Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Сидельникова Татьяна Борисовна

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mir_prir._i_chel_stb_2kl.doc197.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ «Специальная (коррекционная)

    общеобразовательная  школа-интернат № 10»

       СОГЛАСОВАНО:      

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    _____________ Т.В. Колтунова

    РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

    на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

    Протокол № ____ от

    Руководитель МО

    _______________ Т.Б. Сидельникова

       

    УТВЕРЖДАЮ:    

    Директор общеобразовательной организации

    ______________ В.И. Часнык

               

                                                                                                                                                                 

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

    ДЛЯ    2а    КЛАССА

    НА  2018 -2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

    Настоящая программа разработана на основе

    адаптированной основной общеобразовательной программы образования

    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

    вариант 1

    Разработчик программы:

    Сидельникова Татьяна Борисовна,

    учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

    Педстаж – 28 лет.

                                                                             

                                                                               с. Александровское

    2018 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка

       1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

    2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

    3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

    4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

    5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

    1. Пояснительная записка.

    1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»:

    1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

    2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

    3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

    4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

    5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

            6. Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г

    7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

    8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.        

    9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

    11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

    12. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

    13. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

    15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

    16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

    17. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

    18. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

    19. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    20. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

    21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

    22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».

    23. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

     24.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

    25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».

    26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».

    27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;

    28. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

    29. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

    30. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

    31. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

    32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

    33. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
    системы специализированного коррекционного образования".

    34. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

    35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

    36. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

    37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

    38. Методические рекомендации по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

    49. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз  «Об образовании».

    40. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».

     41. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

    42. Учебный  план для обучающихся, воспитанников 2а класса в условиях  реализации ФГОС образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2018-2019 учебный  год.

    1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

            Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

        Программа для 2а класса рассчитана на 34 часа в год,  1 ч в неделю.

                    Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе  общеобразовательной организации.

            Срок реализации настоящей программы по предмету «Мир природы и человека» - 1 учебный год.

            Соответствие Государственному образовательному стандарту:

    рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а  классе   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».

    Цель курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

    Задачи:

    •    уточнение и расширение имеющихся  у обучающихся, воспитанников представлений о живой и неживой природе;
    •    на основе наблюдений и простейших опытных действий расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
    •    формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, воспитание  бережного отношения к природе.

               Основные направления коррекционной работы:

    • развитие артикуляционной моторики;
    • развитие высших психических функций;
    • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
    • развитие речи, владение техникой речи;
    • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
    • совершенствование связной речи;
    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

     Основополагающие принципы. 

      В основу программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся,  воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2а класса положены следующие принципы:

    • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
    • развитие и коррекция высших психических функций.
    • Мотивация к учению.
    • Принцип научности и доступности обучения.
    • Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
    • Принцип наглядности.
    • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности  обучающихся, воспитанников.
    • Тематический принцип планирования учебного материала.

    2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.

    2.1 Методы.

    а) общепедагогические методы:

    -словесные – рассказ, объяснение, беседа;

    -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

    -практические – упражнения

    б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

    - задания по степени нарастающей трудности;

    - специальные коррекционные упражнения;

    - задания с опорой на несколько анализаторов;

    - включение в уроки современных реалий;

    - развёрнутая словесная оценка;

    - призы, поощрения.

    2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

    2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

    2.4 Базовые учебные действия

    Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

    Коммуникативные учебные действия 

    Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

    Регулятивные учебные действия:

    Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

    Познавательные учебные действия

    К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

    2.5 Общая характеристика курса

    Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся, воспитанников умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

    Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

    ― полисенсорности восприятия объектов;

     ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

    ― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

     ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

     ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

    Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

    Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

     Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

     Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.

    Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

    Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна.

     Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

     Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

    Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

    Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.

    Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.

     Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

    Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

    Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

    Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

     Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.         Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

    Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба. Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

    Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

     Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Правила поведения.

    Наша Родина - Россия. Наш город. Столица. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны.

    Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.         Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

    Экскурсий -4

    Практических работ - 3


    3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а  классе.

    Дата

    Тема урока

    Коррекционные задачи

    Тип урока

    Словарь

    Повторение

    Домашнее задание

    Оборудование

    1

    Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом и зимой.

    (стр. 4-12, часть 1)

    Коррекция мышления

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Сутки. Долгота дня

    Части суток: утро, день, вечер, ночь

    Стр. 9, 11, закончить предложения

    Иллюстрации стр. 4-12

    2

    Огород. Овощи.

    (стр. 21-25, часть 2)

    Развитие пространственного восприятия

    Комбинированный

    Корнеплод, клубень, ботва

    Названия овощей

    Стр. 23, отгадать загадки

    Картинки «Овощи»

    3

    Овощи в питании человека.

    (стр. 26, часть 2)

    Коррекция зрительной памяти

    Урок комплексного применения знаний и умений

    Редис,морковь

    Названия овощей

    Стр.26, рассказать об овощах

    Иллюстрации стр. 26, 27

    4

    Сад. Фрукты.

