Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сячинова Наталья Валерьевна

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения: урок-путешествие.

Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.

Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, листы путешественников. Индивидуальные листы самооценки, карточки с заданиями, инструкции, тестовое задание,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_tehn_karte.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по разделу « Страницы истории России».

Тема: «Жизнь наших предков (VI-X в.в.н.э.)».

Цели урока: узнать о жизни и быте наших предков.

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом;

- формировать умение работать с разными источниками информации;

- учить детей давать определения историческим терминам;

- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

- развивать  умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;

- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; т

- развивать  внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные :

-воспитывать интерес к истории;

- при работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Метапредметные результаты ( УУД) :

регулятивные - формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

познавательные  развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира.

личностные  – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Тип урока: открытие нового знания. 

Форма проведения: урок-путешествие.

Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.

Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, листы путешественников. Индивидуальные листы самооценки, карточки с заданиями, инструкции, тестовое задание,

Этапы   урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Сегодня урок окружающего мира проведу я . Зовут меня Сячинова Наталья Валерьевна

- Я дарю вам свою улыбку,

Вы  в ответ  поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Наш урок посвятим мы истории,

Будем думать, играть, размышлять.

Путешествовать в мир неизвестного,

Книгу прошлого создавать.

Приветствуют учителя, ждут команды к действию.

Регулятивные;

способность мобилизироваться для выполнения работы.

Актуализация знаний. Выявление уровня знаний.

- Вы любите путешествовать?

- Я вам предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие  и заглянуть в прошлое на полторы тысячи лет назад в середину первого тысячелетия нашей эры.

-Чтобы узнать  тему нашего урока, необходимо определить ключевое слово. С этой целью предлагаю выполнить ряд заданий.

-Разгадайте анаграммы: томпоки, дкипре, вресоменкини.( потомки, предки, современники)

- Сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

(Предки - те, кто жили задолго до настоящего времени.

Потомки – люди будущих поколений.

Современники – люди, которые жили или живут в одно время с нами.)

- Мы с вами выяснили знначение этих понятий, Расположите их правильно на ленте времени.

- Я тоже поработала дома, вот что у меня получилось.

потомки              2017г.      предки

             современники

Разгадывают анаграммы. Отвечают на вопросы учителя,.. Делают предположения Выполняют задания учителя.

Располагают на ленте времени термины .  

Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют неточность. Объясняют .

Регулятивные:

контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Анализировать и обобщать.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

Определение темы урока.

- Посмотрите на предметы. .

-  Как вы думаете, кому они могли принадлежать? ( нашим предкам)

- Как вы думаете, какая тема урока?

( Жизнь наших предков (VI-X в.в.н.э.

Высказывают предположения.

Объясняют свой выбор.

Самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

Познавательные:

осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Постановка учебной цели

Составление алгоритма работы .

- Давайте определим цель нашего урока. ( Узнать о жизни наших предков)

- Что вы бы хотели узнать о наших предках?

- Составим план работы , используя следующие вопросительные слова: кто? где? какие? чем? какую ? как?

Кто были наши предки?

Где расселялись ?

Какие были наши предки?

Чем занимались ?

Какую одежду носили?

Как жили наши предки?

-  А какими известными вам способами и из каких источников  можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали?

.

Формулируют вопросы).

Определяют цель урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Интернет, книга, учитель, родители и т. д.  слайд

Личностные:

ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.

Познавательные:

выделять и формулировать познавательную цель.

Познавательные:

осуществлять

планирование, владеть  способами решения проблем поискового характера; использовать различные способы поиска информации.

Изучение нового материала.

Фронтальная работа по содержанию текста.

.

Распределение обязанностей в группах. 

Открытие новых знаний .

Работа в группах.

Физкульт-минутка.

Презентация работ.

1 группа.

2 группа.

3 группа

.

Внимательно прочитайте текст .

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.

- Обратите внимание на выделенные слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные).

- Какой у них корень? ( слав-)

- Вы узнаете, как называли наших предков , если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

,,, + ян + е  (славяне)

- Как вы думаете, на какой вопрос мы уже ответили? (Кто были наши предки?)

 

- Ответы на другие вопросы мы найдем в ходе нашего путешествия. А путешествовать будем группами-общинами.

- В каждой общине будет старейшина. Он будет руководить работой общины.

- Будет чтец. Он будет читать нужный материал.

Летописец будет записывать необходимые сведения

Творцы будут выполнять творческую работу .

- У вас на партах есть карточки таких же цветов. Распределите пожалуйста обязанности между собой.

- Давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд)

- Ребята, я надеюсь, вы будете активными и сплоченными!

- Итак, начинаем наше путешествие. Старейшины, возьмите  конверты. Достаньте задания и инструкции.

 Чтецы четко читают, все вместе обсуждают , работают в листе путешественника и  готовят ответ.

 Задание для 1 общины: где расселились  наши предки?

Задание для 2 общины : какие были наши предки ( внешность и качества).

Задание для 3 группы : чем занимались наши предки?

Задание для 4 группы : какую одежду носили?

Задание для 5 группы : как жили наши предки (место поселения, жилище, убранство дома).

- Приступайте к работе, соблюдайте правила работы в группе. Читайте внимательно инструкции.

