План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Акемеева Дарья Адаевна

Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой). План-конспект урока разработан с учётом современных требований к уроку, с использованием электронных образовательных ресурсов,  соответствует стандартам нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_akemeevoy_d.a.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе

Раздел «Ты и твое здоровье»

Тема урока : О  правильном  питании.

 Цель урока:  формирование представления о разумном, полезном питании.

Задачи урока:

Образовательная задача:

  • формировать у детей понятие о необходимости правильного питания для сохранения здоровья.

Развивающая задача:

  • развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, расширить кругозор учащихся.

Воспитательная задача:

  • воспитывать в детях стремление правильно питаться.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Регулятивные  УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

-вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

-быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

-прогнозировать предстоящую работу;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

-выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. 

-ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

-доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.  

-уметь объяснять значение правильного питания;

-применять полученные на уроке знания для составления собственного рациона питания.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений. 

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые учебники: учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»,4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
  • толковый словарь русского языка;
  • памятка по составлению однодневного меню школьника с указанием наименования блюд

Ход урока

Технология проведения

(этап, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий 

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент)

Цель:

 - Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне 

-Создание положительного эмоционального фона

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

-Сегодня замечательный день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.  

-Предлагаю  дополнить девиз нашего урока необходимыми действиями, которые пригодятся для успешной работы на уроке

(Используется презентация)

Урок мы будем …… ,           (изучать)

Информацию из урока …,   (извлекать)

Точку зрения… ,             (высказывать)

На вопросы ……………,      (отвечать)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!   (развивать)

Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на урок

Дети высказываются свою точку зрения

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные  УУД:

прогнозировать предстоящую работу

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения

Актуализация знаний

Цель: Актуализировать знания обучающихся, необходимые  для «открытия» новых знаний

Позвольте начать урок с отрывка рассказа мальчика Миши  «Как я провел вчерашний день».

(Используется презентация)

Письмо от мальчика Миши.

           …Вчера у нас были гости. На столе было много вкусного. Я попробовал всё. Сначала съел  три салатика, потом бутерброды, голубцы, курочку, котлетки и пюре.  

           Потом пил колу с тортом, ел конфеты-шипучки. Ещё нас всех угостили молочным коктейлем и мороженым. Я чуть не лопнул! У меня стал болеть желудок. Я сразу решил лечь спать...

          Сможет ли выспаться мальчик Миша? И почему?

Читают отрывок рассказа

Дети высказываются свою точку зрения

Личностные УУД:

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам

Познавательные УУД:

извлекать и перерабатывать  информацию

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения

Постановка учебной задачи

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

-Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? Чему мы сегодня должны научиться?

-Раньше питание было предметом нашего обсуждения?

-О правильном питании в течение дня и почему нужно правильно питаться не говорили.

-Формулируют  тему урока (используется презентация), намечают цель, составляют план

1. Узнать о правильном питании, для чего оно необходимо

2. Составить рекомендации по правильному питанию

3. Составить меню школьника на один день

Регулятивные  УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения

Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний»

Цель:

-Развитие умения извлекать информацию, необходимую для «открытия» новых знаний

-Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, «открытие» новых граней в уже известном

1.  Беседа

-Зачем человеку пища?

- Правильно, продукты питания помогают человеку расти,  придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.

- Что такое правильное питание или, еще говорят, рациональное питание?

-Где можно проверить свои знания?

2. Работа с учебником.

 -А сейчас сравним наши предположения о рациональном питании с тем, что написано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте о рациональном питании. (страница 54)

- В чем же заключается рациональное питание? Прочитайте вслух.  

3. Работа с толковым словарем

 Рациональное питание – это …

3. Беседа (используется интерактивная доска)

рыба, пепси,  кефир, фанта, творог, чипсы, жирное мясо, сыр, «Сникерс»,  морковь, капуста, яблоки, груши, молоко, «Чупа Чупс».

-На какие две группы можно разделить данные слова?

- А почему вы решили, что они полезные (вредные)?

-Как правильно питаться? Какие условия нужно соблюдать?

 

Вспомним, в каких продуктах они содержатся и для чего они нам нужны?

4. Формулирование вывода

Для чего нужно правильное питание? Сделайте вывод.

Дети высказываются свою точку зрения

Формулируют понятие

В учебнике или словаре

Обучающиеся читают текст учебника

Работа с толковым словарем

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Дети высказываются свою точку зрения

Полезные  и  вредные продукты.

С помощью интерактивной доски делят слова на  две группы.

Выступление обучающегося, работавшего над проектом «Пепси-кола» (Цель работы:

Исследование вредного влияния “Пепси-колы” на организм человека).

