Главные вкладки

    Конспект урока Окружающий мир на тему Древние славяне. 4 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    На этом уроке знакомимся с жизнью древних славян.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок изучения нового материала60.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Жизнь древних славян»

    Цели: 

    1. Обучающие:

    - познакомить детей с историей своего государства;

    - сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
    - познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
    -  учить работать с картой.

    1. Развивающие:

    развивать внимание, память, умение устанавливать   причинно-следственные связи, активизировать мыслительные  процессы, развивать связную речь,   обогащать и активизировать  словарный запас, прививать интерес к географии, истории.

    3.         Воспитывающие:

    -воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;
    -воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам.

     Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД:

    Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян .

    Познавательные УУД:

    • формировать умение  читать и отвечать на вопросы к тексту;
    • формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.

    Коммуникативные УУД:

    • формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией;
    • умение вести диалог.

    Личностные УУД:

    • формировать чувство справедливости;
    • формировать способность к самооценке.

    Регулятивные УУД:

    • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
    • формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

    Межпредметные связи: ИЗО, литература, русский язык.

    Ресурсы: учебник «Окружающий мир»  

     А.А. Плешаков 4 класс 

    Оборудование: интерактивная доска, презентация.

    На уроке использованы элементы методики работы  К.А.Москаленко (жужжащее чтение, творческая работа, поурочный балл)

    Тип урока: изучение нового материала 

    Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая

    Ход урока

    1.      Организационный момент.

    (Формирование личностных УУД)

    Учитель.

    Звонок голосистою птицей

    Опять пролетел поутру.

    И мы начинаем учиться

    Труду, вдохновенью, добру.

    И мы начинаем учиться

    Всему, что узнал человек.

    Истории древней страницы

    Расскажут про каменный век.

    Раздвинутся мира границы,

    Заманчив познания путь.

    И надо ещё умудриться

    В грядущее заглянуть.

    Путь этот цветами не выстлан,

    Тернисты его рубежи,

    Но в классе сидит любопытство,

    Которому в будущем жить.

    Учитель:  И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет   нам открыть много нового на уроке.

    1. Проверка домашнего задания:
    2. (Формирование коммуникативных, познавательных УУД)

    1)Фронтальная работа:

    - Какой раздел мы закончили изучать? (Страницы всемирной истории).  
    - Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени, историю развития человечества. 
    Первая эпоха - Первобытная история;
    вторая - Мир древности;
    третья - Средние века;
    четвертая - Новое время;
    пятая - Новейшее время.
                   

    3.Актуализация знаний

     (Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

      Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку.  Вы познакомились со «Страницами всемирной истории».  

       Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели,  какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.  

    3.Вхождение в тему урока    

            (Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

     

      Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории – «Страницы истории Отечества». Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке,  необходимо выяснить значение ключевого слова, входящего в это название. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

    1.  Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
    1. предки
    2. современники
    3. потомки

    2)На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники;

    -дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.(СЛАЙД 2)

            В результате получится следующее:

    предкипотомки2020

    1. Прочитайте три высказывания, найдите среди них ложные (неправильные):
    1. Наши предки живут в далеком будущем.
    1. Наши потомки жили в далеком прошлом.
    1. Наши предки жили в далёком прошлом.

    -Действительно, истинным (правильным) является только последнее высказывание. Сегодня на уроке мы поговорим о наших предках.

    - Молодцы! Вы замечательно справились с этой работой, показав хорошие знания .

    -Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?

    Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.(СЛАЙД 3)

    Молодцы, ребята!

      Не случайно эпиграфом нашего урока стали  слова великого русского поэта А. С. Пушкина. Прочитайте их:    «…Клянусь честью, что   ни за что    на свете я не хотел бы переменить  Отечество или иметь другую историю,   кроме истории наших предков».(СЛАЙД 4)

       История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.

    4.Постановка темы и задач урока    

    (Формирование познавательных УУД)

    - Тема сегодняшнего урока «Жизнь древних славян» (СЛАЙД 5)

    5.Работа над новой темой урока.    

                (Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

       Итак,  ребята! Отправляемся в Древнюю Русь.

     В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича,  на огромных пространствах Восточной Европы  по берегам рек жили  наши предки - славяне.  (СЛАЙД 6)

    О происхождении славянского народа  имеются разные предположения

    Одно из них: название славяне образовано от слова слава и означает славный, хвалимый.
    Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. 
    Изначально древние славяне селились племенами.
    1. Работа на карточках:
    - Перед вами КАРТОЧКА  с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка).
    - Подчеркните названия племен в тексте.
    Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

    - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)
    2. Работа с картой. 
    (СЛАЙД 7)
    - Рассмотрите карту (с. 35 учебника)
    Посмотрите на условные обозначения и скажите:
    - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
    - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

    Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
    (слайд 8 )

    3. Работа в тетради. (Контурная карта с. 13)

    Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
    контурную карту на стр.13. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.

       - А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

      - Почему именно на этих территориях поселились древние славяне?

    Выслушиваются ответы детей.