- На выполнение заданий 6 мин.

Учитель консультирует учащихся.

Предлагаю немного отдохнуть перед трудной работой.

- Предлагаю каждой группе сделать презентацию своей работы.

-Какие народы позднее произошли от восточных славян ?(русские, белорусы, украинцы).

- Как вы думаете, почему именно пространство Восточной Европы заселили наши предки? (Благоприятные природные условия -  дремучие леса давали мясо и шкуры животных, ягоды, грибы;  полноводные реки- воду, рыбу.)

- Спасибо, первая община.

- Какие были древние славяне?

- Послушайте разговор отца с сыном и скажите, каким еще качеством обладали наши предки?

Инсценировка « Разговор отца с сыном».

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты).

- Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Сын: Зачем, отец, ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго?

- Предположите, что ответил отец сыну?

- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древней славянин своему сыну.

Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- Вы послушали отрывок, ответьте, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимством)

- Ребята, наши предки занимались разными ремеслами. Давайте попробуем определить это по предметам, которыми пользовались славяне. (кузнечное ремесло, плетение, гончарное, прядение , ткачество, плотничество).

 

Читают текст сначала про себя, потом 1 ученик читает вслух. Выделяют общее в словах. Работают со схемой. Находят ответ на 1 вопрос.

Распределяют обязанности.

Озвучивают  правила.

Читают инструкцию, выполняют задания.

Работают с контурной картой, учебником, словарем, иллюстративным материалом.

Показывают на исторической карте и рассказывают о  расселении восточных славян.

 

Заполняют индивидуальные листы

Рассказывают, показывают как выглядели славяне

Заполняют индивидуальные листы.

Рассказывают по схеме о занятиях славян.

Определяют по предметам какими ремеслами занимались славяне.

Делают запили в индивидуальных листах.

Познавательные:

осуществлять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, аналогию.

Коммуникативные:

распределять обязанности, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваются мнениями.

Познавательные: 
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности. Личностные:

воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.

Коммуникативные:
участвовать в диалоге, 
читать про себя и понимать прочитанное, 
отстаивать свою точку зрения, 
соблюдать правила речевого этикета, 
понимать точку зрения другого человека, 
участвовать в работе группы, 


Личностные: 
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Познавательные:
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формировать умение представлять информацию в виде схемы.


Коммуникативне: 

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


4 группа

5 группа.

Обобщение изученного материала

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Взаимопроверка и оценивание работы.

Подведение итогов урока.

 

Рефлексия.

Информация о домашнем задании.

Оценка работы детей.

  - Какая была одежда? ( простая) из каких материалов ( из природных: лен, шкуры зверей, лыко)

- Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей

- Спасибо, ребята.

-Еда была очень простая: каша, хлеб, квас. Мясо ели редко. Спали на лавках или прямо на полу, подстелив солому. Накрывались шкурами зверей.

- Спасибо.

- Ребята, давайте вспомним все , о чем говорили на уроке и ответим на несколько вопросов.

Посмотрите в записи и скажите, что вы узнали о жизни древних славян?.

- У вас в индив.листе есть тест, правильный ответ подчеркиваем. 1. Поселение древних славян раскинулось:

а) В Западной части Европы;

б) В Восточной части Европы;

в) В Центральной части Европы.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Свои дома славяне строили из:

а) камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

4. Найдите одно неверное утверждение:

а) посуду славяне делали из стекла;

б) славяне были хорошими земледельцами;

в) большую роль в жизни славян играли дары леса, древесина, дичь, ягода и мед диких пчел.

5.) Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

- Обменяйтесь листами. Проверьте правильность ответов и оцените. Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.
- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок?

- Молодцы.

- Какую тему мы сегодня изучали? (Жизнь наших предков.)

-Какую цель мы ставили? (Узнать о жизни наших предков.) 

- Достигли мы этой цели?

- С помощью чего мы добывали новые знания? 

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило…

У меня получилось…

Полученные знания мне пригодятся…

-Я испытывал затруднения в…

- Ребята, я собрала ваши листы путешественников и посмотрите, что у нас получилось. (Показываю книгу, сшитую из листов).

-У нас получилась книга  о жизни наших предков – восточных славян. -Эта книга останется в вашем классе и будет напоминать о нашей встрече. Но в этой книге пока нет последней страницы. Вы ее заполните, выполнив домашнее задание.

-Что изображено на  слайде? (боги, духи)

- Как вы думаете, какой вопрос будет  на последней странице? ( Во что верили наши предки?)

- Это будет ваше домашнее задание.

- Предлагаю вам выбрать любое задание из предложенных :

- подготовить сообщение « Во что верили славяне?» стр. 38.

- нарисовать рисунок с изображением бога или духа, подготовить сообщение.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, я благодарю вас за урок, мне очень приятно было с вами работать.  

Рассказывают об одежде славян. Делают запись в индивидуальных листах.

Рассказывают о жилище  и предметах быта славян.

Записывают в инд.листах.

Делают обобщение  по теме.

Выполняют тестовые задания.

Проводят взаимопроверку.

Подводят итог урока.

Дополняют предложения.

Рассматривают слайд , делают предположения.

Регулятивные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные:

контролировать и оценивать результаты работы,

Регулятивные:

уметь определять успешность выполнения задания; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...