Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое".
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Терехина Елена Алексеевна

Целью этого урока является систематизация представлений детей о живой и неживой природе.На уроке используется проблемно-диалогическая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе

Тема урока: « Живое и неживое».

Цели:

Систематизировать и расширять представление детей о живой и неживой природе, о предметах, которые нас окружают;                       Развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира. Становление у детей современной, экологически ориентированной картины мира.     Привитие чувства уважения к своему природному окружению.

Оборудование :

Слайды, карточки с ключевыми словами, картинки, караоке с песней из кинофильма о Красной Шапочке, сюжетные картинки «Береги живое», телевизор.

Образовательная система «Школа 2100»

Технология проблемно – диалогического обучения. 

Учитель 2 кв. категории  средней общеобразовательной  школы № 15 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ:  Терёхина Елена Алексеевна

                                      г. Зеленодольск

                                    1 апреля 2009 год.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний

Ребята, давайте проведём небольшую разминку. Внимание на экран.

 

- Как одним словом можно назвать то, что вы видите?

- А теперь подумайте, что может быть лишним и почему?  

1. Капуста, морковь, лук, банан.

      2. Лиса, слон, жираф, обезьяна.

   

       3. Кошка, корова, собака, утка.

4. Сова, пингвин, тукан, голубь.

     5. Дуб, сосна , василёк, сирень, гриб.

      6. Ледоход, капель, оттепель, листопад.

   

7. Пчела, паук, бабочка, божья коровка.

     

3. Самооценка:

- Ребята, какое задание мы сейчас выполняли?

-А можем ли мы себя оценить?

Зеленый цвет - вы верно справились с заданием т. е. ваше мнение совпало с правильным.

Жёлтый цвет - некоторые задания оказались сложными.

Красный цвет – все задания оказались очень трудными .

4. Постановка проблемной ситуации.

У.  

- Ребята, мы сравнивали отдельные предметы между собой, а сейчас          попробуем сравнить 2 группы предметов.  

- Сначала рассмотрите их.

- Что изображено на 1 рисунке?

-На 2 рисунке?

                             

-Что объединяет эти предметы?

-Чем различаются предметы?

А как их можно назвать?    (Неживое)

У.    

  -Давайте рассмотрим ещё один рисунок.

          -Что здесь нарисовано?

               

 -А как одним словом назвать то, что изображено на рисунке? (Живое)          ---А как нам убедиться, что мы справились с заданием и подобрали слова верно?    (Прочитать в учебнике).

ЧТЕНИЕ ВЫВОДА стр. 46.

У.  

 -Вы, наверное, догадались, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Озвучьте тему нашего урока?

ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ.

5. Совместное открытие нового.

У.      

 –Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё раз на тему нашего урока и скажите, какие вопросы у вас возникли? Что вам не понятно?

         (В чём отличие живых организмов от неживых предметов?  Что относится к живому и неживому?)

Открываю на доске главный вопрос темы: «Чем отличается живое от  неживого »?

У.      

-  А как вы сами думаете? Я слушаю ваши версии.

           (Версии детей записываются на доске.)

У.      -А как же нам проверить наши предположения?  (Посмотреть в учебнике)   Но авторы учебника на этот раз не дают готового ответа, а предлагают найти их в рисунках. Готовы?

Показ рисунков с помощью телевизора.

                    

Попутно идёт сравнение ранее выдвинутых версий с полученными. На доске появляются карточки:

ДЫШАТ

ДВИГАЮТСЯ

          ПИТАЮТСЯ

          ПРИНОСЯТ  ПОТОМСТВО

РАСТУТ

ПЬЮТ ВОДУ

У.      -Ой! Ребята, что случилось с цветком?  (Учитель показывает детям  засохший цветок)                                                                                                                        -А  почему это произошло?                                                                                      

            -Что может случиться с животным, если плохо за ним  ухаживать?

         

На доске появляется   карточка   УМИРАЮТ

       6. Самооценка.

У.      Оцените себя на этом этапе урока. Как вы справились с ответами на главный вопрос урока?

         Зелёный – вы знали ответы на все вопросы.

          Жёлтый – лишь некоторые вопросы вызвали затруднения.

          Красный – вопросы оказались очень трудными.  

         У     -Как же мы должны относится ко всему живому?

                 

  У.    –Ребята, по рисункам объясните правила поведения, заканчивая словами : они могут погибнуть!   

К доске выходят дети и говорят о правилах поведения в природе:

       1. Не обижай насекомых, они могут погибнуть!

       2.  Не разоряй гнёзда, птенцы могут погибнуть!

       3. Не лови насекомых, ведь они могут погибнуть!

       4. Не разводи в лесу костёр,   лес может погибнуть!

       5. Не рисуй на деревьях, они могут погибнуть!

Учитель комментирует ответ детей строчками из стихотворения:

1. В лесу летают мотыльки,

   Ползут козявки и жуки…

 Природа-мать им жизнь дала.

 У них у всех свои дела.

 Ты их увидишь на пути-

 Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой…

2. Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

3. Бабочка цветная над тобой порхает

Стрекоза резвиться, пляшет, веселится…

Лету все так рады- их ловить не надо!

Пусть себе летают, землю украшают!

4. Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костёр разводить не годится!

5. Нельзя деревья обижать-

Ведь так жестоко поступать

Пускай они в лесу растут-

Добро и красоту несут!

1 ученик: Прости нас, маленький жучок,

                 И муравей, и пчелка,

2 ученик: Прости нас, сорванный листок

              И срубленная елка

3 ученик: Прости нас, стройный тополек

За сломанные ветки.

4 ученик: Прости нас, пойманный зверек.

                Тебе так тесно в клетке.!

        Все поют песню:

1. Если б только-только-только.

Если б только на планете.

Если б только все земляне

Все живое берегли,

То возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

П-в:

А-а, Здравствуйте, горы вот такой вышины!                                                    

Здравствуйте , реки вот такой ширины!          

А-а, крокодилы бегемоты.  

 А-а, обезьяны, кашалоты,

   А-а и зеленый попугай!

 А-а и зеленый попугай!

                                                                   

  2. И пускай у этой речки,                                                                                                                           И пускай в зеленой роще,                                                                                                                    И пускай в лесу тенистом                                                                                                         Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,                                                                                                                       Что беречь природу надо,                                                                                                                                Всем на этом белом свете                                                                                                                  Ты, как можешь, помогай!

Припев тот-же.

7. Самооценка.

У. Давайте оценим себя на этом этапе урока.

      Зелёный- вы знаете все правила поведения и всегда их соблюдаете.

      Жёлтый- вы знаете правила ,но иногда поступаете верно.

      Красный – ведёте себя неразумно.

У. У кого из вас есть домашний питомец? Дома по желанию подготовьте рассказ о нём, о том как вы за ним ухаживаете?

8. Первичное закрепление.

У. Давайте прочитаем главный вопрос темы.

  -Ответили ли мы на него?                                                                                  

  -Чем же живые организмы отличаются от неживых предметов?

  -Что растёт вниз головой? (сосулька)

  -Значит сосулька живая, ведь она растёт?

  -Автомобиль живой, ведь он питается бензином?

 -А насос тоже живой, ведь он пьёт воду?

 -Какой вывод можно сделать? ( живой организм должен обладать всеми признаками)

У вас на партах картинки. Внимательно посмотри и определи к какой группе относится «живое» или «неживое».На доске составьте картину из неживых предметов, созданных природой, из живых организмов.

Наша планета-Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята,

Солнышко рано встает

Лучиком день зажигает

Весело птица поёт

Песнею день начинает.

Как хорошо, приглядись-

Клёны, берёзы и ёлки

Пенью у птицы учись

А трудолюбью- у пчёлки.

У. А мы с вами будем продолжать учиться вместе с учебником  «Окружающий мир»

9. САМООЦЕНКА..

Итог урока.                                                                                                                      

- Что нового узнали на уроке?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое" УМК "Школа 2100"

данный урок разработан для демонстрации проектной деятельности на уроке окружающего мира...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое"

На уроке дети познакомятся  с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов....

Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Осень в неживой природе"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Осень в неживой природе"...