Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная школа – интернат
«Ямальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Урок окружающего мира
1 класс
Тема урока:
«Зачем летают в космос»
Автор: Долгова Ольга Александровна-учитель начальных классов,
с. Яр-Сале
2012
Тема урока: Зачем летают в космос.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: понимать значимость полётов космонавтов в космос, значимость искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;
получат возможность: систематизировать и расширить свои представления о космонавтике.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и фор мулировать проблемы, использо вать полученные знания и умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: предвидеть воз можности получения конкретного результата при решении разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необхо димые коррективы в действие по сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулиро вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения:
Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.
Образовательные ресурсы:
- учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
- тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
- бортовые журналы для будущих космонавтов;
- глобус;
- шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);
- портрет Ю.А.Гагарина;
- иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;
- газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";
- м /проектор, интерактивная доска, компьютер;
- разноуровневые задания для команд;
- медали «Будущий космонавт».
Организационная структура урока:
I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (звучит музыка, дети проверяют рабочие места) (слайд 1)
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать наш отряд?
Мы спешим в Ямальскую школу,
В наш любимый 1-д класс.
Много открытий больших и новых
Ожидает сегодня нас.
Будет день - дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)
-Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие… Как вы думаете, куда?
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчании долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
-Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)
-Что нам нужно для полёта в космос?
-Во-первых, наши знания о космосе.
- А полетим мы на …(слайд 4)
-Чудо-птица — алый хвост.
Полетела в стаю звезд. (ракета).
-Правильно, на ракете!
-А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?
-Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе? Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты, готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в космосе.
-А какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой одежды? ( слайд 5)
Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём есть маленький обогреватель и маленький холодильник. В скафандре поддерживается постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.
III. Актуализация знаний. ( слайд 6)
-Внимание! Проверяем работу бортовых систем:- Что возьмём с собой в полёт? Что нам потребуется в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной доске). – Молодцы!
-Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)
Раз! Два!
Скорость света!
Три! Четыре!
Мы летим!
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим!
IV. Постановка проблемы урока.
-Что же мы наблюдаем? ( слайды 8-9)
-Какая красота в космосе!
-А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?
-Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:
-Что такое космическое пространство, и что в нём находится?
-Кто и когда впервые полетел в космос?
-Какие бывают космические корабли и спутники?
-Что такое космическая станция?
Проблема урока:
( слайд 10)-Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашего путешествия.
V. «Открытие» обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.
-Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей).
( слайд 11)- Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.
4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.
-Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. ( слайд 12)
-Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?
-На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю. ( слайд 13)
-И, наконец, в космос полетел человек! Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? ( слайд 14) (ответы детей).
ТАСС СООБЩАЕТ. ( слайд 15)
Юрий Гагарин занял место в кабине. «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.
( слайд 16)
РЕЧЬ Ю.А.Гагарина ( слайды 17-23)
-Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе. За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.
( слайд 24)
В ознаменование первого полёта человека в космос день 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. ( слайд 25)
VI. Первичное закрепление. (слайд 26)
Внимание экипажу! Метеоритный дождь!
-Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором.
-Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:
Первым побывал в космосе искусственный…(спутник)
Первый космический корабль называется. (Восток)
Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)
Как называется одежда космонавтов? (скафандр)
Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)
Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)
Сколько минут в космосе был первый корабль «Восток»? (108 минут)
Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961года)
-Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)
VII. Физминутка. (слайд 27)
-Внимание! Экипажу требуется дозаправка!
Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт!
Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!
Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.
Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:
- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).
VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)
-Дозаправка прошла успешно. Теперь мы можем провести наши космические исследования.
Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).
Задание 1. Разгадай космический кроссворд. |
1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.
2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.
3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.
4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.
5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
6. Первым побывал в космосе искусственный…
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
| 3. | ||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. |
Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.
Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.
КОСМОНАВТИКА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Все члены победившей команды получают изображения планет.
IX. «Открытие» обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.
1 обучающийся. Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)
2 обучающийся. Сейчас в космосе работает МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - МКС. Космонавты запускают искусственные спутники Земли. Как вы думаете: «Зачем же они нужны?» (ответы детей) (слайд 30)
X. Решение проблемы урока .
-Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)
-С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет путь корабля. (слайд 32)
-С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)
-С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)
-С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)
XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)
-Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)
XII. Самостоятельная работа. Тестирование.
Обучающиеся выполняют тесты на с.58 «Зачем летают в космос?» Три первых ученика, которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.
XIII. Итог урока. (слайд 37)
Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться на нашу планету Земля.
- Что нового вы сегодня узнали во время путешествия?
- Зачем космонавты летают в космос?
- С каким настроением вы вернулись на планету Земля?
- Кто оказался самым подготовленным космонавтом нашего экипажа?
XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)
-Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних событиях в освоении космоса.
-Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.
XV. Экологическая страничка. Рефлексия. (слайды 39-41)
-Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:
« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.» Ю.А.Гагарин
«Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.» Ю.А.Гагарин
БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ!
-Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.
-Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для уроков окружающего мира по теме: "Наш ближайший сосед по космосу - Луна".
Цель использования презентации: сформировать у учащихся представление о спутнике Земли - Луне. Задачи: развивать у детей познавательную активность, расширить представление учащихся о достижениях ...
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....
Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"
Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России"...
Метапредметный подход как условие организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе усвоения новых знаний.Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых».
Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых»....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...