План -конспект урока окружающего мира в 1 классе к УМК "Школа России" по теме "ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Светлана Алексеевна Кулакова

В конспекте урока обозначаются деятельность учителя и деятельность учащихся во время открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mira_.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира  

1 класс

Тема урока: Что у нас под ногами?

Тип урока: изучение нового материала

Учебник: А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. (Часть1, Москва «Просвещение» 2021)

 Цель: Научить различать камни: гранит, кремень, известняк.

Формирование УУД:

  1. Предметные – научить группировать камешки по разным признакам.

  1. Личностные - сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

3.    Познавательные –активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Коммуникативные – учить работать в паре.  

  1. Регулятивные - учить осуществлять проверку и самопроверку.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, атлас-определитель «От земли до неба», рабочая тетрадь, камешки, образцы гранита, известняка, кремня (у учителя), лупа,  образец гранита, известняка (на каждой парте), полоски красного, синего, зелёного цветов (на каждой парте), полоски с кружками (у каждого ученика), картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки (на доске).

       

                                                           

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

-Сегодня на урок к нам снова пришли Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.  Они рады встрече с вами.

  1. Актуализация знаний.

-Мудрая Черепаха  принесла на урок задания.

- Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

-Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Покажите карточку с нужной цифрой.

-Молодцы! Что вы запомнили об этом созвездии?

- Послушайте еще загадки от Мудрой Черепахи.

          Рассыпалось ночью зерно,

          Глянули утром- нет ничего.

          В голубой станице

          Девица круглолица.

          Ночью ей не спится-

          В зеркальце глядится.

          Без него плачемся,

           А как оно появится -

          От него прячемся.

-Что объединяет все отгадки?

  1. Мотивация учебной деятельности.

- На прошлом уроке вместе с Муравьем и с Черепахой узнали о том, что у нас над головой. Сегодня  Муравей Вопросик задаёт нам  новый  вопрос.

(Слайд 1)

-Сегодня  на уроке мы научимся сортировать камешки по группам, узнаем,  какие бывают камни.

4.  Работа по теме урока.

- Сейчас вы будете работать в паре.

-Рассмотрите камни в ваших коллекциях.  

-Одинаковые у вас камешки, или они отличаются друг от друга?

-Молодцы! (Слайд 2)

-Как можно распределить камешки  на группы, в соответствии с их размером?

-У вас на партах лежат три полоски. На каждую полоску вы должны будете положить по 2 камешка.

- На синюю полоску положите  камешки разных размеров.

-Какого цвета собранные вами камешки?

-На  зелёную полоску положите  два  камешка разного цвета.

- Какой формы бывают камешки?

- На красную полоску положите два камешка разной формы.

  - Как мы разложили камешки?

 

  1. Физкультминутка.

  1. Практическая работа – знакомство с кремнием, гранитом, известняком.

- Вспомните, что вы видели во время прогулки под ногами?

  -Правильно. Уже первобытные люди использовали их. Как?

- Однажды древний человек нашёл два одинаковых камня и стал стучать ими друг о друга. Что он заметил?

-Правильно. Камень, из которого можно высекать искры, называется кремень. (Слайд 3)

- В атласе-определителе можно найти информацию о кремне. (Учитель показывает атлас и зачитывает информацию о кремне на с .9)

- У вас на партах лежат два образца горных пород.

-Первая горная порода - гранит.

(Слайд 5)

-- Найдите и рассмотрите образец гранита. ( Дети работают в парах)

-Гранит переводится как –зернистый. Почему его так назвали?  Давайте рассмотрим образец. Что видите?

-В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда.(Слайд 6)

-Мелкие зерна похожие на стекло- это кварц.( Слайд 7)

-Розовая или серая часть- полевой шпат. (Слайд 8)

- Цвет гранита зависит от шпата- серый или красный.

- Назовите составные части гранита.

- Молодцы.

- Как думаете, где люди применяют гранит?

-Правильно. А почему?

.

-Правильно. (Слайд 9)

-С древних времён гранит считался символом могущества. Гранитом отделывали мосты, тротуары, набережные.

 

-Следующая горная порода –известняк

-Рассмотрите образец. Какого он цвета?

-Возьмите образец в руки и подержите. Что вы заметили?

-С давних пор люди использовали этот камень. Существует выражение «Москва белокаменная».Многие здания в старой Москве были построены из известняка..(Слайд 10)

- Известняк состоит из раковин морских животных. В школе мы каждый день пользуемся одной разновидностью известняка. Как думаете, что это?

-Правильно. Что помогло догадаться?

