План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «О правильном питании» относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). План-конспект урока разработан с учётом современных требований к уроку, с использованием электронных образовательных ресурсов, соответствует стандартам нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_akemeevoy_d.a.docx | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе
Раздел «Ты и твое здоровье»
Тема урока : О правильном питании.
Цель урока: формирование представления о разумном, полезном питании.
Задачи урока:
Образовательная задача:
- формировать у детей понятие о необходимости правильного питания для сохранения здоровья.
Развивающая задача:
- развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, расширить кругозор учащихся.
Воспитательная задача:
- воспитывать в детях стремление правильно питаться.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; -быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. | -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; -прогнозировать предстоящую работу; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; -выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. | -ориентироваться в своей системе знаний; -извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; -перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы. | -доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им. | -уметь объяснять значение правильного питания; -применять полученные на уроке знания для составления собственного рациона питания. |
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые учебники: учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»,4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
- толковый словарь русского языка;
- памятка по составлению однодневного меню школьника с указанием наименования блюд
Ход урока
Технология проведения (этап, цель) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий | ||||||||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент) Цель: - Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне -Создание положительного эмоционального фона | -Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать? -Сегодня замечательный день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. -Предлагаю дополнить девиз нашего урока необходимыми действиями, которые пригодятся для успешной работы на уроке (Используется презентация) Урок мы будем …… , (изучать) Информацию из урока …, (извлекать) Точку зрения… , (высказывать) На вопросы ……………, (отвечать) И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (развивать) | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на урок Дети высказываются свою точку зрения (Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний Цель: Актуализировать знания обучающихся, необходимые для «открытия» новых знаний | Позвольте начать урок с отрывка рассказа мальчика Миши «Как я провел вчерашний день». (Используется презентация) Письмо от мальчика Миши. …Вчера у нас были гости. На столе было много вкусного. Я попробовал всё. Сначала съел три салатика, потом бутерброды, голубцы, курочку, котлетки и пюре. Потом пил колу с тортом, ел конфеты-шипучки. Ещё нас всех угостили молочным коктейлем и мороженым. Я чуть не лопнул! У меня стал болеть желудок. Я сразу решил лечь спать... Сможет ли выспаться мальчик Миша? И почему? | Читают отрывок рассказа Дети высказываются свою точку зрения | Личностные УУД: быть толерантным к чужим и собственным ошибкам Познавательные УУД: извлекать и перерабатывать информацию Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения | ||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока | -Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? Чему мы сегодня должны научиться? -Раньше питание было предметом нашего обсуждения? | -О правильном питании в течение дня и почему нужно правильно питаться не говорили. -Формулируют тему урока (используется презентация), намечают цель, составляют план 1. Узнать о правильном питании, для чего оно необходимо 2. Составить рекомендации по правильному питанию 3. Составить меню школьника на один день | Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения | ||||||||||||||||||
Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний» Цель: -Развитие умения извлекать информацию, необходимую для «открытия» новых знаний -Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, «открытие» новых граней в уже известном | 1. Беседа -Зачем человеку пища? - Правильно, продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. - Что такое правильное питание или, еще говорят, рациональное питание? -Где можно проверить свои знания? 2. Работа с учебником. -А сейчас сравним наши предположения о рациональном питании с тем, что написано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте о рациональном питании. (страница 54) - В чем же заключается рациональное питание? Прочитайте вслух. 3. Работа с толковым словарем Рациональное питание – это … 3. Беседа (используется интерактивная доска) рыба, пепси, кефир, фанта, творог, чипсы, жирное мясо, сыр, «Сникерс», морковь, капуста, яблоки, груши, молоко, «Чупа Чупс». -На какие две группы можно разделить данные слова? - А почему вы решили, что они полезные (вредные)? -Как правильно питаться? Какие условия нужно соблюдать?
