Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Герман Светлана Александровна

 

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека».

Цель: обобщить знания учащихся о значении культурных растений в жизни человека.

  1. расширить знания детей о полях, где человек выращивает культурные растения, о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  2. сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,
  3. получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
  4. развивать речь, память, внимание.
  5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба,способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Ход занятия:

  1. Вхождение в урок.

Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости, вы должны показать свою воспитанность, дружбу, а самое главное знания, чтобы понравиться нашим гостям.

-Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое поле? (Обширное пространство, где человек выращивает культурные растения).

(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

Слайд.

-Какие растения выращивают на полях?

- Как их можно назвать одним словом? (злаки, зерновые).

II. Выведение темы и цели занятия.

-Загадаю вам о злаках., что в полях у нас растут, из крупы их варят каши, из муки блины пекут.

Первая загадка.

Слайд.

-Что получают из овса?

Слайд.

-Следующая загадка.

 Слайд.

-Что получают из пшеницы?

-Загадка. Слайд.

- Из ржи пекут чёрный хлеб, делают бумагу и картон. Солома- подстилка для скота.

 Слайд.

- И сегодня, ребята, тема нашего урока « Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека». 

. Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.

В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сойки, куличи, пироги с разной начинкой.

 Слайд.

Ещё с осени, задолго до весны хлеборобы- люди, которые выращивают хлеб, начинают готовиться к тому, чтобы получить осенью большой урожай хлеба.

 Слайды.

Без каравая не обходиться и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песню «Каравай», которую вы хорошо знаете, Давайте эту песню исполним для наших именниников, у которых скоро будет день рожденье.

           Физкультминутка.

              Исполнение песни «Каравай».

Рассказ учителя.

1941 г. На Россию напали враги. 8 сентября в 1941 году над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. Хлеба, а неработающие (служащие, иждевенцы, дети) – по 125г. Хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

Александра

Мяли танки тёплые хлеба
И горела, как свеча, изба
Шли деревни. Не забыть вовек.
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог,
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет
Дерево и то стреляло вслед.

Николай

Чёрный хлеб.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок
- Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Он кислый был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом
Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным.
Он резал грубо, властно, без затей
Горелой коркой, как в угле древесной
Испачкавшись почти что до локтей.
На нем рубаха взмокла холстяная
Он был велик в восторге трудовом
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!

В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец.Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города.

В дыму Ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Находили все способы, чтобы накормить людей. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Тресли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.

2 Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец… Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался.

В квартире – ложился спать и засыпал навеки.

Нередко жизнь обрывалась у станка.

Сотни тысяч жителей города погибли от холода, голода, воздушных налётов и обстрелов. Более четырёхсот тысяч их похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Даже в самые трудные дни ленинградцы верили в победу. Поэт Вадим Шефнер так и назвал своё стихотворение, написаное в Ленинграде, - “Верим в победу!”

Настя

Против нас полки сосредоточив
Враг напал на мирную страну,
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны.

И в любом кусочке хлеба

Нам нужно чувствовать всегда,

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Вы теперь, ребята, знаете, что хлеб, который мы едим, добыт великим трудом многих-многих людей.

А то, что добыто трудом- это богатство.

Хлеб- наше богатство.

И мы должны его беречь!.

  Послушайте рассказ «Прости меня, хлеб!» О Глинская.

 Чтение рассказа.

В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.

 Слайд.

.- Как нужно относиться к хлебу?

- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

 Слайд.

Ученица: 

Каравай земли и неба

На твоём столе -

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный

Хлебный колосок!

-Итог урока.

- О каких злаках мы сегодня говорили?

–Что нового узнали на уроках?

-Для чего человек выращивает культурные растения?

-Расскажите, как люди ухаживают за растениями поля?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Урок по учебному предмету "Окружающий мир" во втором классе "Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека"

Цель урока: Создать условие для формирования предствавления представлений об особенностях и отличительных признаках домашнихи диких  животных.Задачи:образовательные: создать условия для расширени...

Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по УМК Н. Ф. Виноградовой "Школа 21 века"...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...

Конспект урока на тему «Органы растения и их значение для его жизни»

2 класс конспект урока по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века....

Этика и ее значение в жизни человека. Тема урока: «Совесть».

Тип урока: изучение нового.Цель:  Познакомить учащихся с понятиями  «совесть», «стыд», чем различаются эти понятия, почему  совесть – наш внутренний судья,...