технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) на тему

Юламанова Гульнара Камилевна

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

  Урок 41. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                         http://festival.1september.ru/articles/618333/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; тестовое  задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

Основные
понятия

Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация  опорных

знаний

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)

– Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)

Какие пять эпох в истории выделяют ученые?

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;      

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Целеполагание.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальна

Устные ответы,

записи
в тетради

1

2

3

4

5

6

7

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику.

– Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Показывают
на карте.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации;
 учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции;  


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по карте.

– Значит, они жили у… (болот).

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;  


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).

– Объясните значения слов «собирательство», «борт-

ничество», используя иллюстрации. (Бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

Узнаем, как жили наши предки – древние славяне

Читают текст, выясняют занятия славян.

Внимательно слушают

предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

IV. Самостоятельная работа
с само-
проверкой по эталону
(образцу)

Тестирование.

Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

2. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание мёда диких пчёл.

Выполняют
задания теста.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Устные ответы,

выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания из электронного

приложения к учебнику

3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружьё;   б) лук со стрелами;   в) саблю.

4. Как называлось жилище древних славян?

а) землянка;     б) чум;     в) пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками;    б) христианами;    в) мусульманами.

– Проверьте тест самостоятельно.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задания

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян».

Архив содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Презентация содержит кроссворд по изученным ранее темам, ключевое слово кроссворда подводит к теме урока. Иллюстрат...

Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....

Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"

Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать в...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"...