Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа по предмету Окружающий социальный мир для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: 1 б класс

                                             3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1 б класс – 33 часа.

                                             3 б класс– 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков:  1б класс – 1 час в неделю.

                           3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль.

 

Введение.

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».

Цель – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор______ПономареваМ.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Окружающий социальный мир»

предметная область «Окружающий мир»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1 б класс/

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа по предмету Окружающий социальный мир для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: 1 б класс

                                             3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1 б класс – 33 часа.

                                             3 б класс– 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков:  1б класс – 1 час в неделю.

                           3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль.

Введение.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».

Цель – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития умственно отсталые дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Планируемые личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров-эталонов о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рукав-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Содержание рабочей программы.

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса.

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение)частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный).

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка,). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, чайник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).

Пр

         Предметы быта.

Узнавание (различение)электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, электрический чайник). Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, школьная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, чайник, нож). Знание назначение предметов посуды. Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (зеркало, штора, скатерть,). Знание назначения предметов интерьера.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок,) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение)мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса), требующих обработки (приготовления): сосиски. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение)кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы, улицы (проспекты, переулки). Службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская), магазин.

Транспорт.

Узнавание (различение)наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля, Знание школьных традиций.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем, название города.

Учебно-тематическое планирование

1б класс – 33 часа

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (8 часов)

1

«Здравствуй школа!»  Мой класс.

1

2

Я – ученик. Моя парта.

1

3

Девочки и мальчики.

2

4

Школьные принадлежности

2

5

Бумага

1

6

Свойства бумаги

1

2 четверть (8 часов)

1

Игрушки (мяч)

1

2

Игрушки (кукла)

1

3

Игрушки (машинка)

1

4

Игрушки (кубики)

1

5

Мой дом (квартира)

1

6

Части дома

1

7

Комнаты

2

3 четверть (9 часов)

1

Мебель. Виды мебели (кухонная, спальная и др.).

1

2

Посуда. Назначение посуды.

1

3

Часы (наручные, настенные),

1

4

Электробытовые приборы. Назначение электроприборов.

5

Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, кофе) по внешнему виду, на вкус. Упаковки с напитком.

1

6

Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус.

1

7

Мясные продукты готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Продукты требующие обработки (приготовления) (сосиска, сарделька, котлета). Правила хранения мясных продуктов.

1

8

Мука и мучные изделия, готовые к употреблению.

1

9

Бумага. Свойства бумаги. Предметы, изготовленные из бумаги человеком.

2

4 четверть (8 часов)

1

Дерево. Свойство дерева. Предметы, изготовленные из дерева.

2

2

Инструменты, с помощью которых работают с деревом (пила, молоток, топор).

2

3

Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

1

4

Правила поведения в общественном транспорте

1

5

Школьные традиции.

1

6

Государство, в котором мы живем. Наш город.

1

Итого:                                                                          33 часа

Учебно-тематическое планирование

3б класс –68 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

«Здравствуй школа!»  Мой класс.

2

2

Я – ученик. Моя парта.

2

3

Девочки и мальчики.

2

4

Школьные принадлежности

2

5

Бумага

2

6

Свойства бумаги

2

2 четверть (16 часов)

1

Игрушки (мяч)

2

2

Игрушки (кукла)

2

3

Игрушки (машинка)

2

4

Игрушки (кубики)

2

5

Мой дом (квартира)

2

6

Части дома

2

7

Комнаты

2

8

Предметы посуды. Назначение и использование.

2

3 четверть (20 часов)

1

Мебель. Виды мебели (кухонная, спальная и др.).

2

2

Посуда. Назначение посуды.

2

3

Часы (наручные, настенные),

2

4

Электробытовые приборы. Назначение электроприборов.

5

Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, кофе) по внешнему виду, на вкус. Упаковки с напитком.

3

6

Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус.

2

7

Мясные продукты готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Продукты требующие обработки (приготовления) (сосиска, сарделька, котлета). Правила хранения мясных продуктов.

2

8

Мука и мучные изделия, готовые к употреблению.

2

9

Бумага. Свойства бумаги. Предметы, изготовленные из бумаги человеком.

3

4 четверть (16 часов)

1

Дерево. Свойство дерева. Предметы, изготовленные из дерева.

2

2

Инструменты, с помощью которых работают с деревом (пила, молоток, топор).

2

3

Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

3

4

Правила поведения в общественном транспорте

3

5

Школьные традиции.

3

6

Государство, в котором мы живем. Наш город.

3

Итого:                                                                          68 часов

Перечень материально-технического обеспечения

 Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются:

 -компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

 -компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки;

- дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессии», «Пазлы – профессии», «Транспорт»;  

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

-  детские наборы «Больница», «Магазин»;  

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 1 класс

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности...