План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для обучающегося 2 класса (3-го года обучения) (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1).
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Родина Элла Николаевна

Курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)».

Тема: «Весенний лес. Слова, обозначающие действия предмета».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Знать и использовать в речи глаголы.
  2. Уметь правильно задавать вопрос к глаголу и отвечать на него.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать, уточнять, активизировать предикативный словарь по теме «Весна».
  2. Совершенствовать грамматическую категорию глаголов единственного и множественного числа.
  3. Развивать умение составлять устное высказывание.
  4. Развивать просодическую сторону речи.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
  6. Стимулировать речемыслительную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества.
  2. Воспитывать у обучающегося привычку использовать по назначению и аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: магнитная доска, демонстрационный материал с изображением весеннего леса, демонстрационный материал «Признаки весны», макет игры «Что делает солнце?», игрушка «сова», конверт с заданиями, таблички   с   пиктограммами «Вижу», «Думаю», «Слушаю», «Говорю», письменные принадлежности, сосновые шишки, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)».

Тема: «Весенний лес. Слова, обозначающие действия предмета».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Знать и использовать в речи глаголы.
  2. Уметь правильно задавать вопрос к глаголу и отвечать на него.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать, уточнять, активизировать предикативный словарь по теме «Весна».
  2. Совершенствовать грамматическую категорию глаголов единственного и множественного числа.
  3. Развивать умение составлять устное высказывание.
  4. Развивать просодическую сторону речи.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
  6. Стимулировать речемыслительную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества.
  2. Воспитывать у обучающегося привычку использовать по назначению и аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: магнитная доска, демонстрационный материал с изображением весеннего леса, демонстрационный материал «Признаки весны», макет игры «Что делает солнце?», игрушка «сова», конверт с заданиями, таблички   с   пиктограммами «Вижу», «Думаю», «Слушаю», «Говорю», письменные принадлежности, сосновые шишки, карточки с заданиями.

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент

Приветствие:

- К нам сегодня пришли гости! Давай поздороваемся и улыбнемся, и у всех будет хорошее настроение!

А себе мы, как обычно, скажем: Мы будем заниматься, не будем отвлекаться!

Сегодня на занятии мы будем внимательно смотреть и слушать, думать и говорить. (Показываем соответствующие пиктограммы).

Подведение к теме занятия:

- Послушай стихотворение:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла…

Сегодня мы продолжим обсуждать тему весны.

Приветствует гостей.

Дополняет стихотворение словом «весна».

Актуализация знаний

- На прошлом занятии мы обсудили признаки весны и закончили тему «слова-предметы».

Давай повторим еще раз признаки весны.

- А теперь вспомним про слова-предметы, какие предметы отвечают на вопрос Кто? (живые)

А какие предметы отвечают на вопрос Что? (неживые)

Подходит к доске и показывает на демонстрационном материале признаки весны.

Отвечает на заданные вопросы.

Введение в тему

- Я сейчас дам тебе задание, здесь зашифровано слово. Ты должен его расшифровать, записать и прочитать вслух.

Какое слово у тебя получилось?

Правильно, слово «солнце». Весеннее солнышко, ласковое и теплое. Давай поиграем в игру.

Я буду тебе показывать, а ты будешь называть, что делает солнышко.

- Солнце все время что-то делает (встает, светит, прячется, садится…)

Это все слова-действия. Каждый предмет что-то делает. Даже неодушевленный. Например, парта (что делает?) стоит, а доска (что делает?) висит, лампа (что делает?) светит…

И сегодня мы с тобой ближе познакомимся со словами, обозначающими действия предметов, узнаем о них что-то новое и интересное. А для этого мы отправимся на прогулку в весенний лес.

Пишет в карточке зашифрованное слово «солнце».

Отвечает на вопрос.

Подходит к доске.

Отвечает на вопросы учителя.

Основной этап

Самомассаж рук сосновыми шишками

Сюрпризный момент

Динамическая пауза

Закрепление

- Для начала отгадай загадку:

На сосне она висит,

Очень далеко глядит!

Ну а если упадёт,

То получит кто-то в лоб.

Смотри, что у меня есть! Настоящие шишки!

И для того, чтобы лучше думать, мы сделаем с тобой массаж рук с помощью шишек. Смотри и повторяй за мной:

Шишкой я круги катаю,

(катаем шишку между ладошками)

Взад-вперед ее гоняю.

