План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"
методическая разработка (1 класс) на тему

Соловьева Ирина Ивановна

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком занятии учащиеся с легкостью и удовольствием будут преодолевать трудности шахматных задач и лучше усваивать предложенный руководителем учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty_19_fevralya._soloveva_i.i.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматное занятие подготовила: Соловьева Ирина Ивановна, учитель начальных классов.

Тема: «Виват, короли!»

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.

Цели и задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие  логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование  понятия  об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, головные уборы с изображением шахматных фигур, раздаточный материал, костюмы королей.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем  доброго дня и интересного занятия.       (слайд №1)

Эмоциональный настрой  к познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.

  1. Актуализация знаний

В королевстве чёрно-белом          (слайд №2)
Кто-то хитрый, кто-то вредный
Всё измазал белым мелом -
Чёрный конь отныне бледный!
Побелевший чёрный слон
Затрубил тревожно,
Из дворца раздался стон:
- Как это возможно!?
Сам король в ужасном в гневе,
Аж попрятались ладьи,
Пишет королю другому
Он претензии свои:
«Что за происки, сосед!
Мы не в ссоре вроде.
Что же делаете вы?
Белый цвет не в моде!»
Король другой прислал ответ:
«Ты, Король, не в моде сам!!!»
И вины за нами нет!
Всё! Привет твоим усам!»
Оба маются в тоске:
Ведь с тех пор у них вражда.
И друг другу каждый рад
Хоть разок поставить мат!

-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах.  И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры!

(на время выключить интерактивную доску)

Аудирование

Способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.

  1. Включение в  деятельность

- Готовы к перевоплощению!      

-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.

-Повторяйте за мной волшебные слова:

Турли, турли, труфеля-

За победу короля!

Турли, турли, мармелад-

А врагу объявим мат!    

Диалог.

Учащиеся действуют по инструкции.

Хором повторяют за учителем.

Способность работать по предложенному руководителем плану.

  1. Мотивация к деятельности

(инсценировка)

-Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста!

Белый король:

Я белый король,

Я сильнее, чем черный!

Я в стратегии военной

Чуть ли не ученый!

Черный король:

А я черный король

Хвастунов не терплю, признаться!

Так что, Белый, изволь,

Впредь не зазнаваться!

-Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас  сильнейший воевода. Займите свои почетные места рядом с шахматным войском своего цвета.

Просмотр инсценировки.

В роли черного и белого королей выступают  2 мальчика с каждой команды.

Развитие  творческого мышления учащихся.

  1. Постановка задачи и определение темы занятия

-Тема нашего занятия звучит так: «Виват, короли!»

Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем  шахматном турнире.

-Турнир объявляется открытым!       (слайд №3, звучат фанфары)

Аудирование. Подготовка к работе.

Постановка  проблемы.

  1. Работа по теме занятия (построение проекта  выхода из затруднения)

1. Шахматная доска

-Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы.  

Вопрос белым: как правильно расположить доску между противниками? (слайд №4)

Вопрос черным: о чем идет речь?

64 близнеца

На два лица:

Половина белых,

Половина чёрных. (слайд №5, №6) (на время выключить интерактивную доску)

-Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения.

(на шахматной доске заранее расставлены  пешки)

                            2. Расположение фигур

-Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур. Наведем порядок в королевском строю.  Короли, как главнокомандующие, обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, берет у противника 1 пешку. 1,2,3 - беги!

(конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры)

Взаимопроверка:

-Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля иферзя?  (ферзь любит свой цвет)

3. Шахматные фигуры

  1. Ладья

Работа с карточками

-Ребята, перед вами карточки с шахматными фигурами. Сейчас я загадаю вам загадку, а ответить вы должны молча, подняв карточку с правильным ответом. Выигрывает команда, все члены которой дадут правильный ответ, они  берут у проигравшей команды пешку.

В начале игры углы сторожат.

От мощи тяжёлой их в войске дрожат.

Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
  (ладья) (слайд №7)

Работа с интерактивной доской

 -Если задания с ладьей  выполняет ладья, команда, правильно давшая ответ, берет у противника ладью. Если задание выполняет другая фигура, то команда берет только пешку.

Задание белым: черным фигурам запрещено двигаться. Побей белой ладьей все фигуры, беря каждым ходом по одной из них. (слайд №7)

Задание черным: среди черных фигур есть та, которая дрожит от страха, потому что осталась без защиты. Побей белой ладьей эту фигуру. (слайд №8)

  1. Слон

Работа с карточками

Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит. (слон)
 (слайд №9)

Работа с интерактивной доской

Задание белым: черные фигуры заколдованы, пока они не могут двигаться, побей их белым слоном, забирая каждым ходом по фигуре. (слайд №9)

Задание черным: побей белым слоном все фигуры, забирая каждым ходом по одной (слайд №10)

  1. Конь

Работа с карточками

А вот фигура не проста,
Грива есть, но нет хвоста.
Ход похож на уголок - 
3 клетки прямо, клетка в бок. (конь)
 (слайд №11)

Работа с интерактивной доской

Задание белым: конь - самая проворная фигура. Доскачи на нем до цифры 3 за наименьшее число ходов. (слайд №11)

Задание черным: доскачи конем до цифры 3 за наименьшее число ходов. (слайд №12)

  1. Ферзь

Работа с карточками

Фигура важная и сильная.
Всегда в наряде стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет - по горизонтали.
Его ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать (ферзь)
 (слайд №13)

Работа с интерактивной доской

Задание белым: кажется, что белые непременно потеряют одну из фигур. Найди сильный ход, чтобы защититься от черного ферзя. (слайд №13)

Задание черным: любую ли фигуру белый ферзь может съесть безнаказанно. Найди и побей незащищенную фигуру. (слайд №14)

  1. Пешка

Работа с карточками

Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой. (пешка)
 (слайд №15)

Работа с интерактивной доской

Задание белым: маленькая, да удаленькая пешка решила взять незащищенную черную фигуру. Покажи этот ход. (слайд №15)

Задание черным: черные недооценили маленькую пешку и попали в затруднительное положение. Напади одной из пешек сразу на две черные фигуры. (слайд №16)  (на время выключить интерактивную доску)

Решение шахматных задач.

-Крайнее белое поле должно находиться с правой стороны

-Шахматное поле

Короли каждой команды выполняют задание: на скорость расставляют шахматные фигуры на демонстрационной доске.

Все учащиеся проверяют выполненное королями задание, читают хором стихотворение о расположении фигур на доске.

Отгадывают загадку и свой ответ демонстрируют при помощи карточек с изображением шахматных фигур.

-Ладья

Один участник с команды решает шахматную задачу на интерактивной доске, остальные анализируют правильность выбранного решения.

(Далее алгоритм действий учеников подобный)

-Слон

-Конь

-Ферзь

-Пешка

Определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, работа в коллективе, постановка и решение проблемы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

  1. Динамическая пауза

-А сейчас, устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В зарядке будут состязаться
.

Раз и два, и три, четыре –

Ставим ноги мы пошире.  (ноги на ширине плеч)

Руки врозь, наклон вперёд, (руки на пояс, наклоны)

Вправо, влево. Вот народ! (круг от плеча обеими руками одновременно)

Засиделся, застоялся –

В шахматы так заигрался  (руки вытянуты перед собой, приседания)

- Пешка здесь и пешка там, (правую руку в сторону, потом левую)

Ни за что их не отдам! (ритмичные хлопки)

За коня слона, ладью? (шаги на месте)

Хорошо, подумаю! (наклоны головы влево, вправо)

Раз нагнулись, встали – два: (наклон вперед - пальцами рук коснуться пола)

Отдохнула голова. (поворот головой влево, вправо)

Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся)

И по шахматным дорогам!

Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем.

Умение работать по предложенному руководителем плану

  1. Продолжение работы по теме занятия
  1. Король

-Отлично справляются с заданиями обе команды!

-Могут  ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? Обоснуйте свой ответ.   (слайд №17)  

-В одиночестве короли слабы, но рядом  с другими фигурами и короли могут повоевать. Главнокомандующие, продемонстрируйте свою силу.

 (слайд №18)  

Работа с интерактивной доской

Задание белым: короли всегда надеются на свою армию, пора и самим что-то сделать!  Белый король, побей незащищенную черную фигуру.

Задание черным: черный король, хорошо ли ты знаешь свои владения? Дай названия всем полям, на которые ты можешь сейчас пойти. (слайд №19)  

(за выполнение этого задания команда получает самую дорогую фигуру, которая осталась у противника) (на время выключить интерактивную доску)

Беседа.

- Короли ходят за один ход на одно поле, они никогда не смогут побить друг друга; на шахматной доске много полей и два короля могут бесконечно «бегать» друг за другом, поэтому такую ситуацию расценивают как «ничья».

Короли каждой команды выполняют задание на интерактивной доске.

Работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы.

-Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым!

Подведем итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд, перед этим вспомним, сколько стоит каждая из фигур.

  1. Стоимость шахматных фигур

- Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа.

У каждой фигуры своя есть цена.

Вот посмотри на Коня и Слона.

Запомни! У каждого стоимость …(три)

В игре их смелее, смелее бери!

Не бойся же и на Ладью наступать,

Добудешь, и сразу получится… (пять)

А у Ферзя большая цена:

 Сколько он стоит во все времена? (девять)

 Пешка-малышка стоит… (один)

А поле пройдёт, и она – господин!

- Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (записываем на доске результат)

- На самом деле,  сегодня нет проигравших,  награда для всех одна – это удовольствие от игры и знания, которые вы получили.

  1. Король

Задание для белых: королям пора возвращаться домой в свой сказочный мир. Помогите им добраться до ракеты. Команда белых, проводите своего короля до ракеты кратчайшим путем, не наступая на мины и не перепрыгивая через них. (слайд №20)    

Задание для черных: команда черных, помогите добраться до ракеты своему королю, не подставляя его под бой вражеских фигур. (слайд №21, №22)  

Хором отгадывают концовки строк стихотворения о стоимости шахматных фигур.

-Три

-Пять

-Девять

-Один

Все учащиеся принимают участие в подсчете заработанных баллов.

Один участник с каждой команды выполняет заключительное символическое  задание «проводы королей» на интерактивной доске.

Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры

  1. Подведение итогов занятия

-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено, пора и нам возвращаться. Снимите головные уборы.

Повторяйте за мной волшебные слова.

Турли,турли, труфеля

Помогли мы королям!

Турли, турли, мармелад

Возвращаемся назад!

-С возвращением вас!

-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.

- Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют  короны, а те, чьи головы украшены знаниями. Виват, короли!  Всего вам доброго! (слайд №23) (звучит песня Алексея Уткина «Шахматы»)

Снимают головные уборы.

Повторяют слова за учителем.

Хлопают в ладоши.

Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, нравственно- этическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект , презентация к внеклассному занятию в ГПД 2 класс

Развитие мелкой моторики рук-каллиграфически-правильное письмо....

План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"

План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...

План - конспект урока "Одежда и занятия детей зимой"

Урок по учебному курсу "Мир природы и человека" для учащихся 1 класса (вариант 1)...

План-конспект и самоанализ открытого урока по чтению 4 класс В.Хомченко "Михаськин сад"

Целью урока является ознакомление детей с рассказом "Михаськин сад" В.Хомченко, усвоение материала....

План-конспект №1 из цикла занятий на тему “Изготовление инерционной модели легкового автомобиля”

План-конспект описывает первое занятие по теме "Изготовление инерционной модели легкового автомобиля".  На занятии предплогагается изучение нового материала, Изготовление чертежей для с...

"План-конспект: индивидуального коррекционно-развивающего занятия для невербального дошкольника 7-9 лет с РАС с использованием карточек PECS для самопознания себя и окружающего мира»

laquo;Альтернативная коммуникация в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»План-конспект: индивидуального коррекционно-развивающего занятия для не...