Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Ребась Ольга Михайловна

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности, умение работать с семейным архивом как  с одной из основных ценностей семьи; воспитание интереса и уважения к своей малой родине, осознавать важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; развитие приёмов наблюдения, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, рефлексивные способности; развитие умения строить монологическое высказывание, понимать содержание текста, интерпретировать смысл; развивать умение сотрудничать, помогать друг другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rebas_o.m.-2.docx37.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе

    по учебнику   А.А Плешакова «Окружающий мир»

    (УМК «Перспектива»).

    провела  Ребась Ольга Михайловна,

    учитель начальных классов

    Тема. «Мы помним наших земляков»

    Цели обучения: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности, умение работать с семейным архивом как  с одной из основных ценностей семьи.

    Цели воспитания: воспитание интереса и уважения к своей малой родине, осознавать важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека.

    Цели развития: развитие приёмов наблюдения, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, рефлексивные способности; развитие умения строить монологическое высказывание, понимать содержание текста, интерпретировать смысл; развивать умение сотрудничать, помогать друг другу.

    Предметные  результаты:

    • знать имена земляков, в честь которых названы улицы, учреждения, поставлены памятники в родном селе;
    • иметь представление о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

    Метапредметные результаты:

    • кратко объяснять, почему земляки удостоились такой чести;
    • рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках, которые оставили след в его истории и современности;
    • рассказывать о посещении улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам;
    • представлять свой фрагмент выставки «Мы помним!».

    Личностные результаты:

    • осознавать важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека.

    Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

    Вид урока: урок-беседа

    Метод:  диалогический.

    Оборудование.

    У учителя - презентация с фотографиями памятных улиц, предприятий, памятников села Мужи,  ксерокопии их фотографий по количеству учащихся; георгиевская ленточка; запись классической музыки, вальса и песни военных лет; портрет  А.А.Фета; выставка книг И.Истомина, Ю.Афанасьева.  У учащихся – клей.

    Предварительная работа.  Договориться о встрече с ветераном Великой Отечественной войны. Подготовить детей  к встрече с ветераном, чтобы создать положительный эмоциональный фон, щадящий чувства пожилого человека. Приготовить ксерокопии изображения памятника по количеству учащихся.

    ХОД УРОКА.

    1. Целеполагание.

    - Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень серьёзный, взрослый разговор. Скажите, знаете ли вы имена тех ваших родственников, кто скончался? Этих людей уже нет с вами. Вы не можете их увидеть, поговорить с ними, но часто слышите о них в разговорах взрослых. И так вы знакомитесь с ними. Добрая семейная память сохраняет имена этих людей, их привычки, мудрые или весёлые слова, события их жизни. Благодаря этому их земная жизнь продолжается. Она продлится до тех пор, пока в близких им людях будет жива память о них.

    - Кто из вас мог бы рассказать о таком человеке, который живёт в памяти вашей семьи? (Дети рассказывают.)

    - Как вы думаете, почему нужно помнить о наших предшественниках?

    - Что будет, если лишить нас этой памяти?

    - Кого называют Иваном, не помнящим родства? (тех людей, кто не знает родословную своей  семьи, не интересуется историей семьи, историей родины)

    - В этом прозвании похвала или осуждение? (Проходит обсуждение значение фразеологизма).

    2. Аналитический этап.

    Учитель включает запись классической музыки, постепенно убавляет звук и читает стихотворение А.А. Фета.

    Облаком волнистым

    Пыль встаёт вдали;

    Конный или пеший –

    Не видать в пыли.

    Вижу: кто-то скачет

    На лихом коне.

    Друг мой, друг далёкий,

    Вспомни обо мне!

    - Что вы чувствуете, когда слушаете стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета: волнение, грусть, ожидание, радость? Почему? Объясните.

    (Учитель показывает портрет поэта.)

    - Афанасий Афанасьевич Фет -  великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.  Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Его стихотворения отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.  В деревне Клеймёново навечно сохранена память о нашем великом поэте, нашем общем земляке – соотечественнике. (учитель просит рассмотреть в учебнике фотографию храма Пресвятой Богородицы в деревне Клеймёново).

    - Прочитайте текст учебника (с.32, вверху). «Очень благодарны мы тем людям, которые создавали наше культурное богатство». (Ученики читают).

