сыграем еще в одну игру: «крестики-нолики». Если утверждение верное, то вы покзываете нолик, если неверное, то крестик.
|
- Сначала дерево и цветы, затем буйвол и мышь, в конце бактерии и грибы - Капуста, коза, волк, бактерии и грибы. 3. Участвуют в игре. О Х О О О Х О Х О | П: уметь работать с текстовыми утверждениями; П: уметь работать с картой, с иллюстрациями. | Учебная презентация, Раздаточный материал, видеофрагмент |
Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5 мин) | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: выполнение упражнений Наглядный: проверка по эталону | 1.Проводит самостоятельную работу. - И теперь, чтобы проверить как вы усвоили материал вы выполните самостоятельную работу. Вы будете решать тест. 1 вариант 1. Первое звено цепи питания. 2. Под действием их получается перегной. 3. Без этих животных стало бы тесно. 4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. 5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? 2 вариант 1. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? 2. Что образуется из перегноя под действием микробов? 3. Плодородный слой земли. 4. Не растения и не животные. 5. Второе звено цепи питания. 2. Организует самопроверку учащихся. - Обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверти ответы по образцу на экране. | 1. Выполняют самостоятельную работу. - Растения. - Бактерии. - Хищники. - Воздух. - Солнце. - Вода. - Соли. - Почва. - Грибы. - Животные. 2. Проверяют работы по образцу. | П: знать круговорот жизни и его звенья Л: самооценка. | Учебная презентация, Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (3-5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Парная работа Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | 1.Учитель организует работу класса по повторению теоретического материала. 2.Обобщает материал урока. - Сейчас вам нужно будет в правильном порядке записать последовательность участия организмов в круговороте жизни. Работать вы будете в парах. Можете приступать. - Проверим что у вас получилось. | 1.Делают упражнение на закрепление материала. 2. Обобщают материал - Дуб, кабан, волк. - Сосна, жук-короед, дятел. | П: знать порядок в цепях питания М: контроль, коррекция, оценка (Р) М: уметь работать в парах | Презентация, Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ, даилог | 1. Подводит итог урока; 2. Проводит работу по самооценке; -С какими группами организмов мы сегодня познакомились на уроке? - Назовите организм-производитель. - Назовите организм-потребитель. - Назовите организм-разрушитель. - Какая тема была сегодня на уроке? - Вспомните цель урока. - Какова роль почвы в этом круговороте? -Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. - Оцените свою работу на уроке, использую смайлики. Рис. 1. Я усвоил всё. Рис. 2. Я понял, но не всё. Рис. 3. Я не усвоил материал - Почему ты выбрал такой смайлик? - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. - Организмы-производители; Организмы-потребители; Организмы-разрушители. - Одуванчик, дуб. - Жираф, волк. - Бактерии и грибы. - Великий круговорот жизни. - Узнать, что такое круговорот жизни и какие организмы в нем участвуют. - В ней образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. | М: рефлексия способов и условий действия (П); П: знать какие организмы являются производителями, потребителями и разрушителями Л: самооценка | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе"
Комбинированный урок усвоения новых и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой по теме «Круговорот воды в природе» с использованием современных педагогических технологий (3 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни"
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни" с презентацией к уроку...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
Тип урока: открытие нового знания.Форма проведения: урок-путешествие.Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме:«Жизнь древних славян»
Технологическая карта представляет собой подробную разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян" УМК "Школа России". На уроке учащиеся работают в гру...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки" А.А. Плешаков Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»
middot; Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;· познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...