    (стр. 27-29, часть 2)

    Коррекция мышления

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Фруктовый сад

    Названия фруктов

    Стр. 29, отвечать на вопросы

    Картинки «Фрукты»

    5

    Фрукты в питании человека.

    (стр. 30, часть 2)

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    Яблоко, смородина, витамины

    Названия фруктов

    Стр. 30, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 30

    6

    Уход за растениями сада и огорода. Практическая работа.

    (стр. 31, часть 2)

    Коррекция слуховой памяти

    Комбинированный

    Удобрять почву

    Растения сада и огорода

    Стр. 31, отвечать на вопросы

    Картинки «Работа в саду и огороде»

    7

    Времена года. Осень.

    (стр. 13-17, часть 1 )

    Коррекция зрительного восприятия

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Похолодание,

    заморозки

    Осенние месяцы

     Стр.16, названия осенних месяцев

    Картинки «Осень»

    8

    Сезонные изменения в природе осенью. Экскурсия.

    Коррекция зрительного восприятия

    Экскурсия.

    Листопад

    Признаки осени

    Повторить названия осенних месяцев

    9

    Растения и животные осенью

    (стр.18-23, часть 1 )

    Коррекция мышления

    Комбинированный

    Сентябрь,  октябрь, ноябрь

    Названия растений и животных

    Стр. 22, отгадать загадку

    Иллюстрации стр. 18-23

    10

    Занятия людей осенью.

    (стр. 24-28, часть 1 )

    Коррекция слухового восприятия

    Комбинированный

    Гербарий

    Признаки осени

    Стр. 27, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 24-28

    11

    Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. Практическая работа.

    (стр. 60-64, часть 1 )

    Коррекция  памяти

    Комбинированный

    Вода текучая, термометр

    Использование воды человеком

    Стр. 60-62, свойства воды

    Иллюстрации стр. 60-64

    12

    Вода в природе. Значение воды.

    (стр. 65-70, часть 1 )

    Коррекция мышления

    Комбинированный

    Озеро, болото, пруд

    Температура воды

    Стр. 70, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 65-70

    13

    Времена года. Зима.

    (стр. 29-31, часть 1 )

    Коррекция непроизвольного внимания

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Снегопад

    Зимние месяцы

     Стр.30, названия зимних месяцев

    Картинки «Зима»

    14

    Растения и животные зимой

    (стр. 32-34, часть 1 )

    Коррекция зрительного восприятия

    Комбинированный

    Заяц

    Признаки зимы

    Стр. 34, отгадать загадки

    Иллюстрации стр. 32, 34

    15

    Сезонные изменения в природе зимой. Экскурсия.

    Коррекция внимания

    Экскурсия

    Снег, мороз

    Признаки зимы

    Повторить признаки зимы

    16

    Занятия людей зимой.

    (стр. 35-39, часть 1)

    Коррекция мышления

    Комбинированный

    Снегопады

    Зимние месяцы

    Стр. 37, отвечать на вопросы

    Картинки «Зима»

    17.

    Части растений

    (стр. 5-11, часть 2)

    Коррекция аналитико-синтетической деятельности

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Корень, стебель, хвоя

    Названия растений

    Стр. 11, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 5-11

    18

    Жизнь растений

    (стр. 12-17, часть 2)

    Коррекция зрительного  восприятия

    Комбинированный

    Полив

    Части растений

    Стр. 17, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 12-17

    19

    Комнатные растения

    (стр. 18-20, часть 2 )

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    Традесканция, кактус, алоэ

    Части растений

    Стр. 20, составить рассказ по рисункам

    Комнатные растения

    20

    Дикие и домашние животные.

    (стр. 32-33, часть 2 )

    Коррекция мышления

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Корова, медведь

    Названия животных

    Стр. 33, работа по рисункам

    Картинки «Животные»

    21

    Кошка и рысь. Породы кошек.

    (стр. 34-39, часть 2 )

    Коррекция  зрительного восприятия

    Комбинированный

    Рысь

    Дикие и домашние животные

    Стр. 39,  правила ухода за котенком

    Картинки «Кошки»

    22

    Собака и волк. Породы собак.

    (стр. 40-46, часть 2 )

    Коррекция восприятия

    Комбинированный

    Собака

    Дикие и домашние животные

    Стр. 46, отвечать на вопросы

    Картинки «Собаки»

    23

    Рыбы.

    (стр. 47-51, часть 2 )

    Коррекция внимания

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Жабры, плавники

    Где живут рыбы

    Стр. 46, части тела рыбы

    Иллюстрации стр. 47-51

    24

    Весна

    (стр. 40-43, часть 1 )

    Коррекция зрительного восприятия

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Март, апрель, май

    Весенние месяцы

    Стр. 43, отвечать на вопросы

    Картинки «Весна»

    25

    Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия.

