Главные вкладки

    План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Усманова Сирена Муктасировна

    План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pozhar.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Пожар

    Класс: 2

    Тип урока: комбинированный

    Цель: формирование понятия «пожар», соблюдение пожарной безопасности.

    Задачи:

    Планируемые результаты: знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

    Предметные:

    • знать правила пожарной безопасности;
    • соблюдать правила поведение при пожаре;
    • уметь выполнять правила поведения при пожаре;

    Метапредметные:

    регулятивные:

    • осуществлять самопроверку, взаимопроверку;

    познавательные:

    • принимать и сохранять целевые установки урока;
    • использовать знаково-символические средства (карточки с цифрами) при решении учебных задач;
    • овладевать действиями анализа, синтеза, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;

    коммуникативные:

    • взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
    • формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

    Личностные:

    • формирование установки на соблюдение правил пожарной безопасности через понимание важности соблюдение правил обращения с огнем, правил поведения при пожаре.

    Оборудование: телефон, свечи, стеклянная банка, карточки с цифрами от 1 до 3,  памятки пожарной безопасности, карточки с задачами, учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков Москва, «Просвещение»,  отрывок из мультипликационной экранизации по мотивам С.Я.Маршака «Кошкин дом», мультфильм «Аркадий Паровозов».

    Используемые технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная.

    Методы: объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти), репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации), метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения), частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы), исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

    Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, работа по учебнику.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работать как, старательно,
    А слушать как, внимательно.

    Если хочешь отвечать руку надо поднимать

    Если спросят надо встать, громко, чётко отвечать.

    II. Актуализация знаний.

    - У меня на доске рассыпались буквы-бусины. Помогите мне составить слово

    ( «безопасность»)

     - Что такое безопасность?  (надёжность, защищённость,, состояние человека при котором ему ничто не угрожает). Это какие слова? (синонимы)

    - О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке? (безопасность дома)

    -Соедини  предметы и опасности, которые они несут. 1 ученик около доски.

    -Давайте вспомним  правила, которые нужно соблюдать, чтобы не   пришла беда. Вам нужно было сформулировать и написать правила к условным знакам. (чайник, нож и ножницы, мясорубка, стул, розетка и выключатель)

    Не засовывайте в отверстия розеток пальцы, может ударить током.

    Не садитесь и не становитесь на сломанную мебель, вы можете упасть

    Не трогайте крутящиеся детали мясорубки, можно повредить пальцы.

    Не прикасайтесь к кипящему чайнику его можно брать только за ручку

    Не играйте с острыми предметами.

    -Чем могут быть опасны эти предметы?  (балкон и окно, лекарства,  утюг, бутылка с надписью «Уксус»)

      III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    - Говоря о безопасности, мы не можем пропустить еще одну важную тему.

    -Отгадайте загадку.

    Я могу защитить.
    Я могу осветить.
    Я могу накормить.
    И согреть я могу.
    Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
    Но не злите меня понапрасну.
    Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
    С беспощадною силой ужасной. (огонь)

    -Сейчас ребята прочитают стихотворение. Внимательно слушаем.(Нинэль, Радмир, Ева, Катя)

    -Каким может быть огонь? Значит огонь может быть нашим другом и нашим врагом. Как вы думаете, когда огонь выступает как друг человека.

    Огонь - символ! (это, то что служит условным знаком)

    Например - вечный огонь, к нему приходят люди, возлагают цветы в память о погибших героях, сражавшихся за нашу Родину.

    Какой ещё символ вы знаете?

    Сюда можно отнести и олимпийский огонь. Это тоже символ.

    -К какому бедствию может привести огонь.

    - А кто виновен в том, что  огонь может стать врагом?

    -Определите тему урока.

    - Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о пожаре  и правилах пожарной безопасности.

    - Какие учебные задачи поставим перед собой?

    Узнаем основные правила противопожарной безопасности.

    Научимся вызывать пожарных по телефону.

    -Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

    -   Кто найдёт из толкового словаря Ожегова значение слова пожар? А что же такое пожар?

    -   А что говорит толковый словарь? (Читает ученик по толковому словарю.)

