Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы.

 

Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3бкласс .

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

 3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                           3б класс- 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Окружающий природный мир»

предметная область «Окружающий мир»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1б класс/

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3бкласс .

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

 3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                           3б класс- 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Пояснительная записка.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Планируемые личностные и предметные результаты

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осознавать свою неразрывную связь с природой;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся в процессе обучения усваивают:

-названия растений (дерево, трава), части растений (ствол, лист);

-значение растений в природе и жизни человека. Узнают (различают) деревья (дуб, клен, береза), ягоды (смородина, клюква), овощи (огурец, помидор, перец, картофель) по внешнему виду (вкусу, запаху); значение овощей в жизни человека;

-особенности ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека;

-представление о домашних животных и птицах (кошка, собака, корова, овца, лошадь, курица, петух, гусь,), строение домашнего (кошка, собака) и дикого (заяц) животного. Знают питание домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц;

-знают (различают) насекомых (пчела, муха, божья коровка), способы передвижения насекомых, значение насекомых в жизни человека, в природе.

- времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Личностные учебные действия

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия:

- пользоваться учебной мебелью по назначению;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

Учебно-тематический план

1б класс - 66 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

«Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

2

2

Одежда и обувь человека осенью.

2

3

Что нам Осень принесла? Овощи.

2

4

Что нам Осень принесла? Фрукты.

2

5

Явления природы. Дождь.

2

6

Явления природы. Листопад.

2

7

А кто такие птички? (домашние)

2

8

А кто такие птички? (дикие)

2

2четверть (16 часов)

1

Занятия и труд людей осенью.

2

2

Обобщающий урок «В гости к осени»

2

3

«Здравствуй, Зимушка, Зима»

2

4

Одежда и обувь человека зимой.

2

5

Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

2

6

Зимние забавы.

2

7

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

8

Дикие животные. Заяц. Волк.

2

3 четверть (18 часов)

1

Лепим снеговика.

2

2

Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

2

3

Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

4

Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

5

Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

2

6

Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

2

7

Сравнение диких и домашних животных.

2

8

Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

2

9

Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

2

4 четверть (16 часов)

1

Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

2

2

 Экскурсия в природу.

1

3

Одежда и обувь весной.

2

4

 Детские развлечения весной.

2

5

Ведение календаря природы.

2

6

 Весенние работы в саду и на огороде.

2

7

Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

2

8

Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

2

Итого: 66 часов.

Учебно-тематический план

3 класс – комплект – 68 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

«Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

2

2

Одежда и обувь человека осенью.

2

3

Что нам Осень принесла? Овощи.

2

4

Что нам Осень принесла? Фрукты.

2

5

Явления природы. Дождь.

2

6

Явления природы. Листопад.

2

7

А кто такие птички? (домашние)

2

8

А кто такие птички? (дикие)

2

2четверть (16 часов)

1

Занятия и труд людей осенью.

2

2

Обобщающий урок «В гости к осени»

2

3

«Здравствуй, Зимушка, Зима»

2

4

Одежда и обувь человека зимой.

2

5

Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

2

6

Зимние забавы.

2

7

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

8

Дикие животные. Заяц. Волк.

2

3 четверть (20 часов)

1

Лепим снеговика.

2

2

Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

2

3

Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

4

Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

5

Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

3

6

Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

3

7

Сравнение диких и домашних животных.

2

8

Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

2

9

Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

2

4 четверть (16 часов)

1

Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

2

2

 Экскурсия в природу.

1

3

Одежда и обувь весной.

2

4

 Детские развлечения весной.

2

5

Ведение календаря природы.

2

6

 Весенние работы в саду и на огороде.

2

7

Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

2

8

Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

2

9

Экскурсия в природу для ознакомления с изученными растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

1

Итого: 68 часов.

Перечень материально-технического обеспечения.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.

- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;

- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.

- технические и транспортные средства.

- оборудование для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 1 класс

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности...