Этика и ее значение в жизни человека. Тема урока: «Совесть».
план-конспект урока (4 класс)

Курнухина Алла Николаевна

Тип урока: изучение нового.

Цель:  Познакомить учащихся с понятиями  «совесть», «стыд», чем различаются эти понятия, почему  совесть – наш внутренний судья, регулятор нравственности.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • создать условия для развития умения высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no692_orkise_sovest.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ГБОУ СОШ №692 Калининского района Санкт-Петербурга  Курнухина Алла Николаевна

Урок 22  по курсу ОРКиСЭ по модулю

«Основы светской этики» в 4 классе.

Этика и ее значение в жизни человека.  Тема урока: «Совесть».

Тип урока: изучение нового.

Цель:  Познакомить учащихся с понятиями  «совесть», «стыд», чем различаются эти понятия, почему  совесть – наш внутренний судья, регулятор нравственности.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • создать условия для развития умения высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты: после проведённого урока

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Чтобы дети научились анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

•Дети смогут понять, что значит «вести диалог со своей совестью».

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Учебные материалы: С.И. Ожегов – «Толковый словарь», В.И. Даль – «Толковый словарь».

Ход урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Орг. момент

Учащиеся перечисляют главные жизненные ценности.  Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

1.Актуализация опорных знаний. Начинаем урок светской этики.

-На предыдущих уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.

- Представим себе, что у нас есть всё из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Всё для человека. И тогда возникают вопросы,  каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

ІІ. Актуализация знаний.

Работа в группах.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные      (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске.

Читают качества, которые посчитали главными, анализируют, сравнивают, находят совпадения.

Однажды предрассветною порой                                                                            ТРИ  мудреца склонились надо мной,                                                                       И я спросила их, поднявши веки:                                                                            - Что главное, скажите в человеке?                                                                                                    - Конечно, разум - первый мне ответил.                       (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)                                                                                        С ним каждый путь и правилен и светел.                                             - Благодарю, что просветил меня.                                                                Я поклонилась, голову склоня.                                                                                              Второй ответил:  - Воля на пути,                                         (прикрепляю карточку)                                                                              Который нужно с гордостью пройти,                                                 Чтобы достойно подойти к концу.                                                          Я поклонилась в пояс мудрецу.                                                          Да нет, не то, заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…  

                                                                                               

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.

 Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!                             (прикрепляю карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.


Учитель читает стихотворение.

Что такое разум?  Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Что такое воля?   Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением. 

Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ  сравниваем с ответом мудреца.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы

(Совесть).

Читают эпиграф. Отвечают на вопросы.

- Назовите тему урока.

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Прочитайте эпиграф урока.

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

Карточки с вопросами вывешиваем на доску.

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Ребята работают в паре. Выполняют задание.

(Совестливый, добросовестный)

(По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

(Со стыдом).

                                                                         

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

(стыдливый, постыдный, стыдливость)        

(позор, сопереживание)

(стыдливый, постыдный, стыдливость)        

Работают в паре. Составляют таблицу.

Совесть

Стыд

(Дети предлагают свои варианты).

Работают в группах с притчами. Выступают по плану.

(Ответы детей).

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.)

Выполняют замену.

(Удовлетворенность и неудовлетворенность).

(Когда человек совершает хороший поступок).

Мысленно отвечают на вопросы.

Работают с таблицей. Отвечают на вопросы.

1.Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Возникает следующая запись:

Совесть-это

Б) Работа со словарем.

1.Обратимся к словарю  В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».  

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.    

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.  весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступкиесть - совесть - это то, что есть у всех; свет  совесть - это свет внутри нас и т. д.

  1. Подберите однокоренные слова.

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

2. Работа с афоризмом. Понятия совесть и стыд.

Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит.  

Что он писал о совести?

С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит

Б) Работа с толковым словарем Даля.

Найдите  значение слова стыд.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)        

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

В) Составление таблицы. Работа в паре.

Совесть

Стыд

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Г) Беседа. Работа с притчами.

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?       ( Чему она вас научила?)

Е) Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

Ж) Игра «Найди пару». Работа в паре.

-        Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить:

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести).

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста?

- Сразу ли человек рождается совестливым?

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

Ответьте на главный вопрос урока.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный)
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

VІ. Рефлексия.

1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».

2. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

       Было трудно…

Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

   

VІІ. Итог занятия.

Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке.          И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. И в  заключение нашего урока я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой  «Совесть».

   

VІІІ. Домашнее задание (вариативное).

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект? Выбери одно из предложенных или придумай свой.

  1. Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».

2.    Композиция «Народные пословицы и поговорки о совести и стыде».

3.  Сочинить сказку на тему «Совесть пропала

Афоризмы:

 Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.                

Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Узнать, есть ли у тебя совесть можно по чувству   стыда. Иногда говорят, что стыд – это платье совести. Стыдно бывает такому человеку, который способен соотносить своё поведение с тем,  какие чувства оно может вызвать  у  другого. Тот, кто «ведает», каково  другому от его действий, тот ведёт себя так, чтобы не причинять зла другому

Пословицы..

•        В ком стыд, в том и совесть.

•        Есть стыд, есть и совесть.

•        Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

Совесть рождается и развивается  у человека в совместной деятельности с другими людьми. Вести разговор с людьми, выслушивать их, анализировать свои поступки: не причиняет ли он другому боль, - это второй  шаг в развитии совести. Читать художественную литературу, смотреть хорошие фильмы о человеческих отношениях, рассматривать работы художников, размышлять над сюжетами художественных произведений, осмысливать чувства персонажей – это третий  шаг в развитии совести.

Самопроверка

Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                                    Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                   Яна Кузовлева

Приложение.

1 группа.

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

2 группа

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

3 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Светская этика. Тема урока "Совесть"

На уроке светской этики, ставила целью помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть». А также планиру...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...