Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Девяткина Ольга Михайловна

Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devyatkina_olga_mihaylovna.docx490.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Девяткина Ольга Михайловна

                                  МОУ «Яблоницкая средняя общеобразовательная школа»

                                                                        Волосовский район

                                                                       Педагогический стаж – 25 лет

                                                                      Образование –  высшее

                                         

Урок по окружающему миру

В 1 –м классе

Тема « Когда наступит лето?»

Системная линия

«Школа России» ФГОС

Автор учебника:   А.А. Плешаков .Окружающий мир. М., Просвещение,2014.

Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы урока: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора.

Формы: индивидуальные, фронтальные, парные.

Тема урока « Когда наступит лето»

Цель:

сформировать представления о временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года.

 

Образовательные задачи урока

  1. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
  2. Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся. творческие способности.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
  2. Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Место урока в образовательном процессе:

Урок по теме «Когда наступит лето?»

 включен в раздел учебника «Где и когда?»

Термины и понятия: времена года (зима, весна, лето, осень), месяцы года (декабрь, январь, февраль ,март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь).

Тип урока - комбинированный

 Педагогические технологии: развивающее обучение, ИКТ (информационно- коммуникативные технологии) технология работы в паре, группе;здоровьесберегаюшие технологии.

Формы и методы: словесный, наглядный, поисковый, исследование, практический.

Предназначение – для индивидуальной,  парной,групповой, фронтальной работы.

Уровень образования школьников – 1 класс.

Время проведения -35 мин ( в рамках урока по ФГОС)

Планируемые результаты: (для учащихся)

* Предметные:

Ученик научится:

- перечислять времена года в правильной последовательности

- соотносить времена года и месяцы.

*Метапредметные:

Ученик научится:

Познавательные умения:

- анализировать сезонные изменения в окружающем мире с выделением отличительных признаков;

Регулятивные умения:

-фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

-понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем.

Коммуникативные умения:

-слушать партнера по общению;

-приходить к общему решению.

*Личностные:

У ученика будут сформированы:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе,

-потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы в паре, группе, со взрослым;

-правила работы в паре, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, математика, музыка, изобразительное искусство, технология.

Оборудование  урока:

Мультимедийное оборудование ( ноутбук, проектор, экран), интерактивная презентация; фишки красного, синего цвета ;солнышко красного, жёлтого, синего цвета; рабочие тетради и учебники по предмету:

-Окружающий мир. 1класс. Учебник. Часть 2. А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2014 г.

- Окружающий мир. 1класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2014 г.

Электронное приложение к учебнику окружающего мира (диск).

Минусовая фонограмма песни «Разговор у новогодней ёлки».

Песня –игра «Мы повесим шарики».

-

Конспект урока.

Этапы урока

            Деятельность учителя

Деятельность учащихся

предметные

УУД

Примечание

1. Мотивация учебной деятельности.

(1 мин)

Цель этапа- установление эмоционального контакта в классе, включение учащихся в деятельность

2.Актуализация знаний.

(5 мин)

 Цель этапа-  выявить знания детей по изученной ранее теме «Когда придёт суббота?»

Подготовить к восприятию новой темы.

3.Самоопределение к деятельности.

(5мин)

Цель этапа –формулирование учащимися

учебной задачи и её решения.

4.Применение новых знаний.

(5 мин)

Цель- осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

1.Работа по учебнику.

5.Физминутка

Цель- снять умственноенапряжение, укрепление зрения, мышц рук, ног, осанки.

(2 мин)

6.Применение новых знаний.

Цель- осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

( 10 мин)

1.Работа с годовым кругом (На компьютере)

(4 мин)

2.Работа в рабочей тетради.

 (6 мин)

7.Применение практических умений.

(6 мин)

Ц ель- применить полученные знания в практических заданиях.

1.Создание книги «Времена года».

Цель- подвести итог выполненным заданиям.

9.Рефлексия.

Цель- подвести итог выполненным заданиям.

(1 мин)

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

 И на доску посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-На какой вопрос вы отвечали на прошлом занятии?

-Сколько дней в неделе?

Давайте повторим.

Игра «Собери неделю».

-Я приглашаю к доске 7 учеников, и каждый получит табличку с названием дня недели. По моей команде вы должны быстро построиться, начиная с первого дня в недели.

-Внимание! Неделька, стройся!

-Ребята, правильно построились?

-Молодцы! Всё верно! Вот мы и вспомнили дни недели

-А теперь, ребята, присаживайтесь на места, вспомните о посадке.

- А о чём вы сегодня узнаете, послушайте, разгадав загадку, и посмотрите на рисунок, он вам поможет.

Стоит дерево райское,

На одном боку цветы расцветают,

На  другом - листы опадают.

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом – снег да метель гуляет!

- Как вы думаете, что узнаете о временах года?

-Ваш друг Муравьишка  очень хочет узнать: когда наступит лето?

- Вы тоже ждёте, когда придёт лето? Почему?

- Можно позвать лето сейчас к нам ? Почему?

- Что помогает прийти ему?

-Давайте попробуем в этом разобраться. И нам в этом помогут наши гости..

зима

- Расскажите, ребята, как изменяется природа зимой?

-А сейчас Зимушка-зима хочет увидеть, как вы знаете её зимние месяцы.

 -Молодцы!

-А у нас следующая гостья.

весна

-Как изменяется природа весной?

Сколько месяцев длится весна? Скажите.

-А мы пригласим ещё одну гостью.

лето

 -

 А сейчас Лето предлагает рассказать: какие изменения происходят в природе в это время года?

-Сколько месяцев длится лето? Назовите их.

-А у нас гостья последняя.

осень

-Что происходит осенью в природе?

-Сколько месяцев у Осени? Назовите их.

-

-Спасибо, наши дорогие гости, что помогли познакомиться с временами года.

 А теперь нас ждёт учебник.

-Откройте, пожалуйста, учебник на с.10

-Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока.

- После темы прочтите, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

-Итогом нашего урока будет составленная вами книга «Времена года».

-Повторите, какие времена года вы знаете?

 -А какое сейчас время года?

Рассмотрите на рисунке годовой круг.

-Какие месяцы соответствуют каждому времени года? Зима?

-Весна?

-Лето?

-Осень?

-Сколько всего времён года?

-А сколько месяцев?

-Отметьте красной фишкой месяц, с которого начинается год.

-Синей фишкой – месяц, которым год заканчивается.

-Какое это время года?

-Молодцы, без ошибок справились.

-Ребята, а у вас есть любимое время года? Объясните почему?

-Наш Муравьишка нарисовал рисунки, но всё ли он правильно изобразил?

-Найдите ошибки на картинах Муравья Вопросика.

-Мы помогли Муравьишке, исправили ошибки?

-Что мы узнали? Давайте прочитаем.

- Не так давно закончились новогодние праздники и предлагаю вам разучить весёлую зимнюю игру, которая повысит  настроение.

-Молодцы, ребята. Понравилась вам игра?.

-Посмотрите на доску.

-Что это?

-Почему эта схема называется годовым кругом?

-Найдите на годовом круге времена года. Покажите их.

А что ещё указано на годовом круге кроме времён года?

-Все они на месте?

-Вставьте пропущенные месяцы.

-Оцените работу: правильно?

-Откройте рабочую тетрадь на с. 9

1) Задание 1..

-Покажите 1 задание и прочитайте.

-Для 1 задания потребуются ножницы, давайте вспомним правила работы с ними.

-Обратите внимание, что  рисунки расположены на какой странице?

-. Обменяйтесь тетрадями.

-Возвращаем тетрадь соседу. Давайте проверим.

-У кого правильно? Поднимите руку.

-Молодцы. в этом задании только один ученик допустил ошибку, т.к. невнимательно слушал задание.

2) Задание 2.

-Покажите 2 задание . Каждый внимательно подумайте, в какое время года Муравьишка носит такую одежду. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящему для каждого времени года. Задание понятно?

-Давайте посмотрим, какое время года на 1 рисунке.

-На 2 рисунке?

-На 3 рисунке?

-А на 4 ?

-Кому понравилось это задание?

-У кого правильно?

-Молодцы! Вы все хорошо знаете. Итогом нашей работы будет создание страниц книги .Вы в группах должны нарисовать страничку, соответствующую 1 времени года. А какую – вам придётся выбрать, получив конверт.

Но сначала вспомните правила работы в группе.

-Наша работа по плану: 1.прочитай загадку; 2. Напиши отгадку – время года; 3- нарисуй к нему рисунок в квадрате. 4- выбери месяцы к времени года, наклей.

-А теперь давайте соберём нашу книгу. Выходим к доске по 1 представителю группы.

-Начнём с времени года, которое записано первым по оглавлению И эти ребята справились первыми.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, создали свою первую книгу.

-Как вы думаете, в чём польза нашей книги «Времена года»?

-Ребята, давайте ответим на вопрос :когда наступит лето?

-Для вас Муравьишка сегодня приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это солнышко.

Выбирайте: Красное – Я ВСЁ ПОНЯЛ, жёлтое – ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ; синее- Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

 -Урок окончен. Молодцы!

Дети внимательно слушают и настраиваются на работу.

Садятