План-конспект музыкального занятия по теме "Образ природы в музыке"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Анастасия Пашкова

План-конспект музыкального занятия по теме "Образы природы в музыке" для учащихся 4 классов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashkova_zanyatie_13.10.2021.docx42.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

музыкального занятия для учащихся младшего школьного возраста

по теме «Образ природы в музыке»

Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.

Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Проверила: преподаватель Гох С. В.

Волгодонск, 2021

Пояснительная записка

Тема: «Образ природы в музыке»

Дата: 13.10.2021;

Возраст: 8-10 лет;

Продолжительность занятия: 50 минут;

Форма занятия: комплексное;

Цель: доказать, что музыка может воплощать и нести до слушателя образы природы, благотворно влиять на сознание человека и пробуждать в нем новые ассоциации с уже привычными вещами, передавать краски природы посредством звуков;


Задачи
:

Обучающие:

- Обучение детей концентрации внимания на заданном предмете/задаче/деле;

- Формирование анализаторских способностей, умение провести сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;


Развивающие:

- Развитие восприятия музыки, интереса учащихся к музыкальной деятельности (слушанию, игре на инструментах);

- Накопление музыкальных впечатлений, на основе которых формируются предпочтения и эстетический вкус;

- Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

Прививание детям тяги к постоянному расширению базы своих знаний, чтению, узнаванию нового;

- Воспитание в них концентрации внимания, усидчивости и вдумчивости;

- Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;

Планируемые предметные результаты:

- Формирование аналитического подхода к произведениям разных авторов, воплощающих образы природы;

- Приобретение умения рассматривать образы природы в музыкальных произведениях;

- Развитие музыкального кругозора через знакомство учащихся с творчеством композиторов Вивальди, Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова и их сравнительного анализа;

Планируемые метапредметные результаты:

- Закрепление терминов: лейт-мотив, виртуоз;


Планируемые личностные результаты:

- Укрепление навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

Познавательные действия: 

- Оттачивание умения сравнивать музыкальные произведения разных композиторов, но с похожими образами и тематикой;

- Формирование у учащихся навыков распознавания и оценки изобразительных особенностей музыки, применяя при этом знания основных средств музыкальной выразительности;

Коммуникативные действия: 

- Развитие навыков работы в группе, принимая равное участие, уметь помочь товарищу;

Методы:

- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, коллективная рефлексия по окончании);

- игровой («рисование» музыкальных картин и воссоздание звуков природы с помощью детских музыкальных инструментов);

- наглядно-зрительный (просмотр презентации);

- наглядно-слуховой (слушание музыки);

- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);

- коллективный (поиск детьми ответов на вопросы, пение, импровизация на детских музыкальных инструментах);

Методическое обеспечение:

Интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2013/12/18/obrazy-prirody-v-muzyke;

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/12/07/obrazy-prirody-v-muzyke;

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444262-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-obrazy-prirody;

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/06/tvorcheskie-zadaniya-po-muzyke;
  2. https://infourok.ru/konspekt-muzykalno-igrovogo-zanyatiya-na-temu-zima-s-elementami-logoritmiki-s-detmi-5-6-let-s-tnr-4228591.html;

  1. https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-muzyki-na-temu-obrazy-prirody-v-tvorchestve-muzykantov-5-klass-2670002;

Методические пособия:

1) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2015 г.;

2) Пособие для учителя. Е.Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

СанПиН:


-
Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве; также имели место элементы здоровьесберегающих технологий (чередование видов музыкальной деятельности);

Оборудование: ноутбук, колонки, фортепиано, детские музыкальные инструменты (треугольник, два барабана, палочка, бубен, трещотка деревянная, трещотка с джинглами, деревянные ложки, колокольчик), инструмент перкусионный (сагаты), подручные материалы (пластиковая бутылка, комок шуршащей бумаги);

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Образ природы в музыке»

Этап занятия

(продолжительность)

Дидактические задачи

Содержание деятельности педагога

Формы контроля

Критерии оценки

УУД

I

Организационный

(2 мин)

- Организация детей, создание порядка в классе, подготовка к предстоящему занятию;

- Вступительная речь;

- Таковые на занятии отсутствовали

- Оптимистичный настрой детей и их готовность начать занятие;

- Мотивация к включению в процесс занятия;

II

Основной

(43 мин)

- Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, их сравнительный анализ

- Беседа, рассказ, вопросы;

- Показ презентации;

- Воспроизведение музыкальных композиций для их слушания и сравнительного анализа детьми:

- Лейт-мотив Весны из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;

- «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского;

- «Лето. 1 часть» из альбома «Времена года (4 времени года)» Вивальди;

- «Весна священная» из одноименного балета Стравинского;

- Организация коллективной импровизации на детских музыкальных инструментах, постановка задачи воспроизведения «музыки природы» с помощью стихотворений, которые нужно озвучивать построчно;

- Вопросы:

- Вам это знакомо?

