План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кулешова  Ольга  Николаевна
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Основное место на уроке отводится исследовательской работе. Урок включает различные виды работы: фронтальную и групповую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_razvivaetsya_rastenie.zip29.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего  мира.

Класс: 1

Раздел: «Природа в жизни человека»

Тема:  «Как развивается растение»

Цели урока:

I.  Предметные:

- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

- развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

II.  Личностные УУД:

- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

III.  Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;             - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;     - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;  

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методическое  оснащение  урока:

Материально – техническая  база:

- учебный  кабинет;

- ИКТ (компьютер, проектор, экран)

- Cтаканчики с результатами опытной работы (6 штук)

Горшочки с землёй для каждого ученика, палочки для рыхления почвы, проросшие семена фасоли, лейка с водой, влажные салфетки.

Дидактическое  обеспечение:

- Г. Г. Ивченкова,  И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс.  Учебник М.:АСТ, Астрель, 2011  Стр. 76-77.

- Г. Г. Ивченкова,  И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс.  Рабочая  тетрадь №2  М.:АСТ, Астрель, 2011  Стр. 14-15.

- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2009 г. 

- презентации.                                                                                                                                                                            

Основные понятия:  жизненный цикл растений.

Методы  и  приёмы: 

- частично-поисковый,  проблемно - исследовательский,  перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов);

-  логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая.                                                                     

Тип урока:  урок-исследование.

 Подготовка к уроку.

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

Цель опытов:  исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

                     

Ход  урока

Этапы  урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет-ные

УУД

I.

Мотивация к учебной деятельнос-ти (3 мин)

Цели:

-актуализи-ровать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тематические рамки.

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует проговарива- ние  правил поведения на уроке.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

Класс делится на три группы    

(по выполнению предварительной работы).

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать-
Надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно,
Изучать природу нужно!

Уметь совместно договаривать-ся о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуника-тивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулиров-ка темы урока, постановка цели

(7 мин)

Цели:

-организовать формулиров-ку темы урока детьми;

-организо-вать постановку цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Организует формулиров- ку темы урока детьми.

Организует постановку цели урока детьми.

Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследо-вателями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами.

Кто знает игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (цветок, 2 птицы), (жимолость, 2 зверь-ка),

(дерево, 2 насеко-мых)

Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (цветок, кустарник, дерево)

А как вы думаете, что у них общего? (корень, ствол, листья, цветы, плоды)

Давайте соберём наше растение.

(на доске собираем дерево).

С помощью чего размножаются растения? (семена)

Так, какая же тема нашего урока?

(Как развиваются растения)

А какая цель нашего урока? (…)

Знание частей растений (учащиеся собирают части расте-ний)

Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Регулятив-ные УУД).

III.

Изучение нового

(15 мин)

Цель:

-организовать формирова-ние знаний о развитии растений; умение определять стадию развития.

Отвечают на вопросы.

Организует формирова-ние знаний о развитии растений.

Стр. 76

1. Рассмотреть рисунки семян.  Сравнить их по размеру, форме и окраске.

2. Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена.      - Как вы думаете, почему у каждого растения много семян? (Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше, выше! Стр. 77

1. Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия.

Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

(Приложение 1)

Какое второе необходимое условие для роста растений? (Воздух).

Знать стадии развития растений.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника

(Регулятив-ные УУД).

Уметь перерабаты-вать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Физминутка

(3 мин.)

«С Вини-Пухом в лес шагаем»

(Приложение 2)

IV. Закрепление нового

(10 мин)

Цели:

-организовать закрепление знаний о развитии растений.

Работают в группе.

Организует закрепление знаний о развитии растений. Организует групповую работу.

У вас на столах стоят горшочки, проросшие семена и вода для полива.

1.Берём картон, укладываем его на дно, засыпаем в горшочек землю.

2.  С помощью палочки делаем углубление около 5-6 см.

3. Аккуратно кладём проросшую фасоль и засыпаем землёй. Слегка утрамбовать землю.

4. Полить горшочек с  рассадой и поставить в тёплое и светлое место.

Знать стадии развития растений.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятив-ные УУД).

V.  Контролирующее задание

(5 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Выполняют задание на индивидуаль-ных досках.

Выполняют проверку и исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует фронтальную проверку.

Самостоятельная работа.

Выполнить тест.

(Приложение 3)

Фронтальная проверка.

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятив-ные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятив-ные УУД). 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Цели:

-зафиксиро-вать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Какая тема урока была?

-Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                                                                                                   

Продолжите предложения: 
- Я понял, что… 
- Было интересно… 
- Было трудно… 
- Мне захотелось… 
- У меня получилось… 
-На следующем уроке мы… 

Рефлексия «Светофор»

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (отлично), красный (опасность), жёлтый  (что-то не понял).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятив-ные УУД).       

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Приложение 1

Опыты

Группа № 1:

«В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»   Итак, что необходимо для жизни растений? (Вода).

Группа №2:

В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух,  необходимый для дыхания семян.  (Воздух)

Группа №3: 

Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.  Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений? (Свет и тепло).

Приложение 2

Физминутка

«С Вини-Пухом в лес шагаем»

С Вини-Пухом в лес шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам шагается легко.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо   кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках убежим.

Приложение 3

Тест «Растения, части  растений»

Время проведения: 5 минут.

Цель: Проверить умение различать группы  растений, проверить знание частей  растения.

Инструкция:  Внимательно прочитайте вопросы.  Внимательно прочитайте ответы и, подумав, подчеркните правильный.

Задания:  

1 .  Какое из перечисленных  растений  имеет один ствол?

Дерево.

Кустарник.

Трава.

2.  Ромашка – это кустарник?

Да.

Нет.

3.  Какое из перечисленных растений дерево?

Сирень.

Мак.

Сосна.

4.  С помощью какой части растения питаются?

Стебель.

Листья.

Корень.

Цветок.

Плод.

Что образуется у  растений  на месте цветка?

Листья.

Плод.

Корень.

Правильные ответы:  

1 .Дерево.

2.Нет.

3.Сосна.

4.Корень.

5.Плод.

Оценивание: За каждый правильный ответ –  1  балл. Баллы суммируются.

5 баллов – высокий уровень.

4 балла – выше среднего.

3 балла – средний уровень.

2 балла – ниже среднего.

1балл – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока "Картины зимней природы"

Интегрированный урок чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по теме "Картины зимней природы"...

План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"

На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....

План конспект открытого урока 4 класс

План конспект открытого урока 4 класс...

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе. Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни».

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе.Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни»....

Этика и ее значение в жизни человека. Тема урока: «Совесть».

Тип урока: изучение нового.Цель:  Познакомить учащихся с понятиями  «совесть», «стыд», чем различаются эти понятия, почему  совесть – наш внутренний судья,...

План-конспект музыкального занятия по теме "Образ природы в музыке"

План-конспект музыкального занятия по теме "Образы природы в музыке" для учащихся 4 классов...