Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Горбунова Алла Викторовна

    Урок окружающего мира в 1 классе

    Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_gorbunovoy_a.v.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 1 классе

    А.В. Горбунова

                                                                                       учитель начальных классов

    МОУ «СОШ №7» пгт Талинка                                                     Октябрьского района, ХМАО

             

    Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

    Цель:  Обучающая: показать зависимость окружающего мира      от развития человека;  привести детей к пониманию того, что человечество должно жить в гармонии с окружающей природой; расширять словарный запас и кругозор детей;
    Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, связную устную речь;

    Воспитательная: воспитывать дружеские отношения, бережное отношение к природе,  интерес к историческому прошлому.

    Оборудование: Учебник для 1 класса «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.

     Картины: «Деревня», «Город». Напечатанное словосочетание

     «Каменный мешок». Рисунки гнезда ос на разных исторических этапах (одинаковые). Картинки, отражающие разные этапы развития человеческого общества: давно, очень давно, сейчас:

    Первобытный

    человек  в

    пещере.

    Крепость,
    рыцарь в доспехах на коне.

    Вид современного города, ЭВМ, автомобиль, предметы быта современного человека.

    Магнитофон, аудиозапись «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Улыбка».

    Три фигурки человека: первобытный, рыцарь,  современный человек.

    Для рефлексии и оценки деятельности: листы белой бумаги и карточка с изображением улыбающегося человечка.

    Ход урока.

    I. Организационная часть.

    У:  Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас этот урок и надеюсь, что мы подружимся, и у меня будет ещё больше друзей. Ведь вас так много!

    II. Подготовка к усвоению нового материала.

     У: А в вашей школе много детей учится?

    Д:  Да, много.

    У:  А в вашем городе много жителей?

    Д:  Очень много!

    У:  А во всём мире вы знаете, сколько людей живут?

    Д:- Много! Миллиард!

     У: (пишу на доске число: 6 000 000 000)

     Дети ахают, удивляются, пытаются прочитать число.

    У:  Во всём мире живут 6 миллиардов человек.

    III. Работа над новым материалом.

    У: Где живут эти люди?

    Д:  В городах и деревнях.

    У: Кто был в деревне? Расскажите, что вы там видели, что было вокруг?

    Д:  Рассказывают о том, что видели в деревне, дополняют ответы друг друга,  исправляют неточности.

            У:  (Вывешиваю на доску картинку с изображением деревни).

     Посмотрите и назовите то, что вы ещё не называли.

    Д: Дополняют свои ответы.

    У: Ребята, а где вы живёте?

    Д:  В городе Нягани.

    У:  Отличается ли окружающий мир деревни и города?

    Д:  Да. В деревне дома маленькие и из бревен  построены, а в городе – большие и каменные.

     В деревне нет асфальта и там можно на речку идти и там загорать.

     А ещё в деревне есть коровы, собаки, петушки и курочки.

     А мы с бабушкой ходили в лес, он близко.

    У:  Вижу, что вам очень нравится в деревне. А вам нравится свой город?

    Д:  Да.

    У:  Все ли города одинаковые?

    Д:  Нет. Бывают большие и маленькие.

    У:  Вы когда - нибудь были в большом городе?

      Вывешиваю картинку с изображением большого города.        

                                            

                                    

    У:  Рассмотрите  картинку. Что вы видите?

    Д:  Город.

    У:- Бытует мнение, что горожане всю свою жизнь        проводят в «каменном мешке». (Над картинкой города вывешиваю словосочетание «каменный мешок»).

    Объясните, как вы это понимаете?

    Д: Это значит, что они живут в каменных домах.              И ещё даже работают в таких зданиях, и дети учатся в каменных школах.

    У: Обходятся ли горожане без природы?
    Д:  Да.  Нет.

    У: Докажите своё мнение.

    Д:  Не обходятся, потому что мы без природы не проживём. Вода-это природа.
    А ещё мы едим морковку и яблоки - это тоже даёт природа.        

     На улице деревья растут и цветы.
    Воздух – это тоже природа.

    У:  Так значит, какой вывод мы можем сделать?

    Д: Человек не может прожить без природы.
               Нас всегда окружает природа.

    У:  Если мы не можем прожить без природы, скажите,   как мы должны относиться к ней?

    Д:  Нужно беречь её. Нельзя мусорить в лесу и на речке.        

    У: Правильно, ребята. Человек должен беречь природу, сохранять чистыми воду, леса, воздух.

    IV. Работа с учебником (страницы 26-27)

    У:  Рассмотрите картинку.

     Почему художник нарисовал в одном хороводе и людей, и животных, и даже дом?

    Д:  Потому что всем нужно дружить и все живут вместе.

             Все друг другу нужны.

    У: Какую песню поют друзья? О чём она?

    Д:  О дружбе.

    У:  Что значит жить дружно?

    Д:  Помогать друг другу.

             Защищать слабых.

     Жить вместе.

    У:  А вы живёте дружно?

    Кто вас окружает каждый день?        

    Д:  Друзья.

         Родственники (мама, папа, сестра, бабушка)

         Соседи.

    У:  (вывод) - Значит, человек живёт в обществе, его всегда окружают  люди.

    - Ребята, как вы думаете, только ли человек живёт обществом и всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?

    Д: Всегда.

         Нет. Раньше жил по-другому.

