Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
    рабочая программа

    Аипова Рабия Мунировна

    Паспорт рабочей программы.

     

    Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Категория обучающихся: 1б класс

                                                    3бкласс .

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

     3б класс –68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                               3б класс- 2 часа в неделю

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

    Введение

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

    Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

    Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

    – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx31.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

    «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

    Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №_______от_______

    Руководитель____Мяннанова Г.А.

    Согласовано

    Заместитель директора по

    УВР филиала ОГКОУШ  №39

    __________Мозгова Ю.Е.

    Утверждена

    Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №___от____

    Директор_________Пономарева М.Н.

    Рабочая программа по учебному предмету

     «Окружающий природный мир»

    предметная область «Окружающий мир»

    для обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

    Вариант 2

    1б класс/

    3б класс

    Составитель программы:

    Аипова Р.М.

    Ульяновск 2018

    Содержание

    1.Паспорт рабочей программы

    2.Введение

    3.Пояснительная записка

    4.Планируемые предметные и личностные результаты

    5.Базовые учебные действия.

    6.Содержание рабочей программы

    7.Учебно-тематическое планирование

    8.Перечень материально-технического обеспечения

    9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

    10.Лист внесения изменений

    Паспорт рабочей программы.

    Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Категория обучающихся: 1б класс

                                                    3бкласс .

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

     3б класс –68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                               3б класс- 2 часа в неделю

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

    Введение

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

    Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

    Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

    – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

    Пояснительная записка.

    Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

    В программе выделяются следующие основные задачи:

    • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
    • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
    • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
    • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
    • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

     - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

    • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
    • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
    • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
    • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
    • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

    Планируемые личностные и предметные результаты

    Предметные результаты:

    - узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

    - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

    - использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

    - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

    - контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    - осознавать свою неразрывную связь с природой;

    - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

    - определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Учащиеся в процессе обучения усваивают:

    -названия растений (дерево, трава), части растений (ствол, лист);

    -значение растений в природе и жизни человека. Узнают (различают) деревья (дуб, клен, береза), ягоды (смородина, клюква), овощи (огурец, помидор, перец, картофель) по внешнему виду (вкусу, запаху); значение овощей в жизни человека;

    -особенности ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека;

    -представление о домашних животных и птицах (кошка, собака, корова, овца, лошадь, курица, петух, гусь,), строение домашнего (кошка, собака) и дикого (заяц) животного. Знают питание домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц;

    -знают (различают) насекомых (пчела, муха, божья коровка), способы передвижения насекомых, значение насекомых в жизни человека, в природе.

    - времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

    Личностные учебные действия

    - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

    - целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

    Базовые учебные действия

    Коммуникативные учебные действия:

    - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

    - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

    доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

    Регулятивные учебные действия:

    - пользоваться учебной мебелью по назначению;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

    Учебно-тематический план

    1б класс - 66 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (16 часов)

    1

    «Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

    2

    2

    Одежда и обувь человека осенью.

    2

    3

    Что нам Осень принесла? Овощи.

    2

    4

    Что нам Осень принесла? Фрукты.

    2

    5

    Явления природы. Дождь.

    2

    6

    Явления природы. Листопад.

    2

    7

    А кто такие птички? (домашние)

    2

    8

    А кто такие птички? (дикие)

    2

    2четверть (16 часов)

    1

    Занятия и труд людей осенью.

    2

    2

    Обобщающий урок «В гости к осени»

    2

    3

    «Здравствуй, Зимушка, Зима»

    2

    4

    Одежда и обувь человека зимой.

    2

    5

    Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

    2

    6

    Зимние забавы.

    2

    7

    Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

    2

    8

    Дикие животные. Заяц. Волк.

    2

    3 четверть (18 часов)

    1

    Лепим снеговика.

    2

    2

    Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

    2

    3

    Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

    2

    4

    Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

    2

    5

    Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

    2

    6

    Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

    2

    7

    Сравнение диких и домашних животных.

    2

    8

    Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

    2

    9

    Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

    2

    4 четверть (16 часов)

    1

    Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

    2

    2

     Экскурсия в природу.

    1

    3

    Одежда и обувь весной.

    2

    4

     Детские развлечения весной.

    2

    5

    Ведение календаря природы.

    2

    6

     Весенние работы в саду и на огороде.

    2

    7

    Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

    2

    8

    Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

    2

    Итого: 66 часов.

    Учебно-тематический план

    3 класс – комплект – 68 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (16 часов)

    1

    «Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

    2

    2

    Одежда и обувь человека осенью.

    2

    3

    Что нам Осень принесла? Овощи.

    2

    4

    Что нам Осень принесла? Фрукты.

    2

    5

    Явления природы. Дождь.

    2

    6

    Явления природы. Листопад.

    2

    7

    А кто такие птички? (домашние)

    2

    8

    А кто такие птички? (дикие)

    2

    2четверть (16 часов)

    1

    Занятия и труд людей осенью.

    2

    2

    Обобщающий урок «В гости к осени»

    2

    3

    «Здравствуй, Зимушка, Зима»

    2

    4

    Одежда и обувь человека зимой.

    2

    5

    Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

    2

    6

    Зимние забавы.

    2

    7

    Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

    2

    8

    Дикие животные. Заяц. Волк.

    2

    3 четверть (20 часов)

    1

    Лепим снеговика.

    2

    2

    Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

    2

    3

    Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

    2

    4

    Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

    2

    5

    Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

    3

    6

    Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

    3

    7

    Сравнение диких и домашних животных.

    2

    8

    Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

    2

    9

    Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

    2

    4 четверть (16 часов)

    1

    Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

    2

    2

     Экскурсия в природу.

    1

    3

    Одежда и обувь весной.

    2

    4

     Детские развлечения весной.

    2

    5

    Ведение календаря природы.

    2

    6

     Весенние работы в саду и на огороде.

    2

    7

    Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

    2

    8

    Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

    2

    9

    Экскурсия в природу для ознакомления с изученными растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

    1

    Итого: 68 часов.

    Перечень материально-технического обеспечения.

    Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

    - натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.

    - аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;

    - рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

    - обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.

    - технические и транспортные средства.

    - оборудование для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

    Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Цель:        

    1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

     2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

            

    Личностные результаты:

    Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

    Результаты:

    • 0 баллов - нет продвижения;
    • 1 балл – минимальное продвижение;
    • 2 балла – среднее продвижение;
    • 3 балла – значительное продвижение.

    Предметные результаты

    Бальная система оценки:

    • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
    • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
    •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
    • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
    • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
    • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

    Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

    В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

    Например:

    «выполняет действие самостоятельно»,

    «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

    «выполняет действие по образцу»,

    «выполняет действие с частичной физической помощью»,

    «выполняет действие со значительной физической помощью»,

    «действие не выполняет»;

     представление:

    «узнает объект»,

    «не всегда узнает объект» (ситуативно),

    «не узнает объект».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

         Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

    Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

    Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

    Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

    Методические рекомендации к урокам. 1-4 классы. ОВЗ. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

    Методические  рекомендации  к урокам.1-4 классы.  ОВЗ.  Обучающихся  с умственнной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) (Вариант 1)....

    АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

    Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...