    Пожар – пламя, которое охватывает и уничтожает что-нибудь. Говорят: Большой, лесной пожар. Тушить пожар. Вспыхнул пожар. В доме возник пожар. 

    Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

    -   Так чем же опасны пожары? (Жизнь людей, увечия, убытки.)

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    -Сейчас Гульназ ознакомит нас со статистикой пожаров..

    • Каждый час на планете происходит 700 пожаров.
    • Ежегодно в мире происходит около 5 000 000 возгораний.
    • Каждый час в огне погибает один человек , двое получают травмы и ожоги.
    • Каждый третий погибший – ребенок.
    • За 15 минут выгорает полностью 3-х комнатная квартира.

        Для того чтобы избежать пожара что нужно знать? ( причины его возникновения)

    Определите причины возникновения пожаров.

    Перед каждым из вас лежат материалы с информацией о пожарах. Ознакомьтесь с ней и скажите причину возникновения и как вести себя, чтобы не было пожара.

    Информация, которую читают дети.

    1. В посёлке Трудовой , Нижнекамского района, вечером произошёл пожар. Дедушка и бабушка отдыхали, а их трёхлетний внук играл в соседней комнате со спичками. Огонь, полыхнувший в жилище, увидели соседи и вызвали пожарных. При пожаре пострадали бабушка и дедушка, ребёнка удалось спасти.

    2. В городе Казань сгорел продуктовый магазин «Фактория». Загорелся холодильник, который был подключён к неисправной розетке удлинителя.

    3. В Буинском районе девятилетний мальчик сжёг дом и сарай своей бабушки. Он развёл костёр за сараем, огонь попал на стену строения. Пламя быстро охватило весь сарай и уничтожило его. После огонь переместился на крышу дома, превратив его в головешки…

    4.В ночь на 30 ноября, в Сармановском районе, сгорела квартира жилого дома. Мужчина, с балкона, запускал салют и бросал петарды. В течение двух часов пожарные боролись с огнём. В результате, пострадали четыре человека, в том числе, один ребёнок. Сам мужчина получил ожоги.

    5. В Нижнекамском районе, загорелся дом. Из печки вывалился уголёк, от него воспламенились, лежавшие на кровати, постельные принадлежности. К счастью, находившаяся в доме, женщина не пострадала.

    6. В Нижнекамском районе, мужчина заснул, оставив включённой газовую плиту, над которой сушились вещи. Огонь быстро распространился на стену и крышу дома…

    Сравнение с культурным образцом (на слайде).

    Причины возникновения пожара.

    1 Детские шалости со спичками и зажигалками.

    2 Неправильное обращение с электроприборами.

    3 Разведение костров в близи строений, в лесу.

    4 Неосторожное обращение с пиротехникой.

    5 Угли, выпавшие из печки.

    6 Неосторожное обращение с газовой плитой.

    Дополнения, уточнения данного материала.

    - Как вы думаете, какой вопросы  нам осталось обсудить.

    -Где может возникнуть пожар? (пожар может нас застать везде)

    -   А сейчас представьте себе ситуацию:

    Вы сидите на уроке в своём кабинете,  и вдруг случается пожар в школе.

    - Как вы узнаете об этом? (Прозвенит длинный звонок и прозвучит голосовое оповещение.) ВКЛЮЧАЮ ЗВУК СИРЕНЫ

    - Что мы должны делать? (Покинуть здание. Эвакуироваться через главный или запасной выход.)

    - А как мы должны эвакуироваться? (Организованно, быстро и спокойно, без паники.) Ученики показывает как одеть ватно-марлевую повязку.

    -  ИТАК:

    Каждый юный гражданин при обнаружении пожара или признаков горения ОБЯЗАН:

    • Эвакуироваться в безопасное место быстро, но без паники.

    - Теперь представьте:

    Вы находитесь дома. Вдруг чувствуете запах гари, повышение температуры воздуха, видите воспламенение чего-то, задымление.

    - Что вы будете делать?  Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на странице 24,

    «А если пожар всё-таки начался? Что говорится об этом в учебнике?». Прочтите. (Дети читают.)

    - Какие предложения в данном абзаце главные для вас, связанные с действиями при пожаре? (Как только огонь вспыхнул – зовите взрослых и выбегайте на улицу. Вызывают пожарных по номеру 01.)

