Лес - природное богатство
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oom_les-nashe_bogatstvo_4kl..doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела учитель начальных классов

МОУ СОШ№ 5 с. Сергиевское Ставропольского края

Гордеева Нина Викторовна

Тема: « Лес - природное богатство»

Цель: -уточнить представление уч-ся об условиях жизни в лесу.

Задачи: - познакомить уч-ся с понятиями « природное сообщество»,

                « ярусность леса»;

               - показать взаимосвязь между всеми компонентами природного

                   сообщества леса;

               - формировать бережное отношение к природе.

Оборудование:- плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц;

                             таблица с зашифрованными названиями кустарников;

                             листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

                                                              Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселится,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает. (лес )

 Учитель: - Мы уже изучили лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес  более детально, как бы рассматривая его под микроскоп. Так что же такое лес? (природная зона)

Дети отвечают.

 Учитель: - Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Ю.Дмитриева о лесе.

Ученик читает текст.

 Уч-ся: « Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны, осины, дубы и липы. Да какими похожими

на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу как и

положено, нарисовал старичка- лесовичка. Повесил картину, а через

некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старика- лесовика из угла картины. - Без

цветов, без трав - не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал

художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок- лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это лес! - сказал старичок - лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а

притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И

все вместе они и есть лес».

Учитель:- Итак, что же такое лес?

Дети:- Лес это целый мир. В нем обитают множество растений и животных,

жизнь, которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше

скрыто от наших глаз. Лес называют природным сообществом.

Учитель:- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

- На какое слово оно похоже? ( сообщество)

- Как образовано слово сообщество?

-Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

    Лес - природное сообщество

3. Знакомство с новым материалом.

 Учитель: - Лес - дом для растений и животных, как для нас - наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи- ярусы, мы сейчас узнаем.

Запишите в тетради подзаголовок: « Ярусы леса».

Дети записывают.

- Как вы сами думаете, что же это такое? (расположение растений по высоте)

Дети высказываются.

- Какой ярус самый высокий? ( деревья)

- Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: « Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов

прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой

ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей

яруса:

• деревья;

• кустарники;

• травы;

• мхи, лишайники.

 Учитель: - В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1. В первой части, которого отгадки являются названия

деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У

нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заголовками двух кроссвордов. ( 1 - растения леса,

2 - животные леса)

Загадки к кроссворду 1.

1.Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой расту под горой. (береза)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (липы)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? ( осина)

4.Летом с него стоит -

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? ( тополь)

5.Зимой и летом одним цветом. ( ель)

6.У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. ( сосна)

7.Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки опадают те иголки. ( лиственница)

8.В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягода? ( рябина)

1

Р

2

А

3

С

Т

Е

6

Н

7

И

8

Я

9

Л

10

Е

С

       

12

А

В процессе разгадывания на доске крепятся карточки с изображением соответствующих

деревьев.

- Какое получилось ключевое слово? ( растения)

- Какие изученные словарные слова вам встретились?

- Какой ярус следует за деревьями?( кустарники)

Дети делают записи в тетради.

- Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице.

Используя ключи, запишите их в тетрадь.

Дети работают самостоятельно.

На доске:

      1

     КА

          2

         СК

       3

      НА  

      4

     ШИ

         5

         Т

       6

       ЛЕ

       7

      РЕ

          8

        БЕ

        9

        ЛИ

       10

        К

         11

        ЩИ

        12

        РУ

Ключи:

1) 6-11-3

2)1-9-3

3) 8- 7- 2- 6-5

4)10-12-4-3

Ответы:

1) лещина

2) калина

3) бересклет

4) крушина

- Постарайтесь запомнить название этих кустарников.

- Спускаемся еще ниже на один ярус. Что находится ниже кустарников?

( трава)

Дети делают запись в тетрадь.

Учитель:- Сюда де относятся маленькие кустарники- черника, брусника.

Учитель прикрепляет на доску рисунки.

- Переходим ко второму кроссворду.

9. Синенький звонок висит,

    Никогда он не звенит.( колокольчик)

10. На припеке у пеньков

     Много тонких стебельков.

     Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.( земляника)

11. Я в красной шапочке расту

      Среди корней осиновых

      Меня увидишь за версту,

      Зовусь я... ( подосиновик)

12-Беленькие горошки

     На зеленой ножке.( ландыш)

Учитель:- Какая фраза получилась? ( растения леса)

Учитель:- Еще раз перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно?

Дети: Подосиновик- Это не растение, а гриб. Он относится к царству грибов, но

растет в ярусе трав.

Учитель:- Какие грибы вы еще знаете?(белый, опята, лисички…)

Дети отвечают. На доску крепятся иллюстрации грибов.

Учитель:- Оказывается, грибы в лесу - это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.

Дети называют правила сбора грибов.

- Все ли ярусы мы рассмотрели? (нет)

Учитель:- Остался еще один ярус. Самый нижний ярус - мхи и лишайники. Где они растут? ( на коре деревьев)

4. Физминутка.

5. Знакомство с новым материалом ( продолжение).

Учитель:- Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

Дети: Да. Это почва.

Учитель:- А в почве подземные коммуникации - корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

Дети: Четыре.

Учитель:- Перечислите их.(Деревья, кустарники, трава, мхи и лишайники)

Учитель:- Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?

Дети отвечают.

Учитель: - Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

Дети: О животных.

Учитель:- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. ( они там живут, питаются)

Дети отвечают.

Учитель:- Давайте назовем представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.

Дети называют животных и крепят рисунки с изображением животных.

Учитель:- Представителей какого класса легче всего увидеть в лесу?(зверей) А услышать?(птиц)

Учитель:- Давайте послушаем голоса птиц.

Звучит фонограмма голосов птиц.

Учитель:- Мы уже сказали, что в природе в целом и в природном сообществе леса в частности все взаимосвязано.

- Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере,  каких- то цепей

питания. Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе леса.

Дети пишут в тетрадях.

шишки —— белка—— ястреб.

Трава —— олень —— волк.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.

6. Рефлексия.

Учитель:- Давайте подведем итог урока.

Что же такое лес?

Какие ярусы существуют в лесу?

 Как взаимосвязаны растения и животные в лесу?

7. Домашнее задание.

Заполнить кроссворд « Животные леса». Подобрать загадки к полученным

словам.

   Урок окружающего мира

   Тема: « Лес – природное

              богатство»        

               в 4 классе.

                Учитель: Гордеева Н.В. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 4 класс. Природные богатства.

Я использовала данную презентацию, как иллюстративный материал к уроку.Тема: «Природные богатства»Задачи:сформировать представление у учащихся о подземных богатствах.ознакомить с полезными ископ...

Презентация внеклассного занятия по теме "Вода - природное богатство""

Вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Загадки. Зачем нужна вода? Кому нужна вода?  Кто загрязняет воду? Как беречь воду? Памятка....

Внеклассное занятие по теме "Вода - природное богатство""

вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Зачем она нужна? Кто загрязняет воду ? Как беречь это богатство.? Памятка....

Природные богатства и труд людей- основа экономики.

Презентация составлена для урока окружающий мир 3 класс. " Школа России"....

Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...