(катаем взад-вперед)

Ей поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

(гладим шишкой одну ладошку, затем другую)

И сожму ее немножко, как сжимает лапку кошка,

(сжимаем шишку сначала в одной руке, затем в другой)

Каждым пальчиком прижму,

(нажимаем каждым пальцем на верхушку шишки одной рукой)

И другой рукой начну.

(нажимаем каждым пальцем на верхушку шишки другой рукой)

- Давай посмотрим, что же все-таки происходит весной в лесу?

(Педагог по очереди указывает на предметы, изображенные на картине, и спрашивает у обучающегося, какое действие совершает называемый предмет).

- Смотри, к нам прилетела сова и что-то принесла! Смотри, у совы конверт! Что же тут? «Небылицы».  А что такое небылицы?

Дидактическая игра «Скажи правильно!»

- Послушай предложение и скажи правильно. И в каждом предложении мы найдем слово-действие. Я буду задавать к слову-действию вопрос, а ты будешь называть само слово-действие. И здесь еще есть картинки, по ним мы узнаем, правильно ли ты ответил? Первый пример мы разберем вместе. Внимательно слушай:

  • Нора сидит в лисе. (Лиса сидит в норе).

(Первое предложение разбирают вместе с учителем)

  • Лиса гуляет с тигрятами. (Лиса гуляет с лисятами).
  • Куст сидит под зайцем. (Заяц сидит под кустом).
  • Шишка держит белку. (Белка держит шишку).
  • Цветы собирают детей. (Дети собирают цветы).
  • Рыба ловит медведей. (Медведи ловят рыбу).
  • Дерево прячется за волком. (Волк прячется за деревом).

- Ты обратил внимание на то, что слово-действие зависит от слова-предмета, к которому оно относится? И если у нас предметов больше, чем один, слово-действие изменяется.

Чтобы это еще раз закрепить, я дам тебе такую карточку, где ты увидишь, как одно и то же слово-действие изменяется в зависимости от того один предмет у нас или несколько. Пожалуйста, прочитай вслух примеры.

Мне кажется ты немного устал, и я хочу предложить тебе подвигаться. Раз мы с тобой отправились в весенний лес, давай выполним движения под стихотворение про лесных жителей.

Весенним днём, лесной тропой
Звери шли на водопой.

(идут)

За мамой лосихой топал лосенок.

(громко топают)

За мамой лисицей крался лисёнок.

(идут на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок.

(идут, округлив спину)

За мамой медведицей шёл медвежонок.

(идут, переваливаясь)

За мамой белкой скакали бельчата.

(двигаются прыжками)

Волчица вела за собою волчат,

(шагают)

Все мамы и дети напиться хотят.

(хлопают)

- Теперь, когда ты уже достаточно много узнал про слова-действия, я хочу предложить тебе выполнить письменное упражнение. Первый пример мы разберем с тобой вместе. Слушай инструкцию: прочитай вслух предложение, задай вопрос, правильно измени форму слова-действия и запиши его.

Дидактическая игра «Найди отличия».

- Ты справился со всеми заданиями, и я хочу предложить тебе выполнить еще одно. Оно очень интересное! Я дам тебе две картинки, на них изображен весенний лес. Картинки очень похожи между собой, но кое-что на них изображено по-разному. Тебе нужно постараться найти как можно больше отличий. Я открою тебе небольшой секрет: их всего десять. Постарайся найти как можно больше отличий, а чтобы не запутаться, возьми красный фломастер и каждое отличие обводи в кружок. Если найдешь все, будет очень хорошо!

Называет ответ (шишка)

Выполняет движение руками вместе с учителем.

Подходит к доске и вместе с учителем и рассматривает сюжетные картины, отвечает на вопрос учителя.

Отвечает на вопрос.

Выполняет инструкцию, правильно изменяя предложение. В каждом предложении выделяет слово-действие.

Отвечает на вопрос.

Рассматривает карточку и читает вслух примеры.

Встает и выполняет движения, повторяя за учителем.

Получает карточку с заданием и ручку, приступает к выполнению.

Выполняет задание.

Подведение итогов

- Давай еще раз вспомним, что мы сегодня делали? Что нового ты узнал?

Отвечает на вопросы.

Рефлексия

- Что больше всего тебе понравилось? Какое задание показалось тебе самым интересным?

Отвечает на вопросы.

Завершающий этап

- Давай поблагодарим наших уважаемых гостей за внимание и попрощаемся с ними.

Благодарит, прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...