Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: открытие нового знания.
Форма проведения: урок-путешествие.
Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.
Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, листы путешественников. Индивидуальные листы самооценки, карточки с заданиями, инструкции, тестовое задание,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_tehn_karte.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по разделу « Страницы истории России».
Тема: «Жизнь наших предков (VI-X в.в.н.э.)».
Цели урока: узнать о жизни и быте наших предков.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом;
- формировать умение работать с разными источниками информации;
- учить детей давать определения историческим терминам;
- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:
- развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; т
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные :
-воспитывать интерес к истории;
- при работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Метапредметные результаты ( УУД) :
регулятивные - формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений;
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
познавательные – развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира.
личностные – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма проведения: урок-путешествие.
Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.
Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, листы путешественников. Индивидуальные листы самооценки, карточки с заданиями, инструкции, тестовое задание,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня урок окружающего мира проведу я . Зовут меня Сячинова Наталья Валерьевна - Я дарю вам свою улыбку, Вы в ответ поделитесь своей. Сразу станет на сердце теплей и светлей, Ну, а мы сразу станем добрей. Наш урок посвятим мы истории, Будем думать, играть, размышлять. Путешествовать в мир неизвестного, Книгу прошлого создавать. | Приветствуют учителя, ждут команды к действию. | Регулятивные; способность мобилизироваться для выполнения работы. |
Актуализация знаний. Выявление уровня знаний. | - Вы любите путешествовать? - Я вам предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие и заглянуть в прошлое на полторы тысячи лет назад в середину первого тысячелетия нашей эры. -Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо определить ключевое слово. С этой целью предлагаю выполнить ряд заданий. -Разгадайте анаграммы: томпоки, дкипре, вресоменкини.( потомки, предки, современники) - Сделайте предположение о лексическом значении этих слов. (Предки - те, кто жили задолго до настоящего времени. Потомки – люди будущих поколений. Современники – люди, которые жили или живут в одно время с нами.) - Мы с вами выяснили знначение этих понятий, Расположите их правильно на ленте времени. - Я тоже поработала дома, вот что у меня получилось. потомки 2017г. предки современники | Разгадывают анаграммы. Отвечают на вопросы учителя,.. Делают предположения Выполняют задания учителя. Располагают на ленте времени термины . Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют неточность. Объясняют . | Регулятивные: контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Анализировать и обобщать. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. |
Определение темы урока. | - Посмотрите на предметы. . - Как вы думаете, кому они могли принадлежать? ( нашим предкам) - Как вы думаете, какая тема урока? ( Жизнь наших предков (VI-X в.в.н.э.)» | Высказывают предположения. Объясняют свой выбор. | Самостоятельно выделять и формулировать тему урока. Познавательные: осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. |
Постановка учебной цели Составление алгоритма работы . | - Давайте определим цель нашего урока. ( Узнать о жизни наших предков) - Что вы бы хотели узнать о наших предках? - Составим план работы , используя следующие вопросительные слова: кто? где? какие? чем? какую ? как? Кто были наши предки? Где расселялись ? Какие были наши предки? Чем занимались ? Какую одежду носили? Как жили наши предки? - А какими известными вам способами и из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали? . | Формулируют вопросы). Определяют цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства Интернет, книга, учитель, родители и т. д. слайд | Личностные: ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: осуществлять планирование, владеть способами решения проблем поискового характера; использовать различные способы поиска информации. |
Изучение нового материала. Фронтальная работа по содержанию текста. . Распределение обязанностей в группах. Открытие новых знаний . Работа в группах. Физкульт-минутка. Презентация работ. 1 группа. 2 группа. 3 группа . | Внимательно прочитайте текст . Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые. - Обратите внимание на выделенные слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные). - Какой у них корень? ( слав-) - Вы узнаете, как называли наших предков , если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. ,,, + ян + е (славяне) - Как вы думаете, на какой вопрос мы уже ответили? (Кто были наши предки?)
- Ответы на другие вопросы мы найдем в ходе нашего путешествия. А путешествовать будем группами-общинами. - В каждой общине будет старейшина. Он будет руководить работой общины. - Будет чтец. Он будет читать нужный материал. Летописец будет записывать необходимые сведения Творцы будут выполнять творческую работу . - У вас на партах есть карточки таких же цветов. Распределите пожалуйста обязанности между собой. - Давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд) - Ребята, я надеюсь, вы будете активными и сплоченными! - Итак, начинаем наше путешествие. Старейшины, возьмите конверты. Достаньте задания и инструкции. Чтецы четко читают, все вместе обсуждают , работают в листе путешественника и готовят ответ. Задание для 1 общины: где расселились наши предки? Задание для 2 общины : какие были наши предки ( внешность и качества). Задание для 3 группы : чем занимались наши предки? Задание для 4 группы : какую одежду носили? Задание для 5 группы : как жили наши предки (место поселения, жилище, убранство дома). - Приступайте к работе, соблюдайте правила работы в группе. Читайте внимательно инструкции. - На выполнение заданий 6 мин. Учитель консультирует учащихся. Предлагаю немного отдохнуть перед трудной работой. - Предлагаю каждой группе сделать презентацию своей работы. -Какие народы позднее произошли от восточных славян ?(русские, белорусы, украинцы). - Как вы думаете, почему именно пространство Восточной Европы заселили наши предки? (Благоприятные природные условия - дремучие леса давали мясо и шкуры животных, ягоды, грибы; полноводные реки- воду, рыбу.) - Спасибо, первая община. - Какие были древние славяне? - Послушайте разговор отца с сыном и скажите, каким еще качеством обладали наши предки? Инсценировка « Разговор отца с сыном». Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты). - Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей. Сын: Зачем, отец, ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго? - Предположите, что ответил отец сыну? - Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древней славянин своему сыну. Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет. - Вы послушали отрывок, ответьте, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимством) - Ребята, наши предки занимались разными ремеслами. Давайте попробуем определить это по предметам, которыми пользовались славяне. (кузнечное ремесло, плетение, гончарное, прядение , ткачество, плотничество).
| Читают текст сначала про себя, потом 1 ученик читает вслух. Выделяют общее в словах. Работают со схемой. Находят ответ на 1 вопрос. Распределяют обязанности. Озвучивают правила. Читают инструкцию, выполняют задания. Работают с контурной картой, учебником, словарем, иллюстративным материалом. Показывают на исторической карте и рассказывают о расселении восточных славян.
Заполняют индивидуальные листы Рассказывают, показывают как выглядели славяне Заполняют индивидуальные листы. Рассказывают по схеме о занятиях славян. Определяют по предметам какими ремеслами занимались славяне. Делают запили в индивидуальных листах. | Познавательные: осуществлять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, аналогию. Коммуникативные: распределять обязанности, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду. Коммуникативные: Личностные: Познавательные: Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формировать умение представлять информацию в виде схемы. Коммуникативне: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
4 группа 5 группа. Обобщение изученного материала Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Взаимопроверка и оценивание работы. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Информация о домашнем задании. Оценка работы детей. | - Какая была одежда? ( простая) из каких материалов ( из природных: лен, шкуры зверей, лыко) - Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей - Спасибо, ребята. -Еда была очень простая: каша, хлеб, квас. Мясо ели редко. Спали на лавках или прямо на полу, подстелив солому. Накрывались шкурами зверей. - Спасибо. - Ребята, давайте вспомним все , о чем говорили на уроке и ответим на несколько вопросов. Посмотрите в записи и скажите, что вы узнали о жизни древних славян?. - У вас в индив.листе есть тест, правильный ответ подчеркиваем. 1. Поселение древних славян раскинулось: а) В Западной части Европы; б) В Восточной части Европы; в) В Центральной части Европы. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Свои дома славяне строили из: а) камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 4. Найдите одно неверное утверждение: а) посуду славяне делали из стекла; б) славяне были хорошими земледельцами; в) большую роль в жизни славян играли дары леса, древесина, дичь, ягода и мед диких пчел. 5.) Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. - Обменяйтесь листами. Проверьте правильность ответов и оцените. Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д. - Молодцы. - Какую тему мы сегодня изучали? (Жизнь наших предков.) -Какую цель мы ставили? (Узнать о жизни наших предков.) - Достигли мы этой цели? - С помощью чего мы добывали новые знания? - Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… У меня получилось… Полученные знания мне пригодятся… -Я испытывал затруднения в… - Ребята, я собрала ваши листы путешественников и посмотрите, что у нас получилось. (Показываю книгу, сшитую из листов). -У нас получилась книга о жизни наших предков – восточных славян. -Эта книга останется в вашем классе и будет напоминать о нашей встрече. Но в этой книге пока нет последней страницы. Вы ее заполните, выполнив домашнее задание. -Что изображено на слайде? (боги, духи) - Как вы думаете, какой вопрос будет на последней странице? ( Во что верили наши предки?) - Это будет ваше домашнее задание. - Предлагаю вам выбрать любое задание из предложенных : - подготовить сообщение « Во что верили славяне?» стр. 38. - нарисовать рисунок с изображением бога или духа, подготовить сообщение. - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, я благодарю вас за урок, мне очень приятно было с вами работать. | Рассказывают об одежде славян. Делают запись в индивидуальных листах. Рассказывают о жилище и предметах быта славян. Записывают в инд.листах. Делают обобщение по теме. Выполняют тестовые задания. Проводят взаимопроверку. Подводят итог урока. Дополняют предложения. Рассматривают слайд , делают предположения. | Регулятивные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные: контролировать и оценивать результаты работы, Регулятивные: уметь определять успешность выполнения задания; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"
Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...