Конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Растениеводство, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Растениеводство, 3 класс30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Ход учебного занятия

  1. Организационное начало

– Улыбнулись друг другу.

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы познакомились  с темой «Полезные ископаемые»

- Что  такое полезные ископаемые?

(Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве)

- Для чего их добывают? ( Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы)

- Назовите способы добычи полезных ископаемых.

- Приведите примеры полезных ископаемых.

Работа на интерактивной доске

-Распределим полезные ископаемые по группам.

3. Я вам предлагаю выполнить мини - тест по теме: « Полезные ископаемые» (самопроверка)
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи
б) геологи
в) строители
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а)песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды
б) каменный уголь, природный газ
в) графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото

4. Введение в тему.

- Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке?

Дышит, растет,

А ходить не умеет.(растение)

- Как вы думаете давно появились растения? ( очень давно)

- Вспомним, какие ярусы растений вы знаете? (Мы знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы.)

-  А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

5. Актуализация знаний.

Вспомним начало сказки. Посадил дед репку. Росла - росла репка и выросла большая- пребольшая, что дед не смог ее вытащить.

Так начинается русская народная сказка « Репка».

- Как смогла вырасти такая репка? (ответ детей)

Мы знаем, что все что растет и  питается. Репку, что дед булками и пирожными кормил? ( Нет. Дед ухаживал за репкой: готовил почву, поливал, пропалывал грядку).Для растений нужны свет, вода)

- А как называются растения, за которыми ухаживает человек, выращивает их? (культурными)

- А какие культурные растения вы знаете?

- А знаете ли вы, что когда-то на земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.

- Если перенестись на много веков назад, то мы не найдем ни одного культурного растения. Как же они появились?

- Назовите, основное занятие наших первобытных предков (Охота и собирательство)

- Успех охоты и собирательства зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит все деревья со съедобными плодами, то засуха уничтожит траву, которая давала людям корешки и зерна. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал.

- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?

- Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.

- Итак, мы вели с вами разговор о растениях, а если я образую из этих двух слов новое слово. Что же у меня получится? (растениеводство)

6. Постановка целей и тема урока.

-Кто может назвать тему нашего урока?(РАСТЕНИЕВОДСТВО)

-Какую цель  мы поставим перед собой?

-Кто из вас знает, что такое растениеводство?
- Найдём и прочитаем в учебнике.

-Вспомните и назовите отрасли экономики?(с/х, промышленная, строительная, транспортная, торговля)

 - Как вы думаете, к какой отрасли экономики мы отнесём растениеводство?

7.Исследовательская работа в группах

И так культурные растения бывают разных видов, а вот каких вы узнаете сами. Для этого разделимся на группы.

Исследовать растение по плану.(учебник стр.51)
1. Определить название растения.
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение).
3. Где его выращивают ( в поле, в огороде, в саду).
4. Какие органы вы видите у растения? Как выглядит?
5.Как использует человек это растение?

1группа -пшеница, 2группа - клевер, 3 группа -хлопок.

Защита в каждой группе.

- И так у нас есть 3 растения. К каким культурам мы можем их отнести.( на доске: зерновые, кормовые, прядильные)

- А какие ещё растения мы можем отнести? (интерактивная доска)

8.Работа в тетради.(записать итог практической работы)

9. Работа по учебнику.

- Прочитаем, для чего же выращивают зерновые культуры?

-  А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Сколько трудов положено, чтобы получить еду, которую нельзя заменить ничем другим. Очень много тысяч лет назад (15 тысяч лет назад до н.э.) первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки.

(Посмотрите на (экран) иллюстрацию: это первобытные люди). Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»).

Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать.

- Вы наверняка видели, как иногда хлеб валяется на земле.

- А ведь во время Великой Отечественной войны хлеба было так мало.  В магазинах его не продавали. Выдавали лишь по специальным карточкам.

- В России в  Санкт – Петербурге есть музей хлеба, в котором хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя . А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

– Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?(Их надо собирать и отдавать птицам.)

- Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

– Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

– Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?

- Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.

Просмотр видеоролика «Дети войны».

Стихотворение читает ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

- Дети, я хотела бы, чтобы эту пословицу вы запомнили на всю жизнь.

-  Все ели гречневую кашу? Она очень полезна. Из ячменя получают – перловую крупу. Из проса – пшено. Из овса – делают хлопья «Геркулес». А вы знаете, почему их так назвали?

Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.

- А сейчас попробуем выяснить, какие ещё отрасли растениеводства существуют?

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан

Полных разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена-

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули  и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

- Так что же росло на грядке, попробуем расшифровать.

- Как можно одним словом назвать огурцы, помидоры, редиску, лук, чеснок?

- Овощи. Молодцы!

- Какая отрасль отвечает за  выращивание овощных культур?- овощеводство.

-  Что вы видите здесь?(плоды)

- Выращиванием плодовых культур занимается?- плодоводство.

- Существует еще одна  отрасль( показ цветов)  – цветоводство.

  Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь

  счастливее.    

- Переходим к кормовым культурам.

- Прочитаем, для чего выращивают эти  культуры?

- Найдите и прочитайте, для чего выращивают прядильные культуры?

(Показ о льне, из чего рубашка сшита?).

-Как вы думаете, растениеводство связано с промышленностью?

- Какие бы не были культуры, за ними нужен постоянный уход. Прочитаем о труде растениеводов.

10.Закрепление изученного.

Работа в парах.

 «Зачеркни лишнее слово»

Какие растения выращивают для получения продуктов питания ?

  • Клевер
  • Гречиха
  • Лен
  • Пшеница 

 Какие растения выращивают на корм домашним животным?

  • Чеснок
  • Клевер
  • Редис
  • Тимофеевка
  • Хлопчатник

Какие растения выращивают для получения тканей?

  • Капуста
  • Клевер
  • Лен
  • Крыжовник
  • Хлопчатник

11. Рефлексия результативности. Самооценка.
– У вас на столах лежат  кружочки, выбери тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке, у меня всё получилось?(!)
– Кому на уроке было интересно, но что-то мешало работать?(+)
–У кого было сегодня не очень хорошее настроение (? )
12.Задание на дом.

Стр 51-55 пересказ, печ.тетрадь, стр 54№3, стр 53 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....