    - А что значит «культурное богатство»? (Это всё то прекрасное и необходимое для жизни, что создают люди).

    - Память может жить в сердце одного человека. Может передаваться в рассказах от человека к человеку. А может превратиться в камень или металл и стать такой же крепкой и видимой всем. Кто знает, когда такое случается? (Дети высказывают свои предположения).

    - Так случается, когда человеку ставят памятник. Какое слово родственно слову «памятник»? (Память).

    - Память становится крепкой и видимой для многих людей, когда именем замечательного человека называют улицы, площади, парки. Давайте вслед за волшебным клубочком мысленно пройдёмся по улицам села Мужи и вспомним, кому поставлены памятники в нашем селе, чьи имена живут в названиях  улиц, учреждений.

    (Учитель показывает слайды № 2,3 с фотографиями улицы Истомина, библиотеки имени Ивана Истомина, памятника И.Г. Истомину).

    - Что известно вам об этом человеке, чем он прославился? (Дети рассказывают всё, что они знают об Иване Истомине).

    Справочный материал. Иван Григорьевич Истомин – поэт и писатель. Уроженец села Мужи.  Имя Ивана Истомина связано с тридцатыми годами прошлого столетия, когда на Ямале зарождалась письменность. Он стал первым певцом ямальского  Севера. Тема его творчества – тундра, быт обских жителей, самобытная культура малых народностей Севера. Всего вышло в свет более 20 книг – повести, рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань-трава».

     - Мужевцы хранят память о знаменитом земляке, в честь него названа улица, библиотека носит имя Ивана Истомина, а в сквере библиотеки установлен памятник писателю. Каждый год в феврале в Мужевской библиотеке проводят Истоминские дни.

     (Дети называют другого знаменитого земляка – Николая Архангельского).

    - Как односельчане хранят память об Архангельском? (Имя Архангельского носит наша Мужевская школа и улица, на которой расположена школа. Во дворе школы установлен памятник Н.В.Архангельскому) Слайды № 4,5

    -Что вам известно об Архангельском? (Дети рассказывают всё, что они знают о Николае Архангельском).

    Справочный материал. Николай Васильевич Архангельский – летчик, Герой Советского Союза. Детство провёл в нашем селе, отец его был директором школы. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года в действующей армии. К концу июня 1944 года командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка  (221-я авиационная бомбардировочная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  лейтенант Н. В. Архангельский произвёл 210 боевых вылетов на разведку, фотографирование и бомбардировку живой силы и техники противника. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника Ju-87. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старший лейтенант Архангельский Николай Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     - Имя земляка Юрия Афанасьева вписано на мемориальной доске дома, где он проживал. Что вы знаете о Юрии Афанасьеве? (Ответы детей)

    Справочный материал. Юрий Николаевич Афанасьев -  журналист и прозаик, детский писатель.  Его первая книга («Сказки дедушки Aй-по») основана на хантыйском фольклоре. Он автор произведений «В морозный день», «Мы с Митяем», «Ритмы тундры» и пр. Писал Афанасьев в основном для детей. В творчестве Афанасьев отражал многообразие проблем севера: экологические, природоохранные, краеведческие вопросы,  межнациональные отношения, а также проблемы культуры и быта народов. Был редактором окружного альманаха «Обская радуга». По сказкам Афанасьева был снят и мультипликационный фильм. Писатель являлся членом Союза писателей России.

    (Учитель обращает внимание детей на выставку книг И.Истомина и Ю.Афанасьева).

    3. Физкультминутка.

    Дети выполняют  под музыку простейшие вальсовые движения.

    4. Тренировочные упражнения.

    - Ребята, давайте и мы увековечим имена наших земляков. Создадим памятники, которые нам уже по силам сделать своими руками. Запишем имена наших  земляков, в честь которых названы улицы, площади, в рабочей тетради на с.26. (задание №1). А самое главное, запишем их в наших сердцах.

    (Учитель записывает на доске имена:

    Николай Архангельский, Иван Истомин, Юрий Афанасьев.) Слайд №6

    Ученики вслед за учителем выполняют задание №1 в рабочей тетради.  Затем учитель раздаёт ксерокопии фотографий памятников.  Дети вклеивают их в рабочие тетради, выполняя задание №4 на с.27). Задание №4: «Кому поставлены памятники в твоём селе? Найди их изображения, наклей и подпиши».