Один из компонентов пепси - кофеин, который является причиной нарушения деятельности нервной системы. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний.

-Выдвигают и обосновывают гипотезы.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять три условия: умеренность, разнообразие и режим. 

- Умеренность – не переедать. Режим – питаться в одно и тоже время. (завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин)

Разнообразие – это значит есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.

Для нормальной деятельности организму требуются так же белки, жиры, углеводы

Отвечают вслух, дополняют друг друга

Формулируют вывод:

Питаться правильно важно, потому что это дает возможность:

- Предупредить и уменьшить риск заболеваний

- Сохранить здоровье и привлекательную внешность

- Оставаться стройными и красивыми

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные  УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения

Познавательные УУД:

извлекать и перерабатывать  информацию

Физминутка для глаз

Цель: Предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушения зрения

(Используется презентация «Движение звездочки»)

Глазки устали? Давайте отдохнем. Следим глазами за движением звездочки

Обучающиеся наблюдают за звездочкой, плывущей по небу

Личностные УУД:

 умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Первичное применение новых знаний

Цель: Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации

Правильное питание способно подарить нам здоровье, долголетие и красоту. Оно предполагает, что в организм регулярно, в необходимом количестве и оптимальных соотношениях должны поступать многие питательные вещества – белки, углеводыжирыводаминеральные вещества и витамины. (Используется презентация)

Необходимо соблюдать простые правила здорового питания.

Составим рекомендации (правила) здорового питания

Сверяют Правила здорового питания с эталоном (используется презентация)

Коллективно составляют Правила здорового питания:

1. Следует потреблять разнообразные продукты.

2. При каждом приеме пищи необходимо есть любые из перечисленных продуктов: хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель.
3. Несколько раз в день необходимо  есть разнообразные овощи и фрукты

4.  Следует ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, йогурт, сыр)

5. Следует ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД: 

выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. 

Самостоятельное применение знаний

Цель: Развивать умение работать в группе по заданным критериям

Практическая работа с самопроверкой по эталону

Составим однодневное меню обучающегося 4 класса, но прежде повторим правила работы в группе.

-Молодцы, все группы справились! Ребята, какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?

Создание проблемной ситуации (Сталкивание  разных мнения учеников вопросом о  пользе и вреде традиционной кухни)

 - Питание – это то, что объединяет каждого из нас вне зависимости от пола, возраста, национальности. Что вы можете сказать о традиционной кухне русского, казахского и алтайского народов?  Какие полезные вещества она содержит?

Повторяют правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный

2.Работать должен каждый

3. Один говорит, другие слушают

4. Если не понял, переспроси

5. Говори вежливо

Самостоятельная проектная деятельность в группах. Дети работают с памятками по составлению меню школьника:

Наименование блюд

Завтрак

Горячее блюдо

Чай, кофе, молоко

Второй завтрак

Фрукты

Обед

Салат

Первое блюдо

Второе блюдо

Третье блюдо

Полдник

Чай, простокваша, молоко, соки

Печенье, булочка, хлеб с маслом

Ужин

Горячее блюдо (каша, овощи, творог)

Молоко, чай, кисель

Презентация однодневного меню школьника

Выслушиваются ответы детей о  традиционной кухне русского, казахского и алтайского народов

Личностные УУД:

-воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

-вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

РегулятивныеУУД: 

выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. 

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель:

-Зафиксировать новые знания, полученные на уроке

-Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной деятельности

Какую цель мы ставили в начале урока?

 Удалось ли ее реализовать?

Что нового узнали?  На какой вопрос нам нужно найти ответ?

Давайте дадим оценку своей деятельности и деятельности одноклассников на данном уроке.

Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые «открыли» на уроке. Объедините их.

Давайте похлопаем  в ладошки, вы замечательно поработали.

Выслушиваются ответы детей

Хотелось бы узнать больше о традиционной кухне

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения

Домашнее задание

Предлагаю задания для домашней работы: 

-Нарисовать продукты, богатые углеводами, жирами, белками

-Подготовить сообщение о важнейших источниках белка (жира,  углеводов)  в национальной еде (казахов, алтайцев, русских)  (по выбору)

Выбирают задания

Познавательные УУД:

извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

Список использованной литературы

  1. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. «Учитель», 2008 г.
  2.  Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
  3. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.twirpx.com
  2. www.o-detstve.ru
  3. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Твое здоровье. Как ты питаешься?".

Урок окркжающего мира, направленный на знакомство с понятиями "правильное питание", "витамины", "вредные продукты". Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...