Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме:«Жизнь древних славян»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Технологическая карта представляет собой подробную разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян" УМК "Школа России". На уроке учащиеся работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slavyane.docx42.05 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь древних славян»

Цель: формирование и развитие представлений учащихся  о быте  

           и культуре славянского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

  1. Развивать умения  учащихся работать самостоятельно с текстом и справочной литературой.
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • определять особенности внешнего вида славян, узнают о том, как славяне трудились и отдыхали, как помогали друг другу и принимали гостей, как защищали родину.

Учащиеся получат возможность научиться: 

  • самостоятельно описывать внешний вид славян и рассказывать об их жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную  совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, таблиц;
  • анализировать рисунки с выделением отличительных признаков;
  • строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока  
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урокаоткрытие новых знаний.

Вид урокаурок исследование

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой УМК «Начальная школа 21 века»

- ИКТ (презентация)

- толковый словарь

- энциклопедия

- музыкальные инструменты:

- рушник, каравай

- жетоны для рефлексии

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Как вас зовут,  я вижу на ваших бейджах, а меня зовут Ольга Викторовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Хочу обратиться к вам за помощью…

Вы сможете мне помочь? А вы хотите помочь?  

Дело в том, что у меня в классе учится очень любознательный мальчик. Он постоянно задаёт мне  вопросы – такой маленький почемучка.

И вот он недавно меня спросил – кто такие славяне?

Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

 

Объяснение слова из толкового словаря.

Первое упоминание о славянах появилось в середине первого тысячелетия, то есть прошло примерно пять столетий после рождества  Христова. Тогда еще не было русских, украинцев и белорусов, все вместе они назывались восточные славяне. И жили они племенами.

Кто такие славяне мы с вами выяснили. А что еще можно о них узнать и рассказать Данилу, вдруг он спросит?  

Что нам интересно знать о незнакомых людях? (ответы детей)

- Сформулируем тему урока.

Цель: узнать

1) Как выглядели славяне.

2) Как работали славяне.

3) Как защищали Родину.

4) Как принимали гостей.

5) Как отдыхали.

Материал очень объёмный и поэтому я предлагаю вам поработать в группах.

На работу отводится 7 минут.

На красных карточках – задание.

На жёлтых – дополнительный материал для подготовки.

На зелёных – результат работы группы

  1. Как выглядели славяне    

У группы есть что дополнить?

Ребята, вам всё понятно? Есть вопросы к группе?

ИТОГ!!!!! стройные, рослые, светловолосые, голубоглазые. ОТМЕТКИ!!

Как оценим работу группы?

2. Как работали славяне.

ИТОГ!!!!! Трудолюбивые  ОТМЕТКИ!!

3. Как защищали Родину.

ИТОГ!!!!! Смелые, отважные, храбрые, выносливые  ОТМЕТКИ!!

4. Как принимали гостей.

ИТОГ!!!!! Гостеприимные, хлебосольные  ОТМЕТКИ!!

5. Как отдыхали.

ИТОГ!!!!!  весёлые  ОТМЕТКИ!!

Ласточки, ласточки!

Прилетите к нам.

Принесите нам

весну тёплую,

лето плодородное.

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

Давайте подведем итог нашего урока

Над какой темой работали?

- Какова была цель?  Мы достигли ее? (ДА)

Могу ли я теперь точно и подробно рассказать Данилу, какими людьми были славяне? А вы можете?

Давайте вернемся к нашей таблице, что говорится о славянах?

Рефлексия:

У вас на столах лежат жетоны в форме розочек.

Если вы можете сказать:

Я доволен своей работой на уроке –

Я работал, но не достаточно хорошо –

Я не доволен своей работой на уроке –  красная

Как выглядели славяне.

        Внимательно рассмотрите рисунок на стр. 46. Обратите внимание на подсказку на стр. 47.

        Вам так же поможет карточка-помощница.

Заполните зелёную карточку. Подготовьтесь к выступлению.

          По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

         Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

         Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна.

            Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

           Одежда мальчиков и девочек - подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

…По описаниям древних историков, наши предки – славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.

Славяне- мужчины высокого роста, широки в плечах.

Мужчины надевали просторные рубахи, подпоясанные сплетенным из ниток шнурком. Длина рубахи была ниже колена, штаны из грубого холста.

Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли «под горшок».

Женщины носили длинные рубашки, сверху надевали сарафан.

Девушки носили на голове ленту, которую вплетали в косу.