Вспомним, в каких продуктах они содержатся и для чего они нам нужны? 4. Формулирование вывода Для чего нужно правильное питание? Сделайте вывод. | Дети высказываются свою точку зрения Формулируют понятие В учебнике или словаре Обучающиеся читают текст учебника Работа с толковым словарем Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Дети высказываются свою точку зрения Полезные и вредные продукты. С помощью интерактивной доски делят слова на две группы. Выступление обучающегося, работавшего над проектом «Пепси-кола» (Цель работы: Исследование вредного влияния “Пепси-колы” на организм человека). Один из компонентов пепси - кофеин, который является причиной нарушения деятельности нервной системы. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. -Выдвигают и обосновывают гипотезы. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять три условия: умеренность, разнообразие и режим. - Умеренность – не переедать. Режим – питаться в одно и тоже время. (завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин) Разнообразие – это значит есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Для нормальной деятельности организму требуются так же белки, жиры, углеводы Отвечают вслух, дополняют друг друга Формулируют вывод: Питаться правильно важно, потому что это дает возможность: - Предупредить и уменьшить риск заболеваний - Сохранить здоровье и привлекательную внешность - Оставаться стройными и красивыми | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: извлекать и перерабатывать информацию | ||||||||||||||||||
Физминутка для глаз Цель: Предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушения зрения | (Используется презентация «Движение звездочки») Глазки устали? Давайте отдохнем. Следим глазами за движением звездочки | Обучающиеся наблюдают за звездочкой, плывущей по небу | Личностные УУД: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи | ||||||||||||||||||
Первичное применение новых знаний Цель: Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации | Правильное питание способно подарить нам здоровье, долголетие и красоту. Оно предполагает, что в организм регулярно, в необходимом количестве и оптимальных соотношениях должны поступать многие питательные вещества – белки, углеводы, жиры, вода, минеральные вещества и витамины. (Используется презентация) Необходимо соблюдать простые правила здорового питания. Составим рекомендации (правила) здорового питания Сверяют Правила здорового питания с эталоном (используется презентация) | Коллективно составляют Правила здорового питания: 1. Следует потреблять разнообразные продукты. 2. При каждом приеме пищи необходимо есть любые из перечисленных продуктов: хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель. 4. Следует ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, йогурт, сыр) 5. Следует ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта. | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы. Коммуникативные УУД: -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Регулятивные УУД: выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. | ||||||||||||||||||
Самостоятельное применение знаний Цель: Развивать умение работать в группе по заданным критериям | Практическая работа с самопроверкой по эталону Составим однодневное меню обучающегося 4 класса, но прежде повторим правила работы в группе. -Молодцы, все группы справились! Ребята, какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? Создание проблемной ситуации (Сталкивание разных мнения учеников вопросом о пользе и вреде традиционной кухни) - Питание – это то, что объединяет каждого из нас вне зависимости от пола, возраста, национальности. Что вы можете сказать о традиционной кухне русского, казахского и алтайского народов? Какие полезные вещества она содержит? | Повторяют правила работы в группе: 1.В группе должен быть ответственный 2.Работать должен каждый 3. Один говорит, другие слушают 4. Если не понял, переспроси 5. Говори вежливо Самостоятельная проектная деятельность в группах. Дети работают с памятками по составлению меню школьника:
Презентация однодневного меню школьника Выслушиваются ответы детей о традиционной кухне русского, казахского и алтайского народов | Личностные УУД: -воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; РегулятивныеУУД: выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Коммуникативные УУД: -доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; | ||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: -Зафиксировать новые знания, полученные на уроке -Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной деятельности | Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли ее реализовать? Что нового узнали? На какой вопрос нам нужно найти ответ? Давайте дадим оценку своей деятельности и деятельности одноклассников на данном уроке. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые «открыли» на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем в ладошки, вы замечательно поработали. | Выслушиваются ответы детей Хотелось бы узнать больше о традиционной кухне Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Предлагаю задания для домашней работы: -Нарисовать продукты, богатые углеводами, жирами, белками -Подготовить сообщение о важнейших источниках белка (жира, углеводов) в национальной еде (казахов, алтайцев, русских) (по выбору) | Выбирают задания | Познавательные УУД: извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; |
Список использованной литературы
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. «Учитель», 2008 г.
- Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
- Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://www.twirpx.com
- www.o-detstve.ru
- nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Твое здоровье. Как ты питаешься?".
Урок окркжающего мира, направленный на знакомство с понятиями "правильное питание", "витамины", "вредные продукты". Урок сопровождается мультимедийной презентацией....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».
Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»
Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспектива" Тема урока: Детские игры - школа здоровья
Урок проведен на муниципальном этапе конкурса "Учитель здоровья" . Данный урок в разделе "Дом, как мир" разработан, как урок изучения нового материала. В процессе урока дети знаком...