-Видоизмененный известняк – это мрамор. (Слайд 11)

- Из чего состоит известняк?

7. Работа с учебником.

-Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите   рисунки  и обсудите в паре , что изображено на них.

- Послушайте информацию, определите к какой картинке  она относится. Покажите   карточкой номер рисунка.

- Гранит очень прочен и его часто используют в строительстве.

- Из кремня можно высекать искры.

-Известняк состоит из раковин морских животных.

8.  Физкультминутка

Если я называю предмет, который может находиться у нас над головой, то вы хлопаете в ладоши над головой, если этот предмет находится под ногами, то вы приседаете.

- Солнце, луна, гранит, песок, звезды, камешки, созвездия …..

9. Работа в тетради.

- Откройте тетради на с. 11.,приготовьте конверты с картинками.( Картинки из Приложения вырезаны заранее  дома)

-Что видите на картинках?

-Прочитайте  в задании 2 названия камней.

-Наклейте картинки к соответствующим записям.

-Проверьте себя.

-  Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них  камни, с которыми познакомились сегодня на уроке?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Мудрая Черепаха просит ответить на ее вопросы.. У каждого на парте лежат полоски с кружками. Приготовьте красный, синий, зелёный карандаши. Если вы согласны с утверждением, закрашиваете кружок зелёным цветом, если не согласны- красным. Если не знаете ответ на вопрос, то закрашиваете кружок синим цветом.

( На доске –таблица)

Да- O

Нет- O

Не знаю - O

- Закрашиваем кружки по порядку слева направо.

1. Из известняка можно высекать искры.

2. Гранит прочный и его используют в строительстве.

3. Известняк состоит из раковин морских животных.

4. По цвету известняк темнее, чем гранит.

5. Эта горная порода гранит ( показ гранита)

 - Проверьте себя. ( Слайд)

- Встаньте те, у кого все правильно.

-Молодцы!

10.Итог урока.

 -Как мы можем ответить на вопрос Муравья Вопросика « Что у нас  под ногами?»

- С какими горными породами познакомились?

- Спасибо за работу.  Наши друзья довольны вашей работой и ждут  следующей встречи.

 На доске портреты героев.

Учитель вынимает конверт из портфеля Черепахи.

-Созвездие Большая медведица.

Дети показывают цифру 2.

-В этом созвездии семь звёзд.

-Эти звёзды образуют фигуру-ковш.

-Звёзды.

-Луна

-Солнце.

-Всё это у нас над головой.

У детей на партах лежат коллекции камешков, собранные во время прогулки. Дети рассматривают камешки

-Они разные по  форме.

-Они разные по цвету.

-Камешки  разные по размеру.

_ Камешки есть большие, средние, маленькие.  

Дети   работают в парах.

Учитель во время выполнения работы проверяет работу групп, спрашивает, почему ученики сделали такой выбор. Дети обосновывают свой ответ.

-Они белые, чёрные, красные, серые.

- Круглые и овальные.

- Плоские и с углами.

-Разложили по форме, цвету, размеру.

 

-Камни.

-Древние люди делали оружие.

- Они изготавливали орудия труда.

- Делали украшения из камней.

Он заметил искры.

- Камень блестит.

-Он разноцветный.

-Кварц, полевой шпат, слюда.

-В строительстве.

-Гранит прочный

-Он белый.

-Руки стали белыми.

- Это мел.

-Когда держали известняк в руках, то руки стали белыми, так же, когда пишем мелом на доске.

-Известняк состоит из раковин морских животных

Учитель зачитывает информацию со с. 21, дети показывают номер рисунка

Дети показывают карточку с цифрой 2.

Дети показывают карточку 1.

Карточка с цифрой 3.

Учитель называет объекты, дети выполняют движения, определяются самые внимательные.

-Камни.

-Гранит, кремень, известняк.

Дети выполняют работы, советуясь в группе.

Учитель демонстрирует картинки камней с названием.

Дети определяют гранит.

-У нас под ногами камни.

-Гранит, кремень, известняк.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока окружающего мира 2 класс "Красная книга"

План урока окружающего мира по теме " Красная книга Республики Марий Эл" для 2 класса...

учебный план по окружающему миру, 2 класс

УМК "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс.

Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс....

календарный план по окружающему миру 3 класс

календарный план по окружающему миру 3 класс...

Поурочные планы по окружающему миру 2 класс

Подробные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса с УУД, ориентированные на работу по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»:Ÿ Федотова О. Н., Трафимова Г. ...

Учебно-тематический план по окружающему миру 3 класс УМК Гармония

Учебно-тематический план составлен в соответствии с ФГОС из расчета 2 часа в неделю....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...