Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Задачи:

Образовательные:

1.                Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

2.                Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.

Развивающие:

1.                Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

2.                Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.

3.                Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

1.                Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.

2.                Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, планшеты для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_galkina_om.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
  2. Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.

Развивающие:

  1. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
  2. Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.
  3. Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  1. Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.
  2. Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, планшеты для учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят? 

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг …

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по временам года, где будем  исследовать, и узнавать явления природы,  характерные для каждого времени года.

Природа

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

III. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

– Какие времена года вы знаете?

– Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.

– Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока?

Времена года

Зима, весна, лето, осень

 

 

 Явления природы

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, мы начинаем путешествие. Отгадайте загадку.

Если дождик бьет в лицо,      

Тучи по небу плывут

Ветер треплет деревцо.

Это … зовут.

Мы попадаем в прекрасное время года – осень.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Так  поэт  Ф. Тютчев написал об осени.

Солнце ярко сверкает, в начале осени можно наблюдать теплые деньки. Но набежит облачко, почувствуешь холодное дыхание осени. А золотое одеяние осени закружит, запляшет разноцветьем. А чем же огорчит нас осень?

Что бывает осенью часто?

Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Скребицкий

«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится  очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».

- А какое красивое явление природы мы видели, когда были на экскурсии в парке? Расскажите об этом явлении природы.

А  еще,  какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.  

Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым  покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

Итак,  мы переходим в следующее время года.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

О каких явлениях природы говорится в загадке?

А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы?

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый  наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление?

А еще, зимой, какие бывают явления?

Кто знает загадку об этом явлении?

Ученик:

Старик у ворот

Тепло  уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит.

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления?

Мы продолжаем свое путешествие по временам года и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька

За ночь у окна.

Ручеек забулькал.

Что это?

- О каком времени года говорится в загадке?

 Какие же явления характерны для весны?

Найдите и выберите явления природы в учебнике  с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы.

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться  сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя,  когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить? -  Как нужно вести себя во время ледохода?

Можно выходить на лед во время таяния снега на водоемах?

 - О каком времени года говорится в стихотворении?

Прогремел июньский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг!  

- Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.

Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте красными фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

Осенью

Дождь.

Листопад. Рассказывают о том, что видели в парке.

Туман.

Зимой.

О снеге.

Снегопад.

Иней.

Мороз.

Мороз.

Метель, вьюга, пурга.

Весна.

Работают с картинками в учебнике.

Сосульки, таяние снега, ледоход

Рассказывают все, что знают о правилах безопасности.

О лете.

Летний гром и молния (гроза), теплый летний дождь, а после дождя радуга

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

Физкультминутка

V. Первичная проверка понимания

Из приведенных на слайде объектов природы выберите те, которые относятся к теме нашего урока (тест на соответствие)

Выполняют парами на планшетах.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений, изменений в свою работу, если она расходится с образцом; осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные: умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

VI. Первичное закрепление.

Работа в тетради по окружающему миру с. 21.

1) Вы много узнали о явлениях природы. Нарисуйте два явления природы, которые вам особенно понравились, запомнились.

Теперь обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте и проверьте его работу.

2) Раскрасьте рисунки явлений природы: листопада, туч, дождя.

Проверьте свою работу.

Взаимопроверка.

 

 

Самопроверка.

Коммуникативные: сотрудничество с товарищем при выполнении задания в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных

Познавательные: понимание информации, представленной в виде рисунка.

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Какой вывод сделаем?

Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)?

Достигли ли мы поставленной цели?

Понравился ли вам урок?

Дождь, снег, ветер, метель, радуга, гроза, роса, туман, иней – всё это явления природы.

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Процессы в природе" 1 класс

Урок окружающего мира был проведён в 1 классе для родительской общественности. На уроке использовались датчики температуры. ...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема урока: «Путешествие по планете»

Знакомство обучающихся с понятием «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: «Про кошек и собак», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с некоторыми породами кошек и собак....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: “Путешествие по Золотому кольцу”, УМК "Школа России", 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Задачи урока:Дидактические:Формировать представление...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...