     На уроках окружающего мира вам уже говорили о том, что люди селились возле водоемов, потому что легко передвигаться, дают воду для питья и земледелия. Древние славяне – не исключение. В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями и птицей, рек и озер, богатых рыбой, люди поднимались по Днепру. Они заселили обширные земли по берегам рек. Места были водные, медовые, охотничьи. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту.(СЛАЙД 9)

    Много было в чаще бора и медведей, и волков,

    Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

    Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

    Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

    Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

    Только предки наших предков появлялись тут весной.

    Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

    Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

    И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

    Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

    Организация работы в группах.

    Ребята, материал очень интересный и мне хочется, чтобы вы больше узнали о жизни славян. Предлагаю вам поработать в группах.

    1 группа – Ваша задача  - описать жилище славян, подготовьте рассказ о том, как одевались древние славяне, используя учебник и дополнительную литературу, (учебник стр. 37-38)

    2 группа - Вам предстоит узнать чем занимались славяне в древности. (учебник стр.36-37)

    3 группа  - Вы расскажите о славянских богах и верованиях. (учебник стр.38,)

    4.Занятия славян. (СЛАЙД 10)

    -Чем занимались древние славяне?

    Доклад

    Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

      Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

     Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

    Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.

    Что же такое бортничество, послушаем Арслана.

    В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).  

    Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

     Но не только это привлекало первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому древние славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами.

    5.Жилье древних славян.

     (СЛАЙД 11)

    Доклад


    Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
    В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
    Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. 
    Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
    В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
    Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

    Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

    6. Как выглядели славяне?
    - Как выглядели славяне и во что одевались?

    Доклад

    Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.(СЛАЙД 12)

    Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

    Ребята, а среди вас есть голубоглазые, русоволосые, добрые, честные?

    Так, значит, вы  и есть потомки славян!

    7. Верования славян (боги). (СЛАЙД 13)

    Учитель: во что верили древние славяне? 
    - Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
    а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.
    (Слайд 14). Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

    б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался самый главный бог Перун. 
    Перун бог грома и молнии. (
    Слайд  15). Он бьет дубиной гремит гром; стрелами молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. 
    Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 
    6. Славянские праздники.
    - Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. 
    Многие из них сохранились до наших дней.
    - Как вы думаете, какие это праздники? 

    Масленица.
    (слайд 16) 
    -Кто помнит как на Руси встречали Масленицу?

    Доклад

    Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.

    -Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике?

    Доклад


    Иванов день
    . (Слайд 17) 
    Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали  через костры. Славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
    VI. Физкультминутка
    .(СЛАЙД 18)
    - Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
    «Барашеньки крутороги».
    Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
    По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
    По степям бродили (ходьба на носочках),
    На дудочке играли (ходьба на носках),
    Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

    -Троица. (Слайд 19) 

    Доклад


    Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот
    праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.
    Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
    - Сохранялись ли эти праздники до наших дней?

    - Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

    1. Самостоятельная работа:

    (Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

    Славяне верили в духов.  Их никто не видел, а только слышал, но представляли в образе, близком к человеческому. Духи бывают злые и добрые. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону.

    Групповая работа

    • 1 группа В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.
    • Как хорошие хозяева ублажали …?
    • И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

    (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

    • 2 группа  Его представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбной чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

    ( С левой полы его одежды постоянно капала вода.)

    • 3 группа Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили…  и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

    ( Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: « Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.)

    Показ слайдов

    1. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

    (Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)


    1. Книжная выставка, рекомендуемая литература.
    Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.
    2.А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста
    .(СЛАЙД 20)

    ТЕСТ (У каждого на столе тест) 
    1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
    а) восточных славян;
    б) западных славян;
    в) южных славян.
    2. Древние славяне жили:
    а) в одиночку;
    б) семьями;
    в) племенами.
    3. Богом грома и молнии у древних славян был: 
    а) Зевс;
    б) Перун;
    в) Марс.
    4. Свои дома славяне строили:
    а) из камня;
    б) кирпича;
    в) столбов деревьев.
    5. Славяне носили одежду из:
    а) льна и шерсти;
    б) хлопка;
    в) шёлка.
    А теперь проверка. (
    Слайд 21).

    3.Рефлексия.(
    СЛАЙД 22)

    И последнее задание:

    выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока.

    1. На уроке было интересно! Все запомнил!
    2. Обычно! Запомнил частично!

    3.       Трудно! Помогите!

    8.Домашнее задание:

    доделать задание № 3Р/Т

    Для ребят, которые хорошо поняли материал урока и  выбрали              выполнят творческую работу и напишут сочинение на тему: «Народное братство дороже всякого богатства»,

    Для ребят, которые затруднялись в усвоении материала и поднимали    прочитать текст на стр. 34-39.
    -Задание в тетради стр. 13-14 № 1
     Для ребят, которым требуется помощь учителя или консультанта –  

         С. 34–38. Выполнить задания 1–4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

    На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    Конспект урока изобразительное искусство по теме "Древняя Греция. Архитектура"

    Представлен конспект + презентация для 4 класса по программе Неменсого...

    Конспект урока изобразительное искусство по теме "Древняя Греция. Образ человека"

    Представлен конспект + презентация для 4 класса по программе Неменского...

    План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

    План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

    Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"

    Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"...