- Это для вас ново?

- А вы слышали об этом раньше?

- Что вы думаете об этой песне?

- Вы запомнили, что вам нужно сделать?

- Записывание в тетради новых слов (лейт-мотив, виртуоз) и их закрепление в памяти у детей;

- Давайте повторим то, что мы только что записали;

- Оценка 5 - ребенок внимательно слушал, отвечал на каждый заданный вопрос;


- Оценка 4 - ребенок затруднялся в ответах на вопросы и запомнил не всю услышанную информацию;

- Оценка 3 – ребенок не старался отвечать на вопросы и проявлял мало внимания к происходящему на занятии;

 

  1. - Анализаторские способности, умение проводить параллели между разными по характеру, но одинаковыми по образности и посылу музыкальными произведениями;

- Развитие навыков ритмической импровизации на детских музыкальных инструментах;

- Развитие умения работать в группе и по отдельности, слушать педагога;

III

Заключительный

(4 мин)

- Подведение итогов, повторение и закрепление пройденного, озвучивание домашнего задания;

- Вопросы по теме занятия, задаваемые педагогом;

- Самооценка детей своей работоспособности и эмоционального состояния;

- Вопросы:

- С какими великими композиторами мы сегодня познакомились?

- Какие мы прослушали музыкальные композиции?

- Какие из них вам больше всего запомнились и почему?

- Появилось ли у вас желание дальше знакомиться с музыкой и ее природой?

На данном этапе отсутствовали

- Формирование навыков обдумывать новую информацию, принимать ее и делать логические выводы, извлекая при этом из услышанных материалов все самое важное;

Содержание занятия


(1 слайд) Ребята, всем доброе утро! Так как сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки, то и говорить будем тоже о ней. Приготовьтесь внимательно слушать и отвечать на мои вопросы.
(2 слайд) Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее буквально. Скажите, где мы можем ее услышать? (ответы учащихся - дома, в театре, на концерте, в компьютере). Правильно. А какую музыку мы можем услышать в лесу, в парке? (ответы учащихся - шелест листьев, пение птиц, журчание ручья) А как бы вы назвали такую музыку? (музыка природы) Правильно, молодцы. Исходя из этого, вы уже догадались о том, какой будет тема нашего урока? (слушает ответы) Молодцы, мне нравятся ваши варианты. Все были близки к правильному ответу, а именно - «Образы природы в музыке» (3 слайд). Начнем мы со знакомства с произведениями выдающихся композиторов прошлых веков, которые вошли в историю, как творцы, наиболее ярко запечатлевшие природу в своем творчестве. Ваша задача – слушать внимательно, вдумчиво, по окончании прослушивания рассказать, какие у вас возникли образы.

1) Звучит лейт-мотив темы Весны из оперы «Снегурочка» легендарного композитора Римского-Корсакова (4 слайд);

Вопросы:

- Отлично, а теперь скажите:
- Что вы услышали в этой музыке?
- Как вы думаете, какое время года она описывает?

Верно, хорошие ответы! А теперь познакомимся с ее названием – это лейт-мотив темы Весны из оперы «Снегурочка», принадлежащей Николаю Андреевичку Римскому-Корсакову (5 слайд). Давайте запишем новое иностранное слово. (6 слайд) Лейт-мотив с немецкого переводится как «главный, заглавный» мотив, который проходит через все сценическое действие (оперу, балет). Идем дальше! (7 слайд)

2) Звучит «Лето – 1 часть» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди;

Вопросы те же;

Это произведение из цикла «Времена года» называется «Лето – 1 часть» и принадлежит итальянскому композитору Антонио Вивальди (8 слайд). Запишем: Антонио Вивальди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер, католический священник. Запишем новое слово: (9 слайд) виртуоз - исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

К слову, Вивальди - первый итальянский музыкант эпохи барокко (17-18 вв.), которому удалось завоевать всеевропейскую известность и славу. Он стал образцом итальянского стиля в музыке - яркого, темпераментного и мелодичного, и настоящей музыкальной достопримечательностью Венеции, где он жил (его имя, как лучшего скрипача, было указано в путеводителях по городу для приезжих). А это его дом (10 слайд), в котором теперь находится музей. Слушаем дальше! (11 слайд)


3) Звучит «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

Вопросы те же;

Сейчас мы прослушали произведение великого Петра Ильича Чайковского под названием «Октябрь. Осенняя песнь» (12 слайд). Музыкой он занимался с 4 лет, причем любил не только играть, но и сочинять стихотворения. Он также очень любил музыку итальянского направления и был при этом страстным поклонником Моцарта. Кстати, выпускаясь из консерватории, он получил самую низкую оценку за дирижирование. Но, как вы сами видите, это не помешало ему стать великим. (13 слайд) А теперь послушаем последнюю на сегодня композицию

4) Звучит «Весна священная» Стравинского;

Вопросы те же;

А это произведение принадлежит Игорю Федоровичу Стравинскому (14 слайд), который, как мы видим, из всех представленных здесь композиторов прожил больше всех – аж 88 лет. И умер, кстати, в Нью-Йорке, где получил множество высших премий Грэмми за свое неповторимое творчество (15 слайд). Здесь он изображен на обложке американского журнала рядом с названием статьи «Стравинский и его мир», датируемой 2013.  А теперь вернемся к музыке. Некоторые ваши ответы как раз были близки к тому, что он изначально закладывал в «Весну» - эта музыка символизирует распускающийся цветок. Цветы ведь у нас постепенно обрастают листиками и лепестками? (Да!) Так и здесь главный мотив – или точнее лейт-мотив – «обрастает» новыми звуками и подголосками. Кстати, «Весна священная» - это не только название музыкального произведения, но еще и одноименного балета.

Отлично, с этим заданием вы справились! (16 слайд) Ребята, а вы никогда не замечали, как может быть связана музыка с искусством живописи?  Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу на картинах – так разнообразны образы природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение. Иногда оно бывает таким ярким, что буквально поражает своей изобразительной точностью.

(17 слайд) «Пейзаж не имеет цели, — говорил русский художник-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов, — если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

(18 слайд) Сегодня мы с вами убедимся в том, что природа как в музыке, так и в живописи не бездушна, а отражает настроение, что она не простое копирование, а душа того или иного произведения. И чтобы понять это, мы попробуем нарисовать свои музыкальные картины. Знаете, чем именно они отличаются от обычных? (слушает ответы) Правильно! Тем, что обычно картины рисуют красками и фломастерами на бумаге и холсте, а музыкальные рисуются угадайте чем?... (звуками!) Правильно, звуками!

Для начала попробуйте угадать, какую картину мы с вами будем рисовать первой? (Полотно Ивана Шишкина «Дубовая роща», 19 слайд) Да, совершенно верно – мы изобразим лесную природу и его обитателей! Делать мы это будем с помощью музыкальных инструментов. Но сами по себе они у нас, конечно же, не играют. Скажите, как называется группа людей, исполняющая инструментальную музыку? (Оркестр!) Именно. А для нашего оркестра мне понадобятся 9 человек.

Итак, начнем. Сперва я прочитаю стихотворение построчно, чтобы мы запомнили, кто что озвучивает. Когда придет ваша очередь, я буду показывать конкретного на каждую. (читает стих) Читаю еще раз для закрепления (повторное прочтение с указанием действий). А теперь я буду читать его не по порядку, а вразброс, чтобы проверить вашу готовность (повторное чтение). Вижу, вы хорошо улавливаете суть, это похвально! А теперь давайте я включу вам для вдохновения и погружения в образ звуки леса, которые вы дополните игрой нашего оркестра. И еще одна деталь: я буду дирижировать. Вы знаете, какую роль выполняет дирижер? (слушает ответы) Верно, он руководит работой оркестра. У нас сегодня будут фигурировать два основных дирижерских жеста:

- взмах рукой – оркестр начинает играть;

- сжимание рук в кулаки – оркестр замолкает;

В тот момент, когда мы будем импровизировать, я буду показывать поочередно на каждую из вас в тот момент, когда нужно будет вступить. (20 слайд) Готовы? (Да!) Поехали!

(включается саундтрек «Звуки леса после дождя» и звучит стихотворение, на экране мелькают 21-22 слайды)

(23 слайд) Вы прекрасно справились, я вами очень довольна! А теперь перейдем ко второй картине! (Полотно «Чум ненцев в Малых Кармакулах» Александра Борисова, 24 слайд) Что на ней изображено? (слушает ответы) Верно! Итак, это полотно называется «Чум ненцев в Малых Кармакулах» (25 слайд). Вы сейчас услышали целых три новых слова, правильно? Давайте же узнаем их значение. Чум – это дом кочевых северных народов, представляющий собой шатер из шкур. Это что-то вроде разборной палатки, которую удобно перевозить на этих самых оленях и ставить. (26 слайд) Ненцы – это народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Они относятся к группе малочисленных. Как по-вашему, что это значит? (слушает ответы) Да, так и есть. Хотя, на сегодняшний день ненцы – самый большой из малочисленных народов, их насчитывается около 45 тысяч. (27 слайд) А Малые Кармакулы – это очень далекая полярная станция на острове Южном – одном из островов ледяного архипелага Новая Земля. Да, представьте себе, северные народы могут уживаться даже по соседству с такими местами.

Итак, как вы уже поняли, изображать мы с вами будем природу Севера. Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «север»? (слушает ответы) Да, правильно! Вот все это мы с вами сейчас и изобразим с помощью все того же оркестра. Правда, инструментальный состав мы немного изменим.

(28 слайд) Итак, начнем! (звучит саундтрек «Звуки северного ветра» и стихотворение, на экране 29-31 слайды)

Спасибо, можете заканчивать! (32 слайд) Наше занятие уже подходит к концу, поэтому давайте вспомним, с какими великими композиторами мы сегодня познакомились? Какие прослушали музыкальные композиции? Какие из них вам больше всего запомнились? Появилось ли у вас желание дальше знакомиться с музыкой и ее природой? (слушает ответы) Прекрасно! А теперь домашнее задание: прослушать произведение Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и нарисовать образ который вам представился. (33 слайд) А теперь я благодарю всех вас за урок, и до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Стихотворение «Звуки леса» собственного сочинения

В лесу зеленом жизнь кипит,

Листва ажурная шумит (комок бумаги),

Сорока скачет по ветвям (трещотка деревянная),

И дятел по сосне стучит (ложки).

Река течет прозрачная (треугольник),

И теплый ветер веет (бутылка),

Лиса крадется в чаще (маракас),

И серый волк не дремлет (барабанная дробь пальцами).

Зайчишка серый прыгает (бубен с джинглами),

Порхает воробей (колокольчик),

Заливистые трели

Выводит соловей (фортепиано, ми-фа-соль 2 октавы).

В лесу мы слышим звуки,

Какие захотим!

Давайте вместе с вами

Их все изобразим!

  1. Стихотворение «Краски Русского Севера» собственного сочинения:

Вдали, на севере холодном

Деревня изо льда стоит.

Звенят прозрачные сосульки (сагаты),

И под ногами снег хрустит (бумажка).

А наверху, на черном небе

Рассыпаны десятки звезд (маракас),

Сиянье Северное блещет (треугольник),

Луна златистая плывет (трещотка с джинглами).

Холодный ветер завывает (дует в бутылку),

Белый медведь, сопя, бредет (барабан с палочкой),

Старый шаман в оленьей шкуре

Рукою сильной в бубен бьет (бубен красный).

Наш русский Север необъятен,

Красот и звуков много в нем,

А как звучат они – узнаем,

Лишь инструменты мы возьмем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Музыкальная литература:

1) Лейт-мотив Весны из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;

2) Антонио Вивальди. Времена года. Лето, 1 часть;

3) «Осенняя песнь» П. И. Чайковского;

4) Стравинский «Весна священная»;

5) Саундтрек «Звуки леса после дождя»;

6) Саундтрек «Звуки северного ветра»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Осень пришла. Изменения в природе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: Осень пришла. Изменения в природе. 2классУчебник "Окружающий мир" 2 класс А.А.Плешаков М.-Просвещение 2011...

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План-конспект урока по окружающему миру "Явления природы"

План-конспект урока по окружающему миру, программа "Школа России" (ФГОС) для 2 класса. Тема "Явления природы"....

План-конспект урока "Музыкальные инструменты"

Цели урока:  Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: скрипка – баян, гусли – арфа – фортепианоЗадачи урока:    ...

План-конспект урока «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»

Цели урока:      -     воспитание любви к музыке В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Й.Гайдна;         -...