Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бондаренко Галина Альбертовна

Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter.docx114.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по окружающему миру в 3 «е» классе

МБОУ «СОШ №1»

Учитель:Бондаренко Г.А.

Класс: 3 «е»

Предметная область: окружающий мир, УМК «Планета знаний»

Тип:Комбинированный урок

Тема:Ветер. Значение воздуха.

Цель:сформироватьнаучное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, значении воздуха.

Задачи:

Предметные:объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выяснить взаимосвязи между явлениями природы и человеком.

Личностные:осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: история.

Ресурсы: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир, карточки умной совы, презентация к уроку, карточки, видео

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределе

ние к деятельности.

1  мин.

-Ребята, сегодня у нас в гостях учителя. Повернитесь к ним, подарите улыбку и поприветствуйте . А сейчас повернитесь обратно и тихонько присядьте на свои места.

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы.слайд 1

Дети приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Правила работы в группах на слайде

2. Актуализация знаний.

5  мин.

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой?

-Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним все ваши знания по теме «Свойства воздуха».

- Это будет блиц-опрос  в виде  игры «Что? Где? Когда?» . Каждая группа ответит на 3 вопроса. За каждый правильный ответ  будет вручаться сова- символ мудрости.

1. Мы не видим воздуха, потому что…( воздух прозрачен)

2.Атмосфера это -…(мощный воздушный слой, окружающий планету Земля)

3. Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ и другие газы)

4. Больше всего в составе воздуха какого газа? ( азота)

5. Какое количество времени может прожить человек без воздуха? (несколько минут)

6. Воздух- хороший проводник? (нет, воздух, как и вода плохо проводит тепло)

7. Какой газ нужен для дыхания человеку и другим живым организмам? (кислород)

8. Где происходят такие явления природы, как дождь, снег, ветер, гроза, метель, радуга? (в атмосфере)

9. Какие газы не поддерживают горение? (углекислый газ и азот не поддерживают горения)

10. Внутри многих тел живой и неживой природы находится воздух. Правильное ли это утверждение? Как проверить? (да, верно, внутри многих тел находится воздух.При опускании в воду из них начинают выходить пузырьки воздуха)

11. Почему небо голубое? ( мельчайшие частицы воздуха- молекулы газов, льдинки пылинки отражают  в основном голубые лучи  солнечного цвета и окрашивают воздух в голубой цвет)

12. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (расширяется, а при охлаждении сжимается.Теплый воздух занимает места больше, чем холодный).

Чему-то научиться

Нужно учить новое, не забывая старого, уметь наблюдать за происходящим

3. Постановка учебной задачи. Формулировка темы и целей урока.

3 мин

4. Выдвижение гипотезы.

2 мин

6. Открытие  новых знаний

20 мин

Физкультминутка

1 мин

- Какое природное явление основано на этом свойстве?  

- Давайте откроем учебники на стр.54 и проверим наши предположения?

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки, 
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует.  
(Ветер)

- Верно. Тема нашего урока «Ветер» слайд 2

-Обсудите в группах вопросы, на которые  вы хотели бы получить ответ по этой теме.слайд 3

-Что такое ветер?

-Причины образования ветра.

-Свойства ветра.

-Значение ветра.

-Никто и никогда не видел ветер. Но когда мы слышим шум леса или видим, как колышутся в озере камыши, мы знаем, это работа ветра. Ветер приносит прохладу, дождь, умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса, может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья.

-   Ребята, а как мы можем получить ветер? (подуть - и ощутим ветерок; помахать листом  бумаги  перед лицом - и почувствуем ветерок.)

- Как еще можно получит ветер?

-Это ветер, созданный искусственно.

-А теперь послушайте два небольших  стихотворения о ветре в природе. Какой образ ветра себе представили?

Ветер воет, завывает,

 Гнет деревья до травы.

 С веток яблоки срывает,

 Тащит шапку с головы.

 Растрепал зеленый ельник,

 В щели узкие проник.

 Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник?         

Ветер, ветер, где ты был?

 В поле мельницу крутил,

 Перенес пыльцу с цветов,

 Поиграл меж облаков.

 С ребятишками я в парке

 Наигрался в догонялки.

 В море паруса поднял,

 В город дождик я пригнал.

 Много за день я успел.

 Отдохнуть хочу от дел.

        

- Какие образы вы себе представили?

- Но у меня возник вопрос «Ветер друг или враг человеку?»

- Ваши мнения разделились. В конце урока мы вернёмся к этому вопросу.

-Чтобы ответить на 1-й вопрос, обратимся к  учебнику, на с.54, где  дано определение слову «Ветер».

- Что такое ветер?

-Воздух постоянно перемещается над поверхностью воды и суши. Иногда это движение бывает едва заметным .Временами же ветер достигает такой силы, что ломает деревья и сносит крыши с домов.

- Чтобы ответить на 2-й вопрос, давайте посмотрим небольшой видеосюжет.

Видео 1

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Свойства ветра

- Мы часто слушаем прогноз погоды. Вы обращали внимание на то, что говорят о ветре?

- Давайте заполним кластер «Свойства ветра»( карточка №1)

1. Направление ветра

- Как выдумаете, ветер дует в одном направление?

Какое название получает ветер в зависимости от своего направления?

Прочитайте об этом в учебнике (стр.54)

-Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

- Знаете ли вы как можно определить направление ветра? слайд 4

-Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью прибора.

Знаете ли вы, как называется этот прибор? слайд 5

Флюгер – приспособление для определения направления и силы ветра.История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрёл флюгер – доподлинно неизвестно.

2. Сила ветра.

- Скажите,  находясь дома или в школе, как вы узнаете о том, какой силы ветер?слайд 6

Анемометр-это метеорологический прибор, при помощи которого измеряют скорость  ветра. Был изобретён в 1667 году.

Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для оценки скорости ветра.слайд 7

- По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы. О таких ветрах нам расскажут представители групп.слайд 8

3. Влажность ветра.

- По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе.

4. Температура ветра.

- Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре.

Значение ветра.Слайд 9- 12

- Посмотрите на иллюстрации  на ваших столах, посоветуйтесь и расскажите,  каково значение ветра. В то время, когда представитель группы отвечает, все остальные заполняют таблицу «Значение ветра» ( карточка №2)

1 –я группа- Наши далекие предки уже много веков назад умели использовать энергию ветра. Они строили ветряные мельницы и молотили на них зерна. В наши дни ветряные мельницы часто являются охраняемыми конструкциями, так как была признана их историческая ценность. Хотя, из 10 000 ветряных мельниц, используемых в Нидерландах,около 1000  до сих пор находятся в рабочем состоянии.

2-я группа- Так же в некоторых странах есть ветряные двигатели. Ветер вращает лопасти ветряного двигателя. От них движение передается к турбине, а от нее к генератору, дающему электрический ток. При этом ветродвигатели совсем не засоряют воздух.

3-я группа- Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.

И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.

4-я группа-А еще ветер очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

А также ветер участвует в образовании и передвижении облаков, океанических течений, помогает тем, кто ходит по морям под парусами.слайд 13

-Приносит ливетер вред окружающему нас миру, людям? Какой?

Значит, как мы теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока «Ветер друг или враг человеку?» ?

-Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

Варианты ответов по группам

Дети отгадывают загадку

Вывешиваю на доску

Вентилятор, фен, кондиционер

Формулируют тему и цели урока (по 1 от группы)

Движение воздуха над поверхностью земли

Делают физкультминутку

- Говоря о ветре, называют несколько свойств: направление, влажность, силу и температуру.

-Ветер часто меняет направление. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует.

Смотрим на деревья. Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья. А если ветер сильный, то деревья гнутся, ломаются.

Выступления детей от каждой группы о губительных ветрах

Теплые, холодные

ответы учащихся по фото

Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)

7. Первичное закрепление

5 мин

Тест  (Приложение)

Должно получиться слово «молодец»

6. Подведение итога урока. Рефлексия.

1- 2 мин

- Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали.

- Мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока ?

- Вспомните все, о чем узнали сегодня на уроке и закончите любое из предложений.слайд 16

Я сегодня узнал:

Мне было интересно:

Мне было трудно:

Я расскажу родителям:

-Молодцы ребята, спасибо вам за урок.

- Предлагаю каждому из вас оценить свою деятельность на уроке с помощью диаграммы.слайд 17

- Запишите дом.задание в дневники на следующий урок окружающего мира:

учебник с. 54-55пересказ,

творческое задание – найти пословицы о ветре

Ответы детей

Рефлексия деят-ти

Приложение

  1. Что такое ветер?

М. Это движение теплых и холодных воздушных масс.

Т. Это движение  холодных масс.

А. Это движение теплых масс.

  1. Направление и сила ветра определяется прибором:

Г. Барометр

О. Флюгер

Д. Гигрометр

  1. Как называется ветер, поднимающий высокие волны в море?

Б. Штиль

О. Киль

Г. Шкот

Л. Шторм

  1. Куда движется тёплый воздух?

А. Вправо

Д. Влево

О. Вверх

Н. Вниз

  1. Как называется прибор для измерения силы ветра?

Д. Анемометр

К. Термометр

Р. Бриз

  1. Когда перемещаются воздушные массы?

В. Весной и осенью

М. Днём и ночью

Р. Зимой и летом

Е. Постоянно

  1. Что несёт с потоком воздуха буран?

Н. Пыль

Ц. Снег

С. Росу

Е. Песок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...

Конспект урока окружающего мира "Скелет", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира "Дыхание", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира "Питание", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира "Культура 19 века" (Планета знаний, 4 класс)

урок окружающего мира для обучающихся 4 класса по программе "Планета знаний" Тема: Культура 19века....

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне"

Урок окружающего мира "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне" представляет собой урок подведения итогов работы обучающихся в группах. Работа ведётся по 3 направлениям:...