Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Класс:  4

2. Предмет: окружающий мир

3. Тема урока:  Жизнь древних славян

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

        

5. Цель урока: знакомство с жизнью древних славян.

6. Задачи урока:

Образовательная: формировать представление о жизни древних славян.

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь,  умение работать с картой, интерес к изучаемому предмету, обогащать словарный запас.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа.

7. Тип урока: изучение нового материала

Оборудование для учителя: карта-схема, мультимедийная презентация «Жизнь древних славян», проектор, компьютер.

Оборудование для обучающихся: учебник А.А. Плешаков 4 класс «Окружающий мир», задания для работы в группах, песочные часы.

Характеристика этапов урока. 

*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Этап урока

Время, мин

Задачи этапа урока

Содержание учебного материала

№ слайда

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверить готовность обучающихся, настроить на работу

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроенье,

Легко и прелестно дается ученье!

Репродук

тивный

Читает четверостишие, создает эмоциональный настрой на работу, приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают четверостишие и настраиваются на работу.

Актуализация опор

ных знаний

2

Проверить знания предыдущего раздела и подгото

вить к восприя-

тию нового материала

 - Какой раздел мы закончили изучать?
- Давайте вспомним, в каких эпохах   мы побывали и выстроим цепочку времени, историю развития человечества. 

3

Объяснительно-иллюстративный, работа со схемой.

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого вспоминается предыдущий изученный материал  на основе ленты времени, на базе которого будет усваиваться новые знания

Отвечают на вопросы учителя, называют эпохи времени

Постановка темы и цели урока

3

Подвети детей к формулированию темы и постановке задач урока. Познако-мить с  планом работы.

- Внимание на экран.

- Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам нужно разгадать кроссворд.

1.Наука о прошлом.

2.Имя богини - покровительницы истории.

3.Большое животное, на которое охотились древние люди.

4.Отрезок времени в 100 лет.

5.Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

6.На берегах какой реки возникло Египетское государство.

7.Наука, которую называют «наукой лопаты»

- О ком мы будем сегодня говорить на уроке?

-А что бы вы хоти узнать о них?

- А для этого нам нужно вернуться  в средние века, примерно в VI век нашей эры.

-И с помощью машины времени мы перенесемся в это время.  

-Внимание, приготовились!

 (нажимаю кнопку)

- Вот мы и в VI веке.

-Чтобы наше путешествие прошло успешно, мы будем работать по следующему плану:

(Читают план)

  • Кто такие славяне?
  • Расселение древних славян.
  • Быт древних славян (жилище, занятие)
  • Вера славян
  • Праздники древних славян.

4

5

6

Объяснительно-иллюстративный, практический метод обучения с использованием ИКТ разгадывание кроссвордабеседа, игра

Ф

Организует работу по разгадыванию кроссворда, постановке темы урока

 Разгадывают кроссворд, называют тему и составляют план

Освоение нового материала

2

Дать понятие, кто такие славяне, племя, род.

-Кто такие славяне? Давайте ответим на этот вопрос.

-СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. Племя состояло из нескольких родов, а род-это семья. По особенностям языка славян разделили на группы: западные славяне, восточные славяне и  южные славяне.

7

8

Объяснительно-иллюстративный, рассказ

Ф

Дает понятие «славяне», «племя», «род», сообщает название групп древних славя по особенностью языка

Воспринимают информацию

 

7

Формиро-

вать обще-информационных умений, учебно-интеллектуальных и коммуникативных

- А сейчас мы с вами историками, чтобы ответить на следующие вопросы плана и будем работать в группах.

- Первая группа историков расскажет нам, как назывались племена восточных славян, и покажет на карте-схеме, где они расселились.

- Вторая группа изучит как устроено жилище славян.

- А третья группа познакомит нас, чем занимались славяне.

- Четвертая группа расскажет о вере славян.

Каждая группа получает:

1.Лист с задание и планом его выполнения.

2.Текст на листочках в виде свитка (группа 1,2,4)

- У себя в группе выберете хранителя времени, который будет следить за временем выполнения работы. На всю работу 5 минут.

-Хранители получите песочные часы и задания.

- Удачи вам в работе!

Проблемный, частично-поисковый, работа с текстом, с учебником, картой-схемой, с пазлами

Г

Организует работу в группах, проводит инструктаж, оказывает помощь группам

Получают задания, распределяют обязанности в группе и выполняют работу в соответствии с полученным заданием по плану

Провер-

ка выполнения работы групп

6

Формиро-

вать представления о жизни древних славян, обще-информационных, учебно-интеллектуальных и коммуникативных умений

- Заслушаем результаты работы групп.

( После выступления группы: оценить выступление, спросить у обучающимся, если у них вопросы к выступающим)

Вопросы 1 группе.

- От чего произошло название славянских племен? (От местности, где они селились)
- Потомками восточных славян стали русские, украинцы и белорусы.

Вопросы 2 группе.

- Какое место для поселения выбирали славяне?

- Как называлось жилище у древних славян?

-Каким было убранство дома древних славян?

-Из чего была сделана посуда древних славян?

- На с.36 учебника рассмотрите предметы быта древних славян.

-Что вы видите?

- Что было главным в землянке?

Вывод: Место для поселения выбирали безопасное. Пусть жилище было очень простым, но в нем можно было укрыться от непогоды и дукого зверя, согреться у печи и сварить еду.

9

10

Объяснительно-иллюстративный, выступления, сообщениябеседа

К, И

Организует проверку выполнения работы групп и  подводит обучающихся к выводу

Сообщают наработанную информацию, слушают выступления, высказывают свои мнения, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя

Физми

нутка

2

Снять умствен

ное и физическ

ое напряже

ние

Ча-ча-ча-ча-ча-ча (три хлопка по бёдрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи –чи-чи-чи-чи-чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу-чу-чу-чу-чу-чу (3 хлопка за спиной)

На санях всей прокачу (3 рывка руками)

Шу-шу-шу-шу-шу-шу (4 наклона вправо-влево)

Всех блинами угощу (развести руками перед грудью)

Игра

Ф

Проводит физминутку

Выполняют движения за учителем

6

Вопросы 3 группе

- Какое занятие было самым тяжелым? (земледелие)

- Почему? (требовалось много силы и времени расчищать, распахивать, засеивать землю, а потом и убрать урожай)

- Сколько раз древние  славяне могли засаживать один и тот же участок?

-Почему?

- Какой выход находили славяне?

- Мог ли один человек выполнять такую трудоемкую работу?

- Это одно из подтверждений, почему древние славяне жили племенами. Всю тяжелую работу выполняли сообща.

Вопросы 4 группе

Прежде, чем приступить к какому-то важному делу наши предки просили помощи у богов. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.

- Так же древние славяне верили в фантастические существа.

- В некоторых люди верят до сих пор и вы про них слышали не раз.

- Угадайте их:

- Кто, по мнению древних славян, повелевает явлениями природы.

Вывод: Так же как и другие народы славяне верили во множество богов.

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. 
Многие из них сохранились до наших дней- Масленица, Иван Купала.

-На масленицу люди провожают зиму и встречают весну. Прощаясь с зимой сжигают чучело, а встречая весну, пекли блины - символ Солнца.
- Праздник Иван Купала, проходил в ночь с 6 на 7 июля. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры.

-Слышали вы об этих праздников?

- Как вы поняли они пришли к нам из VI века.

- И наша задача чтить и хранить традиции наших предков.

11

12

13

14

Объяснительно-иллюстративный, выступления, сообщения беседа

К, И

Организует проверку выполнения работы групп и  подводит обучающихся к выводу

Сообщают наработанную информацию, слушают выступления, высказывают свои мнения, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя

Закрепление

4

Провести первичное закрепле

ние освоенных знаний; развивать память, мышления

 «Да» - «+», «нет» - «-«

1.Славяне -  группа племен имеющий схожий язык (+)

2.Племя состояло из родов. (+)

3.Русские произошли от южных славян (-)

4.Славяне место для жилища выбирали безопасное (+)

5.Жилище у славян называлось домом (-)

6.Охота была самым тяжелым занятием (-)

7.Жизнь древних славян зависела от природы (+)

8. Самым грозным богом был Перун (+)

9. Леший, по мнению славян, охранял дом (-)

10.Блин – символ солнца.(+)

Самостоятельная работа

И

Читает утверждение

Слушают утверждения  и ставят знак

Самопроверка

1

Осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом

- Проверьте вашу работу с ответами на слайде.

- Встаньте те , кто не допустил ни одной ошибки.

- Встаньте те , кто допустил ни одну или две ошибки

- Встаньте те , кто допустил больше трех ошибок.

15

Самопроверка, самооцен

ка

И

Организует самопроверку

Производят самопроверку с образцом

Подведение итогов, рефлексия

3

Соотнести поставленные задачи с достигнутым результа-

том, поставить цели на следующий урок

Вернемся к нашему вопросу.

- Какой мы ставили вопрос?

(Кто такие славяне и как они жили)

- Мы как историки ответили на поставленный вопрос?

- Что вы можете ответить на него?

-Нам осталось закончить свое путешествие, и вернутся обратно.

(нажимаю кнопку)

- Поднимите руки, кто хотел бы расширить знания о жизни наших предков?

- На следующем уроке мы отправимся в гости к князю Владимиру.

