Главные вкладки

    Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Долгова Ольга Александровна

    УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zachem_letayut_v_kosmos.docx461.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетная образовательная школа – интернат

    «Ямальская школа – интернат среднего (полного) общего  образования»

    Урок окружающего мира

    1 класс

    Тема урока:

    «Зачем летают в космос»

    Автор:  Долгова Ольга Александровна-учитель начальных классов,

    с. Яр-Сале

    2012

    Тема урока:  Зачем летают в космос.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные:

    научатся: понимать значимость полётов космонавтов в космос, значимость искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;

    получат возможность: систематизировать и расширить свои представления о космонавтике.

    Метапредметные:

    Познавательные: ставить и фор мулировать проблемы, использо вать полученные знания и умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.

    Регулятивные: предвидеть воз можности получения конкретного результата при решении разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необхо димые коррективы в действие по сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

    Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,  формулиро вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

    Личностные:

    развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.

    Тип урока:

    урок «открытия» нового знания.

    Методы и формы обучения:

    Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.

    Образовательные ресурсы:

    1. учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
    2. тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
    3. бортовые журналы для будущих космонавтов;
    4. глобус;
    5. шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);
    6. портрет Ю.А.Гагарина;
    7. иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;
    8. газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";
    9. м /проектор, интерактивная доска, компьютер;
    10. разноуровневые задания для команд;
    11. медали «Будущий космонавт».

    Организационная структура урока:

    I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (звучит музыка, дети проверяют рабочие места) (слайд 1)

    Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

    Готов работать наш отряд?

    Мы спешим в Ямальскую школу,

    В наш любимый  1-д класс.

    Много открытий больших и новых

    Ожидает сегодня нас.

    Будет день - дорогой света

    Полетим и мы –

    К тайнам, сказочным планетам,

    В дальние миры.

    II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)

    -Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие… Как вы думаете, куда?

    Звёзды, звёзды, с давних пор

    Приковали вы навеки

    Человека жадный взор.

    И в звериной шкуре сидя

    Возле красного костра,

    Неотрывно в купол синий

    Мог глядеть он до утра.

    И глядел в молчании  долгом  

    Человек в простор ночной –

    То со страхом,

    То с восторгом,

    То с неясною мечтой.

    -Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)

    -Что нам нужно для полёта в космос?

    -Во-первых, наши знания о космосе.

    - А полетим мы на …(слайд 4)

    -Чудо-птица — алый хвост.

     Полетела в стаю звезд. (ракета).

    -Правильно, на ракете!

    -А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?

    -Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как вы думаете, почему? (ответы детей)

    -Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе? Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты, готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в космосе.

    -А  какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой одежды? ( слайд 5)

    Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём  есть маленький обогреватель и маленький холодильник. В скафандре поддерживается постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.

    III. Актуализация знаний. ( слайд 6)

    -Внимание! Проверяем работу бортовых систем:- Что возьмём с собой в полёт? Что нам потребуется  в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной доске). – Молодцы!

    -Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)

    Раз! Два!

    Скорость света!

    Три! Четыре!

    Мы летим!

    На далёкие планеты

    Поскорей попасть хотим!

    IV. Постановка проблемы урока.

    -Что же мы наблюдаем? ( слайды 8-9)

    -Какая красота в космосе!

    -А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?

    -Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:

    -Что такое космическое пространство, и что в нём находится?

    -Кто и когда впервые полетел в космос?

    -Какие бывают  космические корабли и спутники?

    -Что такое космическая станция?

    Проблема урока:

    ( слайд 10)-Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

    V. «Открытие» обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.

    -Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей). 

    ( слайд 11)- Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.

     4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.

    -Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. ( слайд 12)

    -Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?

    -На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю.  ( слайд 13)

    -И, наконец, в космос полетел человек! Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? ( слайд 14) (ответы детей).

    ТАСС СООБЩАЕТ. ( слайд 15)

    Юрий Гагарин занял место в кабине. «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась  от Земли и пошла в небо. 

    ( слайд 16)

    РЕЧЬ Ю.А.Гагарина ( слайды 17-23)

    -Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе. За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. 

    ( слайд 24)

    В ознаменование первого полёта человека в космос день 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. ( слайд 25)

    VI. Первичное закрепление. (слайд 26)

    Внимание экипажу! Метеоритный дождь!

    -Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором.

    -Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:

    Первым побывал в космосе искусственный…(спутник)

    Первый космический корабль называется. (Восток)

    Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)

    Как называется одежда космонавтов? (скафандр)

    Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)

    Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)

    Сколько минут в космосе был первый корабль «Восток»? (108 минут)

    Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961года)

    -Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)

    VII. Физминутка. (слайд 27)

    -Внимание! Экипажу требуется дозаправка!

    Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт!
    Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!

    Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.

    Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:

    1. На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
    2. Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
    3. Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
    4. Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
    5. На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).

    VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)

    -Дозаправка прошла успешно. Теперь мы можем провести наши космические исследования.

    Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).

     

     Задание 1. Разгадай космический кроссворд.

    1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.

     

    2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.

     

    3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.

    4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.

     

    5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

     

    6. Первым побывал в космосе искусственный…

    1.

    2.

     

    3.

    4.

    5.

    6.

       Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.

    Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.

                         КОСМОНАВТИКА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    -Все члены победившей команды получают изображения планет.

    IX. «Открытие» обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.

    1 обучающийся. Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)

    2 обучающийся. Сейчас в космосе работает МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - МКС. Космонавты  запускают  искусственные спутники Земли. Как вы думаете: «Зачем же они нужны?» (ответы детей) (слайд 30)

     

    X. Решение  проблемы урока .

    -Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)

    -С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет путь корабля. (слайд 32)

    -С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)

    -С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)

    -С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)

    XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)

    -Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)

    XII. Самостоятельная работа. Тестирование.

    Обучающиеся выполняют тесты на с.58 «Зачем летают в космос?» Три первых ученика, которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.

    XIII. Итог урока. (слайд 37)

    Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться  на нашу планету Земля.

    1. Что нового вы сегодня узнали во время  путешествия?
    2. Зачем космонавты летают в космос?
    3. С каким настроением вы вернулись на планету Земля?
    4. Кто  оказался самым подготовленным  космонавтом нашего экипажа?

    XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)

    -Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних событиях в освоении космоса.

    -Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.

    XV. Экологическая страничка.  Рефлексия. (слайды 39-41)

    -Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:

    « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.»     Ю.А.Гагарин

    «Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.»         Ю.А.Гагарин

    БЕРЕГИТЕ   НАШУ  ПЛАНЕТУ!

    -Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.

    -Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для уроков окружающего мира по теме: "Наш ближайший сосед по космосу - Луна".

    Цель использования презентации: сформировать у учащихся представление о спутнике Земли - Луне. Задачи: развивать у детей познавательную активность, расширить представление учащихся о достижениях ...

    Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

    Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"

    Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России"...

    Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова

    Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...

    Конспект урока окружающего мира на тему «Страна, открывшая путь в космос» (УМК «Школа России», 4 класс)

    Цели деятельности учителя:формирование знаний о первом полете в космос;формирование представлений о жизни страны в период СССР;воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формирова...