Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание для группы №2.

Заполните таблицу, пользуясь информацией из памятки .

Занятие

Новые слова и понятия

Кто этим занимался? (мужчины, женщины, все)

 

Памятка

Занятия славян.

     Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было      рыболовство. 

 Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже сплетённые неводы – сети  и ловушки. Сети плели из льна, ловушки – из ивовых прутьев.

 (гарпун  - специальное метательное орудие, невод – сеть)

                   Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи.  При помощи различных силков  ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».  

Устаревшие  слова: праща – кожаный  ремень для метания камней, силки - специальные ловушки из прутьев или верёвок.

      Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).  

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали  скотоводство и земледелие.

    Скотоводство.   Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.

   Земледелие  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники.  После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук). Затем поле боронили бороной. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

   Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил.  Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века.  Успешно развивались у славян такие ремёсла: кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь.  

Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали и обрабатывали лён, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой.  Красили ткани отварами коры, корней, листьев растений. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.  Считалось, что вышивка  оберегала от злых духов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян»...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"

Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков....

Конспект урока Окружающий мир на тему Древние славяне. 4 класс

На этом уроке знакомимся с жизнью древних славян....

Конспект урока окружающего мира "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" 4 КЛАСС

4 класс   "Школа России"Тема урока: Жизнь древних славян.Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема урока: «Жизнь древних славян»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель: формирование представление о жизни древних славян.Задачи: 1. Приобщать младших школьников к культурн...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...