Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_nezhivaya_priroda_zimoy.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2 городского поселения Терек»

    Активные методы обучения.

   Метод «Кластер» на уроке

           окружающего мира

           во    2 «А» классе

 Тема: «Зима в неживой природе».

Ахаминова Ирина Назировна.

                            2016 г.

Тема урока: Зима в неживой природе. 2 класс

Цель урока: дать понятие о зимних природных  явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся,  детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер».

Задачи урока:

Применяя метод «Кластер»,

  • ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
  • провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
  • обговорить такие явления, как: снег, изморозь, снегопад, гололед, оттепель;
  • объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
  • раскрыть красоту зимнего времени года;
  •  формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.
  •  развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
  •  воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предметные

  • систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
  • научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
  • привлечь внимание к форме снежинок

Личностные

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные

- формировать умения анализировать, сравнивать.

- учить преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму

Коммуникативные

- формировать умение работать в паре, в группе, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

- учить представлять результат своей работы;

Регулятивные
- учиться искать пути решения учебной задачи

Тип урока: Урок «открытия новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная,  в парах.

Оборудование:

  • теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
  • средство воспроизведения аудиозаписей;
  • видеосюжеты «П.И. Чайковский – Времена года (зима), «Зимнее солнцестояние», «Оттепель», «Изморозь», «Снежинки».
  • качественная фотография снежинки крупным планом;
  • Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

I. Подготовка к восприятию:

а)Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:

– Я рада видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира. Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)

По какому плану вы хотели бы сегодня поработать?

  1. Проверка д/з
  2. Определение темы урока
  3. Изучение новой темы
  4. Закрепление
  5. Оценивание работы на уроке.

Перед тем как определить цели нашего урока мы повторим изученное на предыдущем уроке.

- Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
- Почему зима – это время науки?
- Почему зима – это время сказок?

День памяти какого святого  христиане отмечают 19 декабря? Чем знаменит этот святой?

Как определить температуру воздуха зимой?

Сказка Пляцковского  «Какая бывает зима».

Однажды у слона спросили:

- Какая бывает зима?

- Я не знаю, - ответил слон.
А почему, ребята, слон ответил так?

  1.  Спросили у снегиря:
    - Какая бывает зима?

    - Зима бывает трудная, голодная, - сказал снегирь. Потому что…(ответы детей)
    2.Спросили у рыжей собаки:

    - Ты знаешь, какая бывает зима?

    - Холодная, - пролаяла собака. Потому что…  (ответы детей)

    3. Спросили у медведя:

    - А ты как думаешь? Какая бывает зима?

    - Зима короткая. Тянется всего одну ночь, - ответил медведь. Потому что...(ответы детей)

    4.Спросили у мальчишки:
    - Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима.

    - Зима бывает весёлая, - крикнул мальчишка. Потому что…(ответы детей)


- Кому всех трудней приходится в зимнее время?

- Как мы можем им помочь?

б) Постановка цели:

– Посмотрите видеосюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашего урока.

– Какое название вы бы дали этому видеосюжету?

Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – “Декабрь” (Показать портрет композитора.)

По каким признакам вы поняли – что это зима?

      На середине листа пишу: «Зимние явления».

Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?

Провожу стрелки и пишу слова, которые называют дети. Это: «Снегопад, метель, изморозь, гололедица, оттепель зимнее солнцестояние, солнцеворот».
– Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.

Раздаю карточки одну на парту, т.к. дальше идёт работа в паре.

в) Актуализация знаний:

– Возьмите карточку со схемой “Солнышко” и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.

– Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.

II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:

а) Понятие “солнцестояние, солнцеворот”:

– Предположите, что может означать слово “солнцестояние”, “солнцеворот”.
– Как, по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
– Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.

– Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из – за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью – ниже, а зимой – совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей.)

И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния.

– Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
– Потом день начинает понемногу прибавляться, ночь – убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 “Странички народного календаря”.
– Кто может продолжить фразу – “Оказывается, 25 декабря – это……” ?

Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?

б) Понятие “Снегопад”.

– Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе – выпадение снега. Из каких слов состоит это слово?
– А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.
(Просмотр видеоматериала о снежинках.)

На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.

– Закончите фразу – “Для меня удивительно, что…..”.
– Составим пятистишье про снежинки.

Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово).

– Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
– Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

в) Физкультминутка   «Снеговик»

г) Понятие “ Оттепель”.

Сначала скажите мне состав этого слова.

– Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева “Оттепель”. В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет “Оттепель”. Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме “Солнышко” и отыщем определение понятия “оттепель”.

– В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка – наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, – для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег вечером, а утром не смогли пробить снег и задохнулись. (Просмотр видео)

д)  Понятие «Гололедица»

Какие слова образовали это слово?

е) Понятие “Изморозь”.

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С. Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь.

– В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие “Изморозь”.

 А вы, какие стихи на тему «Зима» знаете?

III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:

– Заполните пропуски в карточке “Зима в неживой природе”
– Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

Подсчет фишек  домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")

Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа  выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Презентация к уроку "Что такое зоопарк?" по Окружающему миру в 1 классе

Презентация подготовлена для использования на уроке Окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А.Плешакова...

технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...

открытый урок ознакомления с окружающим миром "Связь живой и неживой природы"

Урок-проект предусматривает дать учащимся общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы....