Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_okr.mira_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать у младших школьников представление о живой и неживой природе как о природе в целом.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Диагностические цели:

К концу данного урока дети…

Узнают

  •  природа бывает живая и неживая
  • объекты живой природу определяют по ряду свойств.
  • Чем живая природа отличается от неживой

Научатся

  • Сравнивать предметы живой и неживой природы
  • Самостоятельно формулировать выводы
  • Обосновывать, аргументировать свое мнение по установленному алгоритму.

Смогут

  •       Определить объект природы к живой или неживой
  •          Доказать свою точку зрения  на основе проработанного алгоритма.

Формирование учебных универсальных действий.

Познавательные УУД:

- формируем умение сравнивать  и группировать предметы живой и неживой природы  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

-  формируем умение наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

 -формируем понятия живая и неживая природа;

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

-формируем умение прогнозировать предстоящую работу

-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Демонстрационный материал:

  1. Презентация к уроку;
  2. Наглядность на доске: алгоритм определения живой/неживой природы;
  3. Фильм «Красота живой и неживой природы»

Раздаточный материал:

1.Карточки с заданием  для работы в парах (группах)

2.Карточки-картинки «Живая - неживая природа»

3.Таблица «Рефлексия»

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, учебник по окружающий миру 2 кл.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

УУД, формируемые на данных этапах

Комментарии

  1. Организационный момент

Создание положительного настроя на урок.

Самопроверка наличия необходимых для урока предметов

регулятивные: волевая саморегуляция;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Введение в тему.

А начнем мы наш с вами урок с небольшого путешествия…

(под музыку Вивальди «Осень» включается слайд-шоу о природе)

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг...
 (природа)

После просмотра слайдов задается вопрос, что за мелодию дети услышали и кто автор данной композиции.

Слайды

    ….

Дети договаривают слово.

познавательные УУД:

- умение извлекать информацию иллюстраций;

- умение устанавливать аналогии;

- коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

 

СЛАЙДЫ 1-11

Стихотворение может прочитать как учитель, так и хорошо читающий ученик

Включены межпредметные связи

  1. Объявление темы урока                        Соответственно тема нашего сегодняшнего урока?

Природа

умение выявлять сущность, особенности объектов;

На доске открывается табличка «ПРИРОДА»

  1. Актуализация знаний 

  • Объясните, что вы понимаете под словом природа - приведите примеры.

А что нельзя назвать природой?

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Что из них природа и почему?

Кто построил дом? А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы человек может сделать своими руками?

Слайд

Найдите лишний объект и объясните почему.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа-это…

Дети приводят примеры

то, что сделано руками человека (рукотворный мир)

Человек

Нет

Холодильник - лишний объект, потому что он сделан руками человека, и относится к рукотворному миру, а не к природе.

все то, что нас окружает, но не создано человеком.

коммуникативные УУД:

1)  умение слушать и понимать других;

2)  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

На доске наглядность: дерево, деревянный дом

СЛАЙД 12

(проектор выключается)

  1. Изучение нового материала.

Рассмотрите иллюстрации, на какие 2 группы можно разделить эти объекты природы?

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа бывает…

На доске:

Живые – неживые

Живой и неживой

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

На доске изображения объектов живой и неживой природы.

Открываем таблички «ЖИВАЯ», «НЕЖИВАЯ»

  • Откройте учебник на странице 25 и прочитайте, какая бывает природа. Сравните с нашим выводом, правильно ли мы его сформулировали.
  • Посмотрите на объекты живой природы и подумайте, в чем их отличие от неживых.
  • Теперь попробуем доказать на примерах:

-  Сможет ли любое животное прожить

без пищи? А для чего растениям нужна земля?

 Подумайте, что произойдёт с жуком, если его поместить в стеклянную банку плотно закрытую крышкой? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

- Посмотрите внимательно на цветы в нашем классе. Какие изменения в их внешнем виде вы заметили?. Сформулируйте вывод и запишите свои наблюдения в таблицу. Приведите примеры роста среди животных.

