Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prir._i_chel_stb_2kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________ Т.В. Колтунова

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № ____ от

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор общеобразовательной организации

______________ В.И. Часнык

           

                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

ДЛЯ    2а    КЛАССА

НА  2018 -2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

адаптированной основной общеобразовательной программы образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 28 лет.

                                                                         

                                                                           с. Александровское

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

        6. Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г

7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.        

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

12. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

13. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

17. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

18. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

19. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

20. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».

23. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

 24.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».

26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».

27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;

28. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

29. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

30. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

31. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

33. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".

34. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

36. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

38. Методические рекомендации по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

49. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз  «Об образовании».

40. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».

 41. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

42. Учебный  план для обучающихся, воспитанников 2а класса в условиях  реализации ФГОС образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2018-2019 учебный  год.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

        Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

    Программа для 2а класса рассчитана на 34 часа в год,  1 ч в неделю.

                Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе  общеобразовательной организации.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Мир природы и человека» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту:

рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а  классе   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».

Цель курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

  •    уточнение и расширение имеющихся  у обучающихся, воспитанников представлений о живой и неживой природе;
  •    на основе наблюдений и простейших опытных действий расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  •    формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, воспитание  бережного отношения к природе.

           Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся,  воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2а класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности  обучающихся, воспитанников.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

2.1 Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

2.4 Базовые учебные действия

Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия 

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

2.5 Общая характеристика курса

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся, воспитанников умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

 ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

 ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

 ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

 Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

 Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.

Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна.

 Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

 Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.

Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.

 Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

 Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.         Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба. Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

 Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Столица. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны.

Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.         Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Экскурсий -4

Практических работ - 3


3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а  классе.

Дата

Тема урока

Коррекционные задачи

Тип урока

Словарь

Повторение

Домашнее задание

Оборудование

1

Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом и зимой.

(стр. 4-12, часть 1)

Коррекция мышления

Изучение нового материала и первичное закрепление

Сутки. Долгота дня

Части суток: утро, день, вечер, ночь

Стр. 9, 11, закончить предложения

Иллюстрации стр. 4-12

2

Огород. Овощи.

(стр. 21-25, часть 2)

Развитие пространственного восприятия

Комбинированный

Корнеплод, клубень, ботва

Названия овощей

Стр. 23, отгадать загадки

Картинки «Овощи»

3

Овощи в питании человека.

(стр. 26, часть 2)

Коррекция зрительной памяти

Урок комплексного применения знаний и умений

Редис,морковь

Названия овощей

Стр.26, рассказать об овощах

Иллюстрации стр. 26, 27

4

Сад. Фрукты.

(стр. 27-29, часть 2)

Коррекция мышления

Изучение нового материала и первичное закрепление

Фруктовый сад

Названия фруктов

Стр. 29, отвечать на вопросы

Картинки «Фрукты»

5

Фрукты в питании человека.

(стр. 30, часть 2)

Коррекция внимания

Комбинированный

Яблоко, смородина, витамины

Названия фруктов

Стр. 30, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 30

6

Уход за растениями сада и огорода. Практическая работа.

(стр. 31, часть 2)

Коррекция слуховой памяти

Комбинированный

Удобрять почву

Растения сада и огорода

Стр. 31, отвечать на вопросы

Картинки «Работа в саду и огороде»

7

Времена года. Осень.

(стр. 13-17, часть 1 )

Коррекция зрительного восприятия

Изучение нового материала и первичное закрепление

Похолодание,

заморозки

Осенние месяцы

 Стр.16, названия осенних месяцев

Картинки «Осень»

8

Сезонные изменения в природе осенью. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Экскурсия.

Листопад

Признаки осени

Повторить названия осенних месяцев

9

Растения и животные осенью

(стр.18-23, часть 1 )

Коррекция мышления

Комбинированный

Сентябрь,  октябрь, ноябрь

Названия растений и животных

Стр. 22, отгадать загадку

Иллюстрации стр. 18-23

10

Занятия людей осенью.

(стр. 24-28, часть 1 )

Коррекция слухового восприятия

Комбинированный

Гербарий

Признаки осени

Стр. 27, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 24-28

11

Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. Практическая работа.

(стр. 60-64, часть 1 )

Коррекция  памяти

Комбинированный

Вода текучая, термометр

Использование воды человеком

Стр. 60-62, свойства воды

Иллюстрации стр. 60-64

12

Вода в природе. Значение воды.

(стр. 65-70, часть 1 )

Коррекция мышления

Комбинированный

Озеро, болото, пруд

Температура воды

Стр. 70, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 65-70

13

Времена года. Зима.

(стр. 29-31, часть 1 )

Коррекция непроизвольного внимания

Изучение нового материала и первичное закрепление

Снегопад

Зимние месяцы

 Стр.30, названия зимних месяцев

Картинки «Зима»

14

Растения и животные зимой

(стр. 32-34, часть 1 )

Коррекция зрительного восприятия

Комбинированный

Заяц

Признаки зимы

Стр. 34, отгадать загадки

Иллюстрации стр. 32, 34

15

Сезонные изменения в природе зимой. Экскурсия.

Коррекция внимания

Экскурсия

Снег, мороз

Признаки зимы

Повторить признаки зимы

16

Занятия людей зимой.

(стр. 35-39, часть 1)

Коррекция мышления

Комбинированный

Снегопады

Зимние месяцы

Стр. 37, отвечать на вопросы

Картинки «Зима»

17.