    Коррекция слухового восприятия

    Экскурсия

    Капель

    Признаки весны

    Повторить признаки весны

    26

    Растения и животные весной

    (стр. 44-47, часть 1)

    Коррекция зрительного восприятия

    Комбинированный

    Мать-и-мачеха, черёмуха

    Признаки весны

    Стр. 47, составить рассказ о животном

    Иллюстрации стр. 44-47

    27

    Занятия людей весной. Практическая работа.

    (стр. 48-50, часть 1 )

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    трактор

    Растения и животные весной

    Стр. 50, отвечать на вопросы

    Иллюстрации стр. 48-50

    28

    Гигиена тела человека.

    (стр. 52-54, часть 2)

    Коррекция мышления

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Закаливание

    Растения и животные весной

    Стр.54, разучить комплекс упражнений.

    Иллюстрации стр. 52, 53

    29

    Органы пищеварения

    (стр.55-56, часть 2 )

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    Органы пищеварения

    Гигиена тела человека.

    Стр. 56, отвечать на вопросы

    Иллюстрация стр. 55

    30

    Питание человека

    (стр.57-66, часть 2 )

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    Аппетит

    Органы пищеварения

    Стр.66, работа по картинкам

    Иллюстрации стр. 57-66

    31

    Правила питания. Профилактика отравлений.

    (стр.67-70, часть 2 )

    Коррекция зрительной памяти

    Комбинированный

    Профилактика отравлений

    Питание человека

    Стр.67, запомнить правила питания

    Иллюстрации стр. 67-70

    32

    Лето. Растения и животные летом.

    (стр.51-56, часть 1 )

    Коррекция непроизвольного внимания

    Изучение нового материала и первичное закрепление

    Ливни, грозы

    Летние месяцы

    Стр. 54, работа по картинкам

    Иллюстрации стр. 51-56

    33

    Занятия людей летом.

    (стр. 57-59, часть 1)

    Коррекция внимания

    Комбинированный

    Водоём

    Растения и животные летом

    Стр. 58, запомнить правила поведения на водоёме

    Иллюстрации стр. 57-59

    34

    Экскурсия «Здравствуй, лето!»

    Коррекция мышления

    Экскурсия

    Каникулы

    Признаки лета


    4. Планируемые результаты освоения предмета во 2а классе.

       4.1 Характеристика класса

    Во 2а  классе 13 обучающихся, воспитанников. Из них 4 обучаются по СИПР на дому. 9 обучающихся, воспитанников узнают и называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; имеют представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; адекватно ведут себя в классе, в школе, на улице; знают части тела человека и правила ухода за руками.

    4.2 Планируемые результаты.

    Личностные результаты

    • ​ владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
    • ​ способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
    • ​ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    • ​ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
    • ​ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • ​ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    • ​ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • ​ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Предметные результаты освоения предмета «Мир природы и человека» во 2а классе.

    Достаточный уровень освоения предметных результатов

      Обучающиеся, воспитанники должны уметь:

    • Правильно называть изученные объекты и явления;
    • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
    • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
    • Различать диких и домашних животных, описывать их повадки, образ жизни;
    • Выполнять элементарные гигиенические правила;
    • Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

    Минимальный уровень освоения предметных результатов  

    Обучающиеся, воспитанники  должны уметь:

    • Правильно называть изученные объекты и явления;
    • Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
    • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
    • Различать диких и домашних животных;
    • Различать признаки времён года;
    • Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.

    Система оценки достижения планируемых результатов

    Во 2 классе в течение первого полугодия отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности. Оценки выставляются, начиная с 3 четверти.

    Нормы оценивания (2 класс)

    «5» ставится обучающемуся, воспитаннику если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

    «4» ставится, если обучающийся, воспитанник дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
    «3» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
    «2» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

    5.Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения во 2а классе.

    Технические средства:

    1.Ноутбук

    2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

    3. Проектор ACER

    4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

    Наглядные и дидактические материалы

    Наименование материала

    1.

    Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

    2.

    Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

    3.

    Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

    4.

    Набор карточек «Дикие кошки»

    5.

    Рассказы по картинкам «Родная природа»

    6.

    Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

    7.

    Набор карточек «Цветы»

    8.

    Набор карточек «Ягоды»

    9.

    Набор карточек «Птицы»

    10.

    Набор карточек «Домашние животные и птицы»

    11.

    Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

    12.

    Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

    13.

    Плакат «Времена года»

    14.

    Плакат «Домашние животные»

    15.

    Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

    16.

    Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

    17.

    Школьный словарик «Птицы России»

    18.

    Школьный словарик «Животные России»

    19.

    Школьный словарик «Растения России»

    Литература:

    1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования

    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

    2. Учебник для 2 класса «Мир природы и человека», авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова , издательство «Просвещение», 2018.

    Разработчик программы:

    Сидельникова Татьяна Борисовна,

    учитель начальных классов.                                            _________________

                                                                                                                         Подпись


    Учитель                        Сидельникова Татьяна Борисовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

         Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

    Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...