Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цыганкова Татьяна Владимировна

Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_drevnih_slavyan.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Жизнь древних славян.

Цель: 1.Формирование представления о жизни древних славян (внешний вид, быт, верование древних славян).

2.создание наглядного пособия-картины «Поселение древних славян».

Задачи: 1. Приобщать учащихся к культурному наследию  и традициям наших предков.

2.Развивать интерес к истории Отечества; наглядно-образное мышление; воображение и творческие способности; умение применять свои знания на практике.

3. Осуществлять совместную деятельность в группе.

Оборудование: учебник ОКМ, конверты  с заданиями – 5 штук, презентация «Древние славяне», сообщения учащихся по группам, макет будущей картины, раскрашенные  готовые шаблоны  (выполняли на ИЗО), цветные карандаши, тетради учащихся.

  1. ОРГ. Момент. Рассадка учащихся по группам.
  2. Как называется раздел в учебнике о важных событиях истории России?

(страницы истории Отечества)

Сегодня на уроке узнаем о том, как жили наши предки.  Как они назывались? (славяне) Назовите тему урока?

Что мы можем узнать о их жизни? (где жили, как одевались, чем занимались…)

  1. К этому уроку вы готовили определенные задания дома:  группы  готовили  сообщения,  макеты жилищ  и шаблоны человека. На основе подготовленного вами материала, сегодня мы создадим картину «Поселение древних славян».
  2. Кто такие славяне?  До сих пор существует множество объяснений происхождения названия «славяне». Об этом нам подготовила сообщение  (ФИ ученицы) (слайд 1)

Известно, что др. славяне селились племенами. Перед вами карточка 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Найдите и подчеркните названия племен.

(поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне).

В учебнике, с.35 рассмотрите карту. На берегах  каких рек и морей расселились славяне? Какие большие племенные объединения были у них? (восточные, западные, южные)

К каким славянам относятся те племена,  которые вы подчеркнули?  (к восточным)

Кто позднее произошел от восточных славян? (русские,  украинцы, белорусы).

 Слайд 2.

В конвертах есть контурная карта, раскрасьте на ней нужным цветом территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне. Перенесите названия рек, морей. (работа в группах).

Слайд 3. Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Н. Кончаловская и ответьте на вопрос: почему именно на этих территориях останавливались славяне?

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок   (места были водные, охотничьи, медовые).

Слайд 4.

Не все было так гладко и хорошо. Все равно – люди соперничали между собой, обустраивались. О быте нам подготовили сообщения ребята из следующей группы.

Слайд 5.  Рассказ ученика.

Для того, чтобы выжить, люди осваивали новы виды деятельности. Рассмотрите рисунок (в конверте), чем занимались мужчины? Какую работу выполняли женщины?

Слайд 6.

Накануне, ребята из ваших групп, получили задание – выполнить макет жилища древних славян. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учащиеся выходят к доске с макетами).

Как выглядело жилье др. славян, нам расскажет  (ФИ учащегося)

Слайд 7.

О внешнем виде славян расскажет    (ФИ учащегося) Слайд 8.

На уроках ИЗО мы рисовали одежду славян, а дома вы вырезали шаблоны людей. Давайте посмотрим, что у вас получилось, оживим нашу картину, поселим славян.

( Ребята выходят к доске по группам, крепят свои работы на картину).

Древние славяне задумывались над тем, как устроен мир, искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования. Во что они верили, нам расскажут ребята из следующей группы.   (ФИ учащихся). Слайд 9, 10.

Чтобы боги были к ним благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. Какие?  (масленица, Иван-Купала). Рассказ  учащихся. Слайд 11, 12.  Родной привычный мир они населяли самыми фантастическими существами, верили, что в лесу водится леший, в реке – водяной, а дом охраняет – домовой.

  1. Ребята, глядя на нашу работу, о чем вы можете рассказать про древних славян?

Как можно использовать нашу картину? (Повесить в классе, выступить перед ребятами параллели, сходить в гости к первоклассникам и им рассказать о наших предках, подарить в музей…)

Достигли мы цели нашего урока? Какие трудности у вас возникли? Что показалось наиболее интересным? Оцените работу ваших товарищей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян»...

Конспект урока Окружающий мир на тему Древние славяне. 4 класс

На этом уроке знакомимся с жизнью древних славян....

Конспект урока окружающего мира "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" 4 КЛАСС

4 класс   "Школа России"Тема урока: Жизнь древних славян.Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема урока: «Жизнь древних славян»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель: формирование представление о жизни древних славян.Задачи: 1. Приобщать младших школьников к культурн...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...