Урок окружающего мира "Живое и неживое".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок был построен в соответствии с технологией проблемного обучения. Для постановки проблемы был использован прием яркого пятна – объект изучения морская свинка Нюша, что обеспечило высокую учебную мотивацию. В течение всего урока  учащиеся были увлечены работой. Этот урок воспитывает ответственное и бережное отношение ко всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_i_nezhivoe_okr.mir_1_klass_.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Живые организмы  и  неживые предметы.

Федорова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» п. Палатка.

Окружающий мир, 1 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: знакомство с отличительными свойствами живых организмов; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: морская свинка в клетке; яблоко; мягкая игрушка; опорные слова:  рождаются,  растут, питаются, дышат, размножаются,  умирают; набор картинок по теме «Живые и неживые предметы»  в конвертах; пророщенные семена фасоли; горшочки с землёй; рисунки планеты Земля; учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Вахрушев и др.; Рабочая тетрадь у учебнику; старые детские журналы и книги, клей, ножницы,  ватман.

Формы и методы работы: учебный диалог; групповая форма работы; исследовательский метод обучения.

Ожидаемые результаты:

Предметные умение: сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н);

группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).

различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).

уметь оценивать правильность поведения людей в природе (Н). (Н-необходимый уровень, П-программный).

Личностные результаты: умение оценивать жизненные ситуации и  делать выбор, какой поступок совершить относительно моральных ценностей человека.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать и аргументировать свою точку зрения; сравнивать и группировать предметы и их образы, добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение сотрудничать с учащимися класса и учителем, слушать и понимать речь других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

  1. Введение новых знаний.
  1. Постановка проблемы и поиск решения.

- Ребята отгадайте загадку:

Круглое, румяное

 Я расту на ветке.

 Любят меня взрослые

 И маленькие детки.

- Учитель выставляет яблоко.

- А кто ещё любитель яблок?

- Посмотрите ребята, этот зверёк тоже любит яблоки. (Учитель демонстрирует живую морскую свинку).

- Давайте подумаем, как она появилась на свет?

Прикрепляем табличку на доску: рождаются.

- Когда она родилась, она какая была?

-А потом какая стала? Что она делала?

Табличка: растут.

-Чтобы вырасти, что нужно?

-Значит зверёк, что делает? Таблички: дышат, питаются, пьют воду.

-Могут у нашей свинки появиться детёныши? Как называется это свойство?

Табличка: размножение.

-Ребята наша свинка всегда будет такой как сейчас? Какие изменения будут происходить с ней в будущем?  

Табличка: умирают.

-Давайте хором повторим свойства, которые мы выделили.

 -К каким организмам относится морская свинка, она какая?

-А свойства, которые мы с вами назвали?

Над свойствами открываем надпись: «живые организмы».

-А этого зверька, к какой группе отнесём? (Учитель показывает игрушку собачки).

-Почему, докажите.

-Я согласна с вами – это неживой организм. На доске открывается другая надпись: «неживой предмет».

Учащиеся отгадывают загадку: яблоко.

- Называют животных,  которые  любят яблоки.

- Её родила мама-свинка, она родилась.

-Сначала она была маленькая.

-Потом она становилась больше, взрослела, она росла.

-Вода, воздух, еда.

-Дышит, пьёт воду, питается.

-Размножение.

-Она постареет и умрёт.

Дети хором произносят свойства с опорой на таблички.

-Живая,  живой организм.

-Это свойства живых организмов.

-Неживой предмет, игрушка.

Ребята называют свойства неживых предметов.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других, вступать в диалог на уроке.

Познавательные УУД:

1.  Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

2. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Личностные УУД

Развитие познавательного интереса, учебной мотивации.

Коммуникативные УУД

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2. Формулирование темы урока

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

- Откройте учебник, с. 46. Проверьте свой ответ.

- Совершенно верно. Сегодня мы с вами  будем изучать живые организмы и неживые предметы, и их свойства.

-Живые организмы и неживые предметы.

Ученики открывают учебник и читают тему урока.

Регулятивные УУД:

1.Формируем умение определять цель деятельности на уроке.

2.Осуществление самоконтроля.

  1. Воспроизведение новых знаний.

1. Работа с карточками.

- А теперь вернёмся к яблоку, какими свойствами оно не обладает?

-К какой группе мы его отнесём?

-А дерево, на котором росло яблоко, это какой организм? Кто может доказать?

-Не дышит, не питается, не растёт, не размножается.

-Это неживой предмет.

Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД:

1.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Познавательные УУД

Развитие логических действий: анализ, доказательство, подведение под понятие.

- Сейчас мы проверим, как вы запомнили свойства живых организмов. Работа в группах по четыре человека. Вспомните правила совместной работы. Задание: распределить картинки по группам.

- По какому признаку распределили карточки в группы?

- Покажите с помощью сигнальных карточек, кто согласен с таким мнением.

-Кто думает по-другому?

-Назовите, какие организмы  вы отнесли к живым, а какие к неживым предметам. Докажите.

-Молодцы. Вы хорошо поработали!

Работа в группах по 4 человека.

-Живые организмы и неживые предметы.

Работа с сигнальными карточками.

Называют группу живых организмов и группу неживых предметов. Объясняют свой ответ.

Познавательные УУД.

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3.Развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Наблюдение за семенами фасоли.

- Ребята, посмотрите на семена фасоли, как вы думаете это живой организм?

-  Давайте вспомним, что мы делали на предыдущем уроке?  

- Каждая группа возьмёт свою тарелочку, посмотрите, что  у нас   получилось. Что мы видим?  

- Ребята, вспомните рассказ, который мы читали с вами в «Азбуке», он назывался «Бегающие кусты». О чём мы узнали с вами из него?  

- Правильно, это один из способов размножения растений.

-Что надо сделать с семенем фасоли, чтобы наблюдать его дальнейшее развитие?

Рассматривают семена. Высказывают свои предположения.

- Мы положили фасоль на мокрую ватку и накрыли её.

- У фасоли появился хвостик – это корешок, семя растёт, значит это живой организм.

- Мы узнали, что растения размножаются с помощью семян.

- Надо  посадить его в землю и ухаживать.

Ученики высаживают семена в горшочки с землёй.

Регулятивные УУД.

1.Учиться высказывать своё предположение (версию)

2.Развитие саморегуляции (работа в группе).

Личностные УУД

Развитие познавательного интереса, учебной мотивации.

3. Физкультурная минутка.

- Я буду вам называть слова, если это живой организм вы будете прыгать. Если нет – надо стоять на месте и хлопать в ладоши: смородина,  камень, бабочка, воробей, солнце, собака, апельсин, вишнёвое дерево и т.д.

Учащиеся выполняют задания.

4. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 49. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы: почему обиделся Шарик на Матроскина и о чём просят живые организмы? Если кто-то затрудняется сам ответить, можно попросить помощь соседа по парте. (После самостоятельной работы проводим проверку).

- Шарик обиделся на Матроскина, потому что он назвал его вещью.

- Живые организмы просят: цветок воды, растение света, птенцы пищи, собачка – пить.

Коммуникативные УУД.

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».

5. Творческая работа.

-  Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (отрицательное воздействие человека на природу) Вам понравились они? Почему нет?  Как вы думаете, отчего наша планета стала такой? Почему она так выглядит? Что с ней случилось?  

- От кого зависит, какой будет наша Земля: пустынной или цветущей?

-Я предлагаю вам создать свою планету такой, какой вы бы хотели её видеть.

- Ученики высказывают своё мнение. Делают вывод, что от человека зависит будущее и самих людей и нашей Земли. Человек загрязняет природу, убивает животных, уничтожает  растения.

- Работа в группах, по рядам. Дети выполняют аппликацию-коллаж.

Коммуникативные УУД

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Личностные УУД.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

 важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ.

Регулятивные УУД

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

6. Работа с   рабочей тетрадью.

- Откройте рабочую тетрадь, страница 52. Выполните задание. Подпишите под плакатами правила поведения человека в природе.  

- Какие правила вы могли бы добавить сами?  

«Не разоряйте  птичьи гнёзда».  «Не ловите  бабочек» и т.д.

(Ответы учеников).

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Познавательные УУД:

Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

  1. Рефлексия.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться с заданиями?

- Ребята, оцените свою работу на уроке по формуле: ХИМС

Х – хорошо получалось

И – было интересно

М – мешало работе

С – с собой возьму, пригодится в жизни.  

Регулятивные УУД.

 Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Домашнее задание.

Творческое задание: надо подготовить рассказ о домашнем питомце, принести его фотографию или нарисовать рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое".

Целью этого урока является систематизация представлений детей о живой и неживой природе.На уроке используется проблемно-диалогическая технология....

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

Урок окружающего мира. Живое – неживое

Технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.   Фронтальная, парная, групповая. Игровые методы....

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....