    (Возникает коллизия)

    У: (пишу на доске  ? )

      Давайте вместе поищем ответы на  эти вопросы.

      Для этого я предлагаю отправиться в путешествие на миллион лет назад.

      V. Физминутка. Звучит песня из м/ф «Бременские музыканты».

    VI. Путешествие во времени.

    У: Итак, мы перенеслись на миллион лет назад. Чтобы нам не заблудиться, давайте пригласим с собой в путешествие друга.

    (Дети выбирают из трёх фигурок человека, который жил очень давно: на нём вместо одежды – шкура и в руках копьё).

    У:  Ответим на первый вопрос: «Только ли человек живёт обществом?»

     Рассмотрите рисунки в учебнике. Можно ли сказать, что осы живут обществом?

    Д: Да. Они живут в одном домике.

         Домик они построили все вместе.

       И защищают свой домик все вместе. Они нападают на врагов.

    У: Изменилась ли жизнь этих общественных животных за миллион лет?

    Д:  Нет. Ничего не изменилось.

    У:  А теперь  посмотрим, всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?

      ( Открываю доску: картины перепутаны.) Дети исправляют ошибки, причём делают это с огромным удовольствием.

    У:  Расскажите, как жил древний человек? (На рисунок с пещерой и первобытными людьми прикрепляется фигурка человека в соответствующей одежде).

    Дети рассказывают об условиях жизни, занятиях, питании первобытных людей с опорой на рисунки.

    У:  Зависела ли жизнь человека от окружающего мира или окружающий мир зависел от него?

    Д: Не зависел человек от окружающего мира.

     Зависел, потому что у него ещё ничего не было, чтобы защищаться даже от зверей.

    У: Да,  жизнь первобытного человека зависела от окружающего мира, и он должен был  приспосабливаться к этому.

     Что происходило дальше? Как изменилась жизнь человека позже,  спустя тысячи лет? Чему он научился?

      С кем мы отправимся путешествовать дальше?

    Дети выбирают фигурку человека в рыцарских доспехах.

    Рассматривают картинку с изображением крепости, всадника и рассказывают о том, что изменилось по сравнению с первобытным обществом.

    У: Рассмотрите картинку и скажите, как изменилась жизнь человека.

    Д: Научились строить замки и делать железное оружие, а раньше были палки и камни.

     Научились ездить верхом на лошадях.

    Одежда теперь хорошая, а не шкуры и доспехи у рыцаря.

     На коне тоже одежда (учитель: попона).

    У:  Значит, какой вывод можно сделать?

    Д: Человек стал жить лучше, много научился.

    У:  Как живёт человек сейчас? Изменился ли  окружающий мир современного человека?

    Дети рассматривают картинку с фрагментами жизни современного человека. На картинку прикрепляется оставшаяся фигурка человека.

    Д: (сравнивают и рассказывают) Теперь у человека много чего есть: телевизоры, компьютеры, телефоны и т.д.

     Машины и самолёты.

     Дома огромные и с лифтами и т.п.

    У:  Посмотрите на все картинки и скажите, чему должен был научиться человек, чтобы перебраться в тёплые дома  и квартиры, чтобы сменить шкуры на удобную одежду и обувь?

    Д:  Человек научился строить дома, шить одежду.

         Многому научился,  машины придумал  и ракеты.

         Всему научился… почти.

    У:  Так значит, теперь мы сможем ответить на вопрос «всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?» (Возвращаемся  к написанному на доске ?)

     Вывод: Человек не всегда жил так, как живёт сейчас. Развиваясь, он изменял окружающий его  мир. Человек не может существовать отдельно  от окружающего мира. Мы – часть окружающего мира.

    VII. Рефлексия.

    У: Вам понравилось путешествие?

    Д: Да, интересно было.

    У: Что узнали нового?

    Д: Я узнал, как живут в деревне. Я там никогда не был. А я узнал, что город называют каменным мешком. А мне понравился замок с рыцарем.

    У: Молодцы. А теперь возьмите рисунки, которые лежат на ваших партах и  дорисуйте их так, чтобы было понятно, чему учился человек с древности до наших дней, как изменился окружающий его мир. Каждый должен нарисовать один предмет.

    Д: Рисуют: книги, машины, компьютеры, ракеты, телевизоры и т.д.

    У: А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

    На доску прикрепляется картинка с изображением современного человека и дополняется рисунками детей.

    Д: (Радуются) Здорово у нас получилось! Красиво.

    У: Чем нужно дополнить наш общий рисунок? Без чего невозможна жизнь человека?

    Д: Без природы! Давайте дорисуем небо, солнце, деревья…

    У: Молодцы, ребята, теперь вы еще раз убедились в том, как важно всему учиться, думать и развиваться. И самое главное, дружить и делать все сообща, вместе, заботиться о природе и друг о друге.

    VIII. Оценка деятельности.

    У: А теперь, нам нужно отметить тех ребят, которые лучше всех поработали на уроке. Возьмите на партах улыбающегося человечка и подарите его тому, чья работа вам понравилась больше всех.

    Д: С удовольствием дарят  «улыбки».

    У: Кто получил 5 «улыбок», 4»улыбки» и т.д.

    Молодцы, а я дарю свою «улыбку» всем вам, потому что мне сегодня понравилась работа всех учащихся и рада нашему знакомству.  

                                    Звучит песня «Улыбка»

    -  -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

    Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

    Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

    Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

    Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"

    Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...

    Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

    Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....