Как вы думаете откуда появляются так много одуванчиков летом?

Значит можно сделать вывод, что все живые объекты природы размножаются

Что произойдет с цветком, если его сорвать?

Вывод?

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Ответы детей:

Они питаются, растут, рождаются, дышат.

- Нет, оно умрёт.

В ней находятся питательные вещества, необходимые для роста.

ВЫВОД 1: Следовательно, все живые организмы питаются.

- Он задохнётся и умрёт. Ему нечем будет дышать.

ВЫВОД 2: Все живые существа дышат.

(Наблюдение за цветами)

- Они выросли.

ВЫВОД 3: Все живые организмы растут. (Дети приводят примеры роста животных на основе своих наблюдений).

С помощью ветра семена разлетаются и вырастают новые.

Он умрет

ВЫВОД 5: все живые объекты природы умирают.

Познавательные УУД:

умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение извлекать информацию иллюстраций

умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение обобщать и классифицировать по признакам

На доске открываю таблички: «дышит», «питается», «рождается», «растет», «размножается», «умирает».

(Одновременно с выводами и наблюдениями дети ведут заполнение таблицы).

Таблица.

(см. приложение 1)

Физкультминутка

Игра «Стихии: вода, земля, воздух, огонь».

-Итак, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?

- А к какой природе относится человек? Докажите, используя наш алгоритм, представленный на доске.

ОБЩИЙ ВЫВОД: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо.

Теперь научимся доказывать, используя наш алгоритм. 

Достаю муляж гриба подберезовика.

К какой природе относится гриб?

Докажите.

А теперь будьте внимательны:

Конкретно этот гриб, который я держу – объект какой природы, живой или неживой?

(ставлю заведомо неверный вопрос, чтобы оценить уровень понимания материала).

Человек относится к живой природе, так как он дышит, рождается, питается, растет и умирает.

Доказывают, что гриб относится к живой природе.

Именно этот гриб не относится к природе вообще, потому что его сделал человек!

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД:

осознание качества и уровня усвоения;

Проблемный вопрос!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

я называю предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы - вы показываете, как оно двигается, если неживой - садитесь на корточки и замираете.

Динамическая пауза непосредственно связана с темой урока

  1. Закрепление изученного материала.

Сейчас вы на слух должны определить объекты только живой природы. Будьте внимательны.

Дети слушают звуки.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Включается аудиозаписи «Звуки природы»:

-дождя

-пение кукушки

-гроза

-шум моря

-вьюга

-звуки дельфина (пропедевтика последующего изучение материала по теме «Явления природы»)

Игра «найди лишний предмет»

Слайд

Слайды 17-20

Самостоятельная работа в парах (тройках).

Дети доказывают друг другу (взаимопроверяют друг друга)

регулятивные:

контроль, коррекция

осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

См.приложение 2

  1. Рефлексия

Прочитайте и отметьте галочкой соответствующий пункт.

Да

Есть затруднения

Я понял, какие объекты относятся к живой природе

Я понял, какие объекты относятся к неживой природе

Я могу доказать, что дерево относится к живой природе

Мне было комфортно на уроке

Я был активен на уроке

Мне понравился урок

У меня отличное настроение

Да

Нет

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Подведение итога урока.

Просмотр фильма «Красота живой и неживой природы»

В процессе просмотра даются комментарии.

Чтобы природа дала нам свои богатства надо ее любить и беречь. Человеку нужно бережно относиться к природе и не важно -живая она или неживая.

Запись и объяснение домашнего задания.

Каждому ребенку выдается конверт с  (элемент программированного обучения), в котором необходимо выполнить определенные задания. При успешном выполнении ребенок получает пазл (часть картины). В начале следующего урока пазлы собираются в единую картину «Живая и неживая природа»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....

Технологическая карта урока окружающего мира "Процессы в природе" 1 класс

Урок окружающего мира был проведён в 1 классе для родительской общественности. На уроке использовались датчики температуры. ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природе нужны все"

Технологическая урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....