- А сейчас на лесенке оцените себя и:

- На самую верхнюю ступеньку встанет тот, кому на уроке было интересно и узнал новое

-На среднюю – кому было не все интересно и многое уже знал

- И на нижнюю – было не интересно, ничего нового не узнал

Самооцен

ка, контроль, рефлексия

Ф

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке, сообщает учебную задачу
на следующий урок, организует проверку по самооценке обучающихся

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, осуществляют самооценку

Домашнее задание

2

Повторить и закрепить знания получен

ные на уроке

- Учебник С. 34-39

- Тетрадь С.13-14, № 2,3

16

Словесный наглядный

И

Сообщает, поясняет и контролирует запись домашнего задания в дневник

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Оценивание

1

Оценить работу

17

Словесный

Ф,И

Благодарит обучающих за работу, ставит оценки в журнал и дневник

Подходят с дневниками к учителю

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лист с задание для группы №1.

1.Внимательно прочитайте текст на свитке, и подчеркни название племен восточных славян.

Текст на свитке.

Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

2.Откройте учебник на с. 35, изучи месторасположение племен восточных славян, которые напечатаны на карточках и прикрепи таблички с названием племен древних славян на карту, которая висит на доске.

 Карточки с название племен древних славян: уличи, поляне, дреговичи, древляне, радимичи, северяне, кривичи, вятичи, словене, полочане, волыне, белые хорваты, тиверцы.

3. Используйте информацию, которую вы получили в тексте и карту-схему заполните пропуски в тексте.

По Днепру поселились …… (уличи), поляне и дреговичи, по притокам Днепра на севоро-западе – ……(древляне), а на северо- востоке ……..( радимичи) и северяне. По Волге….. кривичи и вятичи, а у ее истоков ……(словене). По реке Западная Двина поселились ……..(полочане). По реке Днестр поселились …….(волыне) и белые хорваты, а у ее устья тиверцы.

Лист с заданием для группы №2.

1.Внимательно прочитайте текст на свитке.

    Текст на свитке.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно на прибрежном холме, окруженный глубокими оврагами или водой. Так же вокруг поселения древние славяне возводили вокруг земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
   Жильем древних славян служили землянки, выкопанные в земле. Крыша находилась немного выше уровня земли. Стены в землянке были сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. 
   Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещениие.
   В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Посудой служили глиняные горшки да сковороды.


2. Вставь пропущенные слова в текст

   Селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими …….(оврагами) или водой. Они возводили земляные валы, копали…. (рвы), ставили частокол. Рядом в загонах и хлевах держали …..(домашний) скот. Жильем служили ……(землянки), выкопанные в земле. Крыша находилась немного выше уровня ……(земли). Внутри землянки было всегда прохладно, …….(темно) и ……(сыро). Окошки на ночь закрывали досками или ……..(соломой), стёкол не было. В углу находилась, …….(печь), которая обогревала землянку, на ней же готовили …….(.еду). Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил, через …..(окна). В доме находился стол и ……(лавки). Постель заменяла …….(солома), покрытая звериными шкурами. Посудой служили глиняные ……(горшки) да сковороды.

3. Сложи из разрезанных частей жилище древних славян. (получают в конверте) 

Лист с задание для группы №3.

1.Внимательно рассмотри рисунок на с.34 учебника.

2.Прочитай текст в учебнике на с.36-37 второй, третий, четвертый абзац.

3. Вставь пропущенные слова в текст.

Для того чтобы выжить, люди осваивали  следующие виды деятельности.

   Так как славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было …..(рыболовство). Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие  – ….(охоту). Лес был надёжным кормильцем славян и они занимались …..(собирательством). В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось …..(бортничеством). Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной и еще одним занятием наших предков стало  ….(скотоводство). Но самым главным делом у славян было …….(земледелие).

Женщины готовили ……..(пищу), разводили …….(огороды), шили, пряли, собирали  в …. (лесу) грибы, ягоды, травы для …….(лекарств), чтоб делать настойки и ……(лечить людей). 

Лист с задание для группы №4.

1.Внимательно прочитайте текст в свитке.

Текст на свитке.

Бог Род –творец вселенной, исток всему.Перун - грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями.  

Даждьбог – бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо.

Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.

2.Впиши названия богов.

Бог …….(Род) являлся творец вселенной, исток всему. Бог грозы и войны был бог…..(Перун), …..(Ярило) – бог солнца, небесный отец -……(Сварог) , …..(Велес) – бог скота, богиня урожая и судьбы -…(Макоша)

3.Прочитай тексты и угадай о ком идет речь.

А)Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить его хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около печки Он охраняет дом. Живет  в подполье или под печью. Он представлялся в виде маленького старичка. (Домовой)  

Б) Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом. (Леший)

В)Он был водным божеством. Обитатель рек, озер и ручьев. Его представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. (Водяной)

 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь древних славян".

Презентация разработана по учебному курсу "Окружающий мир" (автор: Плешаков А. А.). Предназначена для учащихся 4 класса. Цель: сформировать представление о жизни древних славян, умение работать по кар...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"

Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков....

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь древних славян"

Презентация к уроку окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...