Главные вкладки

    технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"
    презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) на тему

    Юламанова Гульнара Камилевна

    Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhizn_drevnih_slavyan.rar1.56 МБ

    Предварительный просмотр:

      Урок 41. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
    с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
    за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

    Методы и формы
    обучения

    Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

    Образовательные
    ресурсы

    http://download8.proshkolu.ru                         http://festival.1september.ru/articles/618333/

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер; тестовое  задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

    Основные
    понятия

    Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы
    урока

    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащихся

    Формы организации
    взаимодействия

    на уроке

    Формируемые умения
    (универсальные
    учебные действия)

    Промежуточный

    контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Мотивация
    (самоопределение)

    к учебной

    деятельности

    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

    к усвоению учебного
    материала

    – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

    На доске записан текст, учитель читает:

    «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

    – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

    Слушают учителя, принимают участие
    в диалоге

    с учителем.

    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
    к уроку

    Фронтальная, индивидуальная

    Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 

    Личностные: понимают значение знаний для человека
    и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

    Устные ответы,

    организация рабочего места


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    II. Актуализация  опорных

    знаний

    Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

    – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)

    – Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)

    Какие пять эпох в истории выделяют ученые?

    – Какая из них самая длинная?

    – Какая самая короткая?

    – Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

    Отвечают
    на вопросы учителя

    Фронтальная, индивидуальная

    Познавательные: 

    осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
    и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;      

    Устные ответы

    III. Изучение
    нового материала

    Целеполагание.

    – Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
    Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

    – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

    Слава нашей стороне!

    Слава нашей старине!

    И про эту старину

    Я рассказывать начну,

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли…

    Времена теперь другие,

    Как и мысли и дела.

    Далеко ушла Россия

    От страны, какой была…

    Умный, сильный наш народ

    Далеко глядит вперёд,

    А преданья старины

    Забывать мы не должны.

    – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

    Внимательно слушают.

    Фронтальная, индивидуальна

    Устные ответы,

    записи
    в тетради

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Рассказ учителя.

    Работа
    по учебнику.

    – Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

    – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

    – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

    – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

    – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.

    – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

    – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

    Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

    Читают, отвечают на вопросы учителя.

    Выполняют
    записи в тетради.

    Показывают
    на карте.

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
    и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
    и аргументируют свое мнение в коммуникации;
     учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции;  


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Работа
    по карте.

    – Значит, они жили у… (болот).

    – Так кто же они такие, славяне?

    – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

    – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.

    – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

    – А какие они были по характеру?

    – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

    – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

    – Что такое род? Что такое племя?

    – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

    обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

    Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;  


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Работа
    по учебнику.

    Рассказ учителя

    – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

    – Ловили рыбу.

    – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

    – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).

    – Объясните значения слов «собирательство», «борт-

    ничество», используя иллюстрации. (Бортничество –

    сбор меда и воска диких пчел.)

    – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

    Узнаем, как жили наши предки – древние славяне

    Читают текст, выясняют занятия славян.

    Внимательно слушают

    предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
    в его органичном единстве

    IV. Самостоятельная работа
    с само-
    проверкой по эталону
    (образцу)

    Тестирование.

    Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

    1. Славяне жили:

    а) в пустыне;

    б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

    в) в горах.

    2. Что такое бортничество?

    а) изготовление бочек из дерева;

    б) выдалбливание лодок;

    в) собирание мёда диких пчёл.

    Выполняют
    задания теста.

    Фронтальная, индивидуальная

    Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

    Устные ответы,

    выполненные

    задания


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Задания из электронного

    приложения к учебнику

    3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

    а) Ружьё;   б) лук со стрелами;   в) саблю.

    4. Как называлось жилище древних славян?

    а) землянка;     б) чум;     в) пещера.

    5. Древние славяне были:

    а) язычниками;    б) христианами;    в) мусульманами.

    – Проверьте тест самостоятельно.

    Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

    Осуществляют самопроверку.

    Выполняют
    задания

    Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия

    Коммуникативные:

    умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

    V. Итоги

    урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная беседа.

    Выставление оценок

    – Над какой темой работали?

    – Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

    – Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

    – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

    Читают вывод в учебнике (с. 39).

    Отвечают
    на вопросы учителя

    Фронтальная, индивидуальная

    Регулятивные: осуществляют контроль
    и оценку процесса
    и результатов деятельности.

    Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

    Устные ответы

    VI. Домашнее задание

    Комментарий учителя

    1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

    2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

    3. Рассказать о русской одежде

    Задают уточняющие вопросы

    Фронтальная

    Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян", 4 класс

    Тест по окружающему миру составлен в соответствии с программой "Школа России" по учебнику А. А. Плешакова и проверяет базовый уровень знаний учащихся по теме «Жизнь древн...

    Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян».

    Архив содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Презентация содержит кроссворд по изученным ранее темам, ключевое слово кроссворда подводит к теме урока. Иллюстрат...

    Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

    Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....

    Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"

    Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать в...