План урока окружающего мира 2 класс "Красная книга"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Веселова Ирина Михайловна

План урока окружающего мира по теме " Красная книга Республики Марий Эл" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga_respubliki_mariy_el.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Красная книга.  

Цель:     формирование бережного отношения к природе

Задачи: 1.Знакомить обучающихся с Красной книгой;

              2.Расширять и углублять знания о животных и растениях, встречающихся в нашей      местности;

              3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

 а) личностные: умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;

б) познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию

в) регулятивные:  умение сравнивать свой результат с эталоном;  способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

г) коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах

Предметные умения: Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные-дикорастущие растения.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Метапредметные умения:

               Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР « Красная книга», Выставка книг, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

И, конечно, ровно в срок

Начинается  урок.

2. Актуализация знаний, постановка проблемы Введение в тему.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хочу попросить вас вспомнить, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? ( о животных живого уголка)

- Да, за животными домашними и комнатными растениями мы будем учиться ухаживать и в дальнейшем.

           Животные и растения окружают нас не только дома. Большая их часть живет в дикой природе, где мы не всегда можем заботиться о них. Давайте вспомним, какие 3 царства составляют живую природу?

          Как вы думаете, должны ли мы заботиться о них в условиях дикой природы?

Давайте послушаем стихотворение.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете не останемся и мы.

-Согласны ли вы с этим? Почему?

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к.. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.

      Ребята, кто знает, что это за книга?

3. Сообщение темы и цели урока.

 Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный.

4. Изучение материала.

    -Как вы думаете, что символизирует красный цвет? ( Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

    - Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

   В этой книге перечислены животные и растения, которые  могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.                                                                                                                      

Знакомство с животными и растениями Красной книги.

Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике на стр.88-91..

    -Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.

Учитель показывает слайды, картинки.

1. Венерин башмачок.

2. Лотос – ( Юля Умовистова)

3.Женьшень.

4. Дровосек реликтовый.

5.Белый журавль ( стерх).

6.Зубр.

Дополнение учителя:  В начале века практически истребили таких огромных животных, как  зубры.  Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло много лет.

7. Пауки – (Лев Черный)

      Полосатая гиена – очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придется, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.

      Амурский тигр - сохранился только в густой дальневосточнойтайге, где охотится на кабанов и оленей.

      Курильский тюлень -  обитатель далеких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.

      Куланы – стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.

      Пятнистый олень -  раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.

      Джейраны -  обитают в пустынях Средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас эту красивую антилопу разводят в специальных питомниках.

     Кроме крупных животных, в Красную книгу занесены и птицы:

     -Почему некоторых животных остается очень мало на земле или они совсем исчезают?

      Как вы думаете?

 

   Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

   Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть еще причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.

   Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Люди – деревья

Как вы думаете, есть ли в нашей республике животные и растения, которые нужно охранять.

Знакомство с Красной книгой Республики Марий Эл. (с показом слайдов).

Кабаны и лоси – ( Илюша Павлов)

Обобщение.

А теперь давайте проверим, что же мы сегодня запомнили. Выполним задания 1,2 на с.60

Задание 4 с.61         - выполняем в парах. Расставьте, пожалуйста, пункты от 1 до 6.

План описания растения или животного.

1. Название.

2. Родина.

3. Внешний вид. Описание.

4. Условия произрастания или проживания.

5. Польза.

6. Охрана.

Задание 5. С.61

Какие растения и животные занесены в Красную книгу Республики Марий Эл?

          - Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных      – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?   ( - Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.).

Рефлексия

А сейчас проверим, как внимательны мы были сегодня на уроке. Разделимся на группы по рядам. Ваша задача  - узнать по признакам редкое растение или животное.

Вопрос 1 команде: Копытное животное, родственник коровы. Живет в лесах. ( Зубр).

*Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (женьшень)

2 команде: Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. ( Венерин башмачок).

*Журавль с белым оперением. ( стерх)

3 команде: Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)

*Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге.

Объяснение домашнего задания – сообщение о редком растении или животном республики.

Итог урока

 Наш урок завершается. Я прошу продолжить следующие предложения и подвести результаты на ваших смайликах. Если Всё получалось, то улыбаемся. Если не очень – губки ровно или вниз. Итак, завершаем предложения.

1 Сегодня на уроке я узнал…

2. Я понял…

3. Мне понравилось…

4. Теперь я умею…

5. Мне захотелось….

6. Предлагаю….

7. Я рекомендую…

8. Мне было сложно…

9. Мне нужна помощь…

10. Желаю…

Благодарю всех за урок. Желаю удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Красная книга России"

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга России" по программе "Перспективная начальная школа"....

Урок окружающего мира "Красная книга России. Правила поведения в природе", 3 класс

Урок знакомит учащихся с Красной книгой России и Кубани. Учащиеся самостоятельно создают правила поведения в природе....

Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга Волгоградской области"

Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга Волгоградской области" поможет педагогу познакомить обучающихся начальной школы с редкими и исчезающими видами растений и животных Вогоградского рег...

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира"Красная книга России"

Цель : познакомить со структурой построения Красной книги России...

Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга"

Данная презентация поможет в проведении урока окружающего мира....

Презентация к уроку окружающего мира " Красная книга" (Школа России. 2 класс)

Данная презентация поможет  на уроке окружающего мира....