Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь, различать живую и неживую природу;
  • знать, признаки живой и неживой природы.

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • определять мотивы учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.09.19                                                                                                        ФИО учителя: Регель Н.В.

Школа: 104                                                                                                                ФИ студента: Лунькова Д., 41 гр.

Класс: 1 «а»                                                                                                        ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 201

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Живая и неживая природа»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой. 

Планируемые результаты

Предметные:

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

  • уметь, различать живую и неживую природу;
  • знать, признаки живой и неживой природы;

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • определять мотивы учебной деятельности; 
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация Power Point, Окружающий мир 1 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 1ч, рабочая тетрадь 1ч, 3 дерева, листочки, письмо, слова.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Дарья Дмитриевна!

-Ребята, перед началом урока немного разомнемся!

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

(Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться.

(Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре - руки шире.

(Хлопки в ладоши.)        

Пять — руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть.

(Прыжки. Ходьба на месте.)

Приветствовать учителя

Разминаются перед началом урока

Р: вырабатывание  учебной  мотивации, устанавливание  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

II. Актуализация знаний и мотивации

Словесный: слово учителя

Словесный:

беседа

Словесный:

беседа

Практический:

определение объектов,

созданными человеком или природой

Словесный:

беседа

4-5

мин.

-Посмотри, мой милый друг

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг….природа.

-Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы.

-Ребята, а где мы оказались? *Лес заколдовали*

-Ребята, что же это случилось с нашим лесом? Его заколдовал злой волшебник, он оставили для нас письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, ребята. Я-злой волшебник. Да это я заколдовал ваш лес. У вас есть только один урок, чтобы расколдовать его. Я уверен, что вы не сможете это сделать, и лес навсегда останется таким темным и печальным».

-Ребята, не переживайте, ведь у нас есть помощница-фея. Вы с ней знакомы?

-Поможем лесу? За каждое пройденное задание, нам будут даваться листочки деревьев.

-А вот и первое препятствие от злого волшебника. Он перепутал все картинки, их нужно срочно разделить на 2 группы, чтобы мы получили листочки красного цвета:

1) создано природой;

2) создано человеком.

 На слайде 1-дерево, 2-книга, 3-медведь, 4-зонт, мяч на месте

Проблемная ситуация

-Ребята, злой волшебник оставил нам задание, посмотрите на экран, что изображено?

-Нужно объяснить, чем отличается камень от цыпленка.

-Я вижу, что ваши мнения разошлись, значит нужно разобраться в этом вопросе, ведь только так мы сможем расколдовать лес.

-природа

-в лесу

Слушают и анализируют

-Да

-Да

1) медведь ,дерево

2) зонт, мяч, книга.

-камень и цыпленок

Затруднение

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

Л: проявление активности в общей работе

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: анализирование и доказывание признаков, нахождения взаимосвязей в предметах;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

3 мин.

-Ребята, и снова злой волшебник нам помешал, он украл название нашего приключения, но оставил конверты. Из всех букв, которые находятся в нем, вам нужно составить название приключения, у каждого ряда свое слово от названия приключения. (работа в парах)

-Но перед этим повторим правила работы в паре, какие вы знаете?

-И у меня буква «и» нашлась.

-Ребята, так что же получилось? По порядку назовем слова.

- Верно, наше приключение называется «Живая и неживая  природа» и сегодня, мы узнаем, по каким же признакам определяется живая и неживая природа.

Составляют из букв название урока

Высказывание детей

-Живая и неживая природа

Л: проявление активности в общей работе

П: самостоятельность в формулирование темы и цели урока

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

10

мин.

-Ребята, а что же такое «природа»?

-Природа, делится на живую и неживую. Откройте страницу 9 в учебнике и прочтите, что написано внизу.

-Правильно, к неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды.

-К живой природе относятся растения, животные и грибы.

-Ребята, смотрите, с неба упала звезда. А какие вы еще знаете звезды?

-Давайте сравним:

1. Какая из звезд имеет возможность дышать?

2. Какая из звезд растет от маленькой звездочки до полноценной большой звезды?

3. А какая из звезд питается?

4. Какая из звезд может давать потомство?

        

-Вот мы и выявили признаки живой и не живой природы.

- К какой природе относится морская звезда? Почему?

 

-К какой природе относится космическая звезда? Почему?

Признаки предметов живой природы

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы  имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни – они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

5.умирают

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

-Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Физминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли, и немножечко устали.

-Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. 

Открывают учебник, читают

-морская звезда

-морская

-морская

-морская

-морская

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

-Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

- Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Выполяют физминутку

П: структурирование знания;

П: анализирование и доказывание признаков, нахождения взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

К: инициативность в общем поиске нового знания;

П: структурирование знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Л: проявление активности в общей работе

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практическая: усвоение знаний через игру

4-5

мин.

Связь живой и неживой природы

-Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?

-Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

-Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

-Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

-Сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Живое, неживое»
-Встаем из-за парт, когда я буду говорить объект живой природы, то вы должны хлопать, а когда неживой, то топать.
( камень, кузнечик, дождь, туча, мухомор, космическая звезда, береза, солнце, морская звезда)

-Молодцы, ребята,  зеленые листочки теперь у нас

-Нет

Слушают и анализируют

Игра на проверку усвоенных знаний

 

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: структурирование знания;

Р: саморегулирование собственной практической работы, контроль её результатов

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное выполнение задания

3 мин

- Ребята, нам осталось совсем немного, и мы скоро сможем расколдовать наш лес.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 8 и выполните 1 задание.

-Вам нужно закрасить кружочки либо в синий,  либо в зеленый.

Синий – неживая природа, зеленый – живая.

-Кто может сказать нам правильный ответ?
-У всех получилось так?

-Молодцы, теперь желтые листочки тоже у нас.

Самостоятельно выполняют задание

Высказывание детей

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегулирование собственной практической работы, контроль её результатов

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

3-4 мин

-Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Цыпленок, камень.

 Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

VII. Рефлексия деятельности

 

3 мин

-Вот и закончилось наше приключение, теперь осталось только расколдовать наш лес.

-Ребята, на каждую парту я положила  3 листики, ваша задача выбрать из них только 1 .

 Красный- вы не усвоили тему урока.

 Желтый- вы не до конца поняли тему урока, вам нужно еще раз изучить ее.

 Зеленый- вы отлично усвоили тему урока и она вам понравился.

-Ребята, вы все сегодня хорошо работали на уроке, но есть ребята, которые были активнее все, им я раздам «похвалушки» .

Оценивают работу

Р: анализирование собственной работы на уроке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Живое и неживое".

Урок был построен в соответствии с технологией проблемного обучения. Для постановки проблемы был использован прием яркого пятна – объект изучения морская свинка Нюша, что обеспечило высокую учебную мо...

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Тест системы PROClass по окружающему миру, "Живая и неживая природа", 1 класс

Тест  представляет набор стандартных заданий, который устанавливает степень усвоения  учащимися учебного материала по теме «Живая и неживая природа». Система мониторинга и контро...

Тест по окружающему миру "Живая и неживая природа" 2 класс

Тестом можно воспользоваться для проверки знаний учащихся после изучения темы "Живая и неживая природа" во 2 классе...

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....