Распространенной обувью у славян были лапти, плетённые из бересты.

(Левицкая З.В. История отечества для детей.)

Перед нами изображение наших предков - _______________ . Они были ______________ роста, круглолицые с _________________________ волосами, с __________________ или _____________________ глазами.

Мужчины носили_______________ рубахи, подпоясанные сплетённым из __________________ шнурком.

Женщины – носили длинные ____________________, а сверху надевали _____________. На ногах носили _________________.

Как работали славяне.

Прочтите внимательно в учебнике рассказ о том, как работали славяне на стр.49-50.

Так же у вас есть дополнительный материал на карточке-помощнице.

Заполните зелёную карточку.

Выберите те качества, которые соответствуют описанию славян.

Подготовьтесь к выступлению.

       

              Славяне жили большими семьями.

Основным занятием славян было земледелие. Картошки тогда еще не было, поэтому племена питались кашами и хлебом, приходилось сажать много зерна: просо, рожь, пшеницу и ячмень. Помидоров тогда тоже не было. Поэтому из овощей выращивали репу и горох.

Кстати,  конфет и даже просто сахара,  у славянских детей не было. Все эти продукты, без которых мы не представляем себе жизни, появились значительно позже. На сладкое тогда употребляли ягоды и мед. Поскольку сахара не было, варенье и компоты не варили. Ягоды сушили и замачивали на зиму. Пчел тогда еще разводить не умели, поэтому занимались бортничеством – сбором меда диких пчел.

На одной каше и хлебе трудно прожить, поэтому занимались разведением домашних животных: коров, кур, лошадей, свиней, коз.

                 

        Славяне жили _________________ семьями. Каждая семья старалась сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: ________________, __________________ и орудиями труда.

Основным занятием славян было __________________________.

Выращивали: __________________, _________________, ________________, ____________________, ____________________.

Так же славяне занимались разведением домашних животных: ___________, ____________, ___________, ___________, ________.

Как  защищали Родину

Прочтите внимательно в учебнике рассказ о том, как славяне защищали Родину на стр. 50.

Так же у вас есть дополнительный материал на карточке-помощнице.

Заполните зелёную карточку.

Выберите те качества, которые соответствуют описанию славян.

Подготовьтесь к выступлению.

Славяне были смелыми и отважными воинами. Они умели и могли защищать родную землю. Земля, на которой жили наши далекие предки, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока – кочевников, с запада – германские племена. У славянских племён воинами были все взрослые мужчины. 

Воины славянских племён отличались силой, выносливостью и храбростью. 

Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси.

Вместе с мечом использовался в бою щит, имевший различные формы и величину. Он прикрывал воина от ударов, отводил оружие противника в сторону и даже мог служить орудием нападения.

Топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор был незаменимым инструментом при строительстве военных устройств, для создания заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Славяне были ________________и ___________________ воинами. Они отличались ______________, выносливостью  и храбростью. Основное наступательное оружие ____________. Вместе с мечом использовался в бою ______, имевший различные формы и величину.

Как принимали гостей.

Прочтите внимательно в учебнике рассказ о том, как славяне принимали гостей на стр. 51.

Так же у вас есть дополнительный материал на карточке-помощнице.

Заполните зелёную карточку.

Выберите те качества, которые соответствуют описанию славян.

Подготовьтесь к выступлению.

В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой __________________, на середину стола ставили ________, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был _______ да ______. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. Гостеприимного хозяина называли __________________________.

Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.

В те времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.


Как отдыхали славяне.

Прочтите внимательно в учебнике рассказ о том, как славяне отдыхали на стр. 52-54.

Так же у вас есть дополнительный материал на карточке-помощнице.

Заполните зелёную карточку.

Выберите те качества, которые соответствуют описанию славян.

Подготовьтесь к выступлению.

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Подвижные игры развивали ловкость, гибкость, силу, воспитывали  богатырский дух и заставляли  думать.

Славянские племена использовали музыку для передачи былин, сказок, легенд в музыкальной форме. Для этого использовали такой инструмент как гусли.

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной.

Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.

        Умели наши предки не только трудиться, но и _______________. Любили весёлые ________________  и тихие ___________________.

        Песня занимала в их жизни особое  _____________. Песни были колыбельные, ___________________, ___________________ и плясовые. Почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный _____________________. Это были: гудки, _____________, баяны и _______________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь древних славян

Слайд 9

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...