    -Чем взрослые будут тушить пожар?

    - Помните, что ради развлечения вызывать пожарных нельзя!

    ВЫВОД:  - Так что же делать при обнаружении пожара?

     (Ответы детей.)

    • Немедленно сообщить об этом взрослым, они могут погасить его.

    - Молодцы! Знает каждый гражданин, пожарный номер …(хором) 01.

    а по мобильному телефону 101 или 112 – единая служба спасения.

    - А сейчас вам покажут ребята, как действовали в похожей ситуации ваши ровесники. Ваша задача, определить, правильно ли они вызывали пожарных, и найти их ошибки.

    ( На карточках записи читают дети.)

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------

    - Лида: «Ой,  у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

    - Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на улицу Спортивная».

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    - Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

    -Кто хочет выйти к доске и показать всем,  как правильно звонить в пожарную службу, если вы увидели пожар.

    И так ребята давайте повторим, как правильно звонить в пожарную службу:

     1.Звонить по телефону 01;112;101

     2. Сообщить причину вызова.

     3.Четко и ясно назвать адрес или объект где пожар.

    4.Сообщить свою фамилию и имя.

    - А сейчас проиграем в парах друг с другом такую ситуацию: «- Внимание: Пожар!»

    - V. Первичная проверка понимания.

    Физминутка.

    -Посмотрите отрывок из мультфильма «Спасик и его друзья» и скажите , какие правила нужно выполнять, чтобы избежать беды.

    Правила поведения при пожаре.

    -Что Спасик неправильно сделал?

    1 Нельзя прятаться при пожаре.

    2. Нельзя пользоваться лифтом.

    3. Самостоятельно не тушить огонь.

    4. Не открывать окна. (Если только окно не является запасным выходом).

    - А как вести себя во время пожара?

    1. Позвонить по телефону 01: сказать, что случилось, адрес, фамилию.

    2. При задымлении перемещаться ползком или на корточках.

    3. Дышать через мокрую ткань.

    4. Если нет возможности выйти из квартиры, выходите на балкон, плотно закройте балконную дверь и зовите на помощь.

    5.Покидая помещение или здание, надо закрыть за собой все двери и окна, так как приток свежего воздуха (сквозняк) способствует быстрому распространению огня.

    6. Если есть возможность – пусть выбегает через открытую дверь

    7.Если путь на улицу отрезан огнем и дымом, выходит на балкон (если он есть). И обязательно закроет за собой балконную дверь, это важно. С балкона не прыгать! Нужно громко звать на помощь

    8.Еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть его, пусть закроет дверь (например, в классе) и заткнет щели в двери любыми тряпками (той же одеждой). Громко позовет на помощь через окно, а когда его услышат – ложится на пол (там меньше дыма), закроет нос и рот влажной тряпкой (не забывайте напоминать – каким образом можно намочить тряпку в крайнем случае) и ждет пожарных.

    VI.  Первичное закрепление.

    -У вас на партах лежат белые листочки. Каждый из вас сделает мини-проект на изученную тему.

    1 Никогда и нигде не играйте со.

    2 Самостоятельно не зажигайте ___ для приготовления пищи и не растапливайте ___ в сельском доме.

    3 Не оставляйте без присмотра включённые.

    4 Не играйте с ___, ___ и другими горючими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

    5 Не разжигайте ___ без взрослых.

    Слова для справок: костёр, бензин, керосин, газовая плита, печь, спички, электроприборы.

    VII Рефлексия

    - Как вы думаете выполнили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?

    -Объясните пословицу

    Водой пожар тушат, а умом – предотвращают.

    - Так какой вывод мы с вами должны сделать? 

    Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.

    Продолжите предложения высказываниями…

    * Сегодня на  уроке я узнал...

    *На этом уроке я похвалил бы себя за...

    *Я понял, что…

     *Сегодня я сумел...

    *Урок дал мне для жизни…

    *Было интересно…

    VIII. Домашнее задание.

    1. Придумать и нарисовать условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара»
    2. Сообщение о работе пожарных.
    3. Найти пословицы о пожаре.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

     Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...

    План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".

    Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»...

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"

    урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....

    План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

    Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...