Части растений

(стр. 5-11, часть 2)

Коррекция аналитико-синтетической деятельности

Изучение нового материала и первичное закрепление

Корень, стебель, хвоя

Названия растений

Стр. 11, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 5-11

18

Жизнь растений

(стр. 12-17, часть 2)

Коррекция зрительного  восприятия

Комбинированный

Полив

Части растений

Стр. 17, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 12-17

19

Комнатные растения

(стр. 18-20, часть 2 )

Коррекция внимания

Комбинированный

Традесканция, кактус, алоэ

Части растений

Стр. 20, составить рассказ по рисункам

Комнатные растения

20

Дикие и домашние животные.

(стр. 32-33, часть 2 )

Коррекция мышления

Изучение нового материала и первичное закрепление

Корова, медведь

Названия животных

Стр. 33, работа по рисункам

Картинки «Животные»

21

Кошка и рысь. Породы кошек.

(стр. 34-39, часть 2 )

Коррекция  зрительного восприятия

Комбинированный

Рысь

Дикие и домашние животные

Стр. 39,  правила ухода за котенком

Картинки «Кошки»

22

Собака и волк. Породы собак.

(стр. 40-46, часть 2 )

Коррекция восприятия

Комбинированный

Собака

Дикие и домашние животные

Стр. 46, отвечать на вопросы

Картинки «Собаки»

23

Рыбы.

(стр. 47-51, часть 2 )

Коррекция внимания

Изучение нового материала и первичное закрепление

Жабры, плавники

Где живут рыбы

Стр. 46, части тела рыбы

Иллюстрации стр. 47-51

24

Весна

(стр. 40-43, часть 1 )

Коррекция зрительного восприятия

Изучение нового материала и первичное закрепление

Март, апрель, май

Весенние месяцы

Стр. 43, отвечать на вопросы

Картинки «Весна»

25

Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия.

Коррекция слухового восприятия

Экскурсия

Капель

Признаки весны

Повторить признаки весны

26

Растения и животные весной

(стр. 44-47, часть 1)

Коррекция зрительного восприятия

Комбинированный

Мать-и-мачеха, черёмуха

Признаки весны

Стр. 47, составить рассказ о животном

Иллюстрации стр. 44-47

27

Занятия людей весной. Практическая работа.

(стр. 48-50, часть 1 )

Коррекция внимания

Комбинированный

трактор

Растения и животные весной

Стр. 50, отвечать на вопросы

Иллюстрации стр. 48-50

28

Гигиена тела человека.

(стр. 52-54, часть 2)

Коррекция мышления

Изучение нового материала и первичное закрепление

Закаливание

Растения и животные весной

Стр.54, разучить комплекс упражнений.

Иллюстрации стр. 52, 53

29

Органы пищеварения

(стр.55-56, часть 2 )

Коррекция внимания

Комбинированный

Органы пищеварения

Гигиена тела человека.

Стр. 56, отвечать на вопросы

Иллюстрация стр. 55

30

Питание человека

(стр.57-66, часть 2 )

Коррекция внимания

Комбинированный

Аппетит

Органы пищеварения

Стр.66, работа по картинкам

Иллюстрации стр. 57-66

31

Правила питания. Профилактика отравлений.

(стр.67-70, часть 2 )

Коррекция зрительной памяти

Комбинированный

Профилактика отравлений

Питание человека

Стр.67, запомнить правила питания

Иллюстрации стр. 67-70

32

Лето. Растения и животные летом.

(стр.51-56, часть 1 )

Коррекция непроизвольного внимания

Изучение нового материала и первичное закрепление

Ливни, грозы

Летние месяцы

Стр. 54, работа по картинкам

Иллюстрации стр. 51-56

33

Занятия людей летом.

(стр. 57-59, часть 1)

Коррекция внимания

Комбинированный

Водоём

Растения и животные летом

Стр. 58, запомнить правила поведения на водоёме

Иллюстрации стр. 57-59

34

Экскурсия «Здравствуй, лето!»

Коррекция мышления

Экскурсия

Каникулы

Признаки лета


4. Планируемые результаты освоения предмета во 2а классе.

   4.1 Характеристика класса

Во 2а  классе 13 обучающихся, воспитанников. Из них 4 обучаются по СИПР на дому. 9 обучающихся, воспитанников узнают и называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; имеют представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; адекватно ведут себя в классе, в школе, на улице; знают части тела человека и правила ухода за руками.

4.2 Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • ​ владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • ​ способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • ​ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • ​ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • ​ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • ​ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • ​ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • ​ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения предмета «Мир природы и человека» во 2а классе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

  Обучающиеся, воспитанники должны уметь:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • Различать диких и домашних животных, описывать их повадки, образ жизни;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила;
  • Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

Минимальный уровень освоения предметных результатов  

Обучающиеся, воспитанники  должны уметь:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • Различать диких и домашних животных;
  • Различать признаки времён года;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во 2 классе в течение первого полугодия отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности. Оценки выставляются, начиная с 3 четверти.

Нормы оценивания (2 класс)

«5» ставится обучающемуся, воспитаннику если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся, воспитанник дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

5.Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения во 2а классе.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

2.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

3.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

4.

Набор карточек «Дикие кошки»

5.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

6.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

7.

Набор карточек «Цветы»

8.

Набор карточек «Ягоды»

9.

Набор карточек «Птицы»

10.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

11.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

12.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

13.

Плакат «Времена года»

14.

Плакат «Домашние животные»

15.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

16.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

17.

Школьный словарик «Птицы России»

18.

Школьный словарик «Животные России»

19.

Школьный словарик «Растения России»

Литература:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

2. Учебник для 2 класса «Мир природы и человека», авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова , издательство «Просвещение», 2018.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов.                                            _________________

                                                                                                                     Подпись


Учитель                        Сидельникова Татьяна Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...