    5. Аналитический этап.

    Учитель включает запись песни  военных лет, постепенно убавляет звук, сохраняя как фон для ведения беседы.

    - Существуют в  году особенные дни, не похожие на другие. И связаны они с памятью. Как они называются? (Дни памяти).

    - Вот таким днём для всей нашей страны, для всех  наших сограждан – земляков является День Победы. Когда он отмечается? (9 мая).

    - Что мы вспоминаем в это день? (Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, вспоминаем тех, кто воевал на фронте и трудился в тылу, снабжая армию боеприпасами, едой, одеждой)

    - Можно ли это день назвать праздником?

    - Почему его называют «праздником со слезами на глазах»?

    - Как отмечаются памятные дни? (В знак памяти принято зажигать у памятника Вечный огонь. У него стоит почётный караул.  К памятнику возлагают венки,  приносят цветы).

    В центре нашего села установлен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Он очень дорог односельчанам. Ведь среди многих фамилий своих земляков каждый может найти свою фамилию, которую сейчас, в мирное время, носит и он сам. В торжественные дни приносят к памятнику цветы и венки – в знак вечной скорби и памяти.  Слайд № 7

    Учитель предлагает рассмотреть ленточку на наградной Георгиевской трубе на с.28 учебника.

    - Недавно в России возник добрый обычай: в знак памяти о победе наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек о Великой Отечественной войне молодые люди раздают на улице прохожим в канун 9 мая георгиевские ленточки. И каждый, кто получил такую ленточку, прикрепляет её на груди, привязывает к антенне своего автомобиля. Так люди словно говорят друг другу: «Мы помним наших защитников, героические подвиги наших дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Мы помним наших земляков!»

    - Какими они были в годы войны?

    6. Тренировочные упражнения.

    - Рассмотрите фронтовые фотографии вверху на с.33 учебника.

    - Какими молодыми и красивыми были те, кто защищал Родину! И самая главная награда для тех, кто воевал, - это любовь и уважение их потомков. Недаром так светится счастливой улыбкой лицо славного воина на фотографии внизу справа. Он счастлив, что его любит и обнимает внук – такой же молодой и красивый, каким был дед в годы войны.

    - Мы благодарны тем, кто защищал нашу жизнь в военные годы. К счастью, у нас ещё есть возможность поблагодарить тех, кто сохранил для нас нашу жизнь.

    Учитель представляет приглашённого на урок ветерана Великой Отечественной войны. В конце беседы предлагает детям сказать «спасибо».

    - Скажите, за что мы благодарны ветерану?

     (Ученики преподносят ветерану сувенир, изготовленный своими руками)

    7. Выводы и обобщения.

    - Память живёт не только в словах, памятниках, памятных названиях. Она бывает и в молчании. Во всём мире принято в знак благодарности тем, кто отдал жизнь за людей, прекращать на несколько мгновений работу и стоять в полной тишине. Такие мгновения называют минутой молчания.  Давайте и мы сейчас отдадим долг памяти нашим героям.

    8. Рекомендации для занятий в семье. 

    - Ваш семейный альбом хранит память о родных и близких. Выполните  задание №2 в рабочей тетради (с.26) Приготовьте фотографии из семейного альбома, краткие рассказы о родных – защитниках Родины для классной выставки «Мы помним!».

    9.Итог урока. Рефлексия.

    - Полезен ли был урок для вас? Достигли ли цели урока?

    - Какие существуют формы увековечивания  памяти о соотечественниках?

    - Кратко объясните, почему земляки удостоились такой чести, что  их именами названы улицы, учреждения, поставлены памятники в селе?

    -Все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира 4класс по учебнику Плешакова А.А.

    Разработка урока по учебнику Плешакова А.А., тема: "Тундра". Урок построен на основе самостоятельного поиска нового знания учащимися в группах....

    тест по окружающему миру 3 класс учебник Плешакова А.А. Новицкой М.Ю.УМК"Перспектива"

    Данная работа может быть использована как контроль знаний в з классе  за 1 полугодие по предмету окружающий мир...

    Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...

    Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

    Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. "Мы помним наших земляков" УМК "Перспектива"

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. "Мы помним наших земляков" УМК "Перспектива"...

    Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

    Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...