Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Игнатьева Галина Алексеевна

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_organy_chuvstv.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа-2100»

Окружающий мир в 1 классе по теме:
"Наши помощники-органы чувств"


 
Цели урока:. Сформировать понятие «органы чувств»,показать роль и специфику разных органов чувств.

Планируемые результаты: научить детей различать,охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Личност. УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регул. УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познават.УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сранение, группировку, обобщение.

Коммун.УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование:

1.Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; заводные игрушки. Резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин; грамзапись; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с

С водой без ароматизаторов; стаканы с солёной водой , сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салаты; пуговица, рукавички.

 2. На доске плакаты с изображением Фигуры человека; таблички с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса. орган обоняния, орган осязания); табличка  большого размера "органы чувств"; рисунки отдельных частей: носик, глазки,  рот с высовывающимся язычком ,уши ,табличка со знаком вопроса.

Ход урока

Примечание

  1. Организационный момент.

           Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 11..  Постановка учебной задачи.

1..Актуализация.

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

  (-У него нет лица, него нет ушей, нет глаз, носа, рта.)

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?(Так некрасиво)

Учитель выставляет на доску рисунок глаз.( -Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину .Мы бы не пришли в школу)

После ответа детей  выставляются по очереди рисунки органов чувств.

- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)

- рот (Рот нужен нам для еды , чтобы не умерли от голода)

- уши  (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

- А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- и прикрепляется на доску знак вопроса.                            ( Мы чувствуем холод)

2.Постановка проблемы.

- Ребята, что у всех этих частей общего?

- Можем ли мы назвать их одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

III/.«Открытие» детьми нового знания.

 - А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают,исследуют)

 -Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? ( Мы будем исследовать человека)

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши- Это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию.

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы, наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

1..Исследование органа зрения.

-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

_Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Продолжаем наше исследование.(каждый ученик получает задание ,на каждый стол выдаются предметы для исследования)

1.Что общего и в чём различие предметов?( 1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов(белый, красный, зелёный)

2. Рассмотри  фигуры и разбейте их на группы(2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)

3.Рассмотри книги, журналы,  может успеешь почитать.( 3-й Книги , журналы  репродукции картин)

- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?   Дети вместе с учителем формируют выводы:

1.Глаза помогают нам видеть различные цвета. Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы  можем читать книги , журналы, видеть красивые картины.  Учитель: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет , их форму. Величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может  быть, вы догадались орган чего? Поправляю: Глаза- это орган зрения.(переворачиваю табличку с надписью «орган зрения».С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»(Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе  2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

                                         Зарядка для глаз.

2.Исследование органа слуха.

 Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65. В нашем классе тишина.

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?( Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.) Включаю грамзапись .Дети слушают) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?

Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это  звуки окружающей нас природы .Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши -это орган чего?( это орган слуха). (переношу рисунок ушей с доски на изображение человека)

3.Исследование органа обоняния.

(учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)

-Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки.

( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

- Откройте носики, понюхайте.(показываю ,как правильно нюхать незнакомые вещества)

-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?( С помощью носа мы чувствуем запах)

-В носовой полости расположены особые клетки, которые, которые воспринимают различные запахи.

                              Проведем второй опыт.

-Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет?

(выходят по очереди , я завязываю глаза и даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи)

-Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние.

-Кто  сможет дать полное научное определение?(переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)

- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния .(Перемещаю рис. носа с доски на изображение человека)

4. Исследование органа вкуса.

(раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)

-Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

         Игра «Угадай по  вкусу.»( У детей закрыты глаза .Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь)(раздаю кусочки фруктов, овощей.)

-Что помогло вам  почувствовать вкус пищи?

-Дайте научное определение этому органу.( Язык - орган вкуса.)

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения. Обоняния, слуха.(выставляю рисунок губ на лицо человека) 

5.Исследование органа осязания.

Игра « Узнай, что в корзине ».

- Попробуйте определить на  ощупь какой –нибудь предмет в корзине . Корзинка накрыта салфеткой. ( Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет).

( резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)

Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?

-А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук)

-Но ведь сначала вы пользовались  рукой, правда , в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук . При помощи кожи . На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

Игра «узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их -гвоздик,  кнопка, пуговица) - При помощи чего вы отгадали предметы.

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

(переворачиваю табличку со словом « орган осязания»)

Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название. Посмотрите на доску(на левой стороне –это органы, а на правой стороне –это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю таблицу) ОРГАНЫ ЧУВСТВ

IV. Физкультминутка

V.Первичное закрепление

1. Дорисуй необходимые органы чувств.

-Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств

2.Работа по учебнику (стр.54-55, задания 2-3)

3.Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы

(каждый ученик получает карточки с тестом)

       глаза                    орган слуха

       уши                      орган зрения

 
        нос                       орган вкуса

 

        рот                       орган осязания

 
        кожа                     орган обоняния

Взаимопроверка. Проверка по шаблону.( слайд на доске)

VI.Самостоятельная работа.

-Проведите дегустацию блюд. Определите из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли вам в этом?

VII.Итог урока.

-Что нового мы узнали?

-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их  назовем одним словом?

Выводы:

-Органы чувств - наши верные помощники.

-Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире в мире.

-Они показывают нам разные признаки и свойства 

Оцените свою работу на уроке по шкале успешности.

VIII. Домашнее задание.

Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. Проверьте свои знания на с.55-56 учебника.

Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком  чувстве идёт речь .Попробуйте узнать. Спросить у родителей  или  в других источниках информации.


 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Постановка учебной задачи.

Учащиеся учатся работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Постановка проблемы.

Формируют выводы.

Развитие коммуникативных учений.

Постановка проблемы

Развитие коммуникативных учений.

Постановка проблемы

Постановка проблемы

Постановка проблемы

Выводы детей

На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Выводы по результатам исследований

Знаково –символическое моделирование.

Осуществление межпредметных связей.

Задание для самостоятельной  обработки материала

Приёмы классификации.

Задание для самостоятельной  обработки материала

ИКТ

Самостоятельно работают , рассуждают, делают выводы, сравнивают свои предположения с другими мнениями.

Способность адекватно оценивать свою работу на уроке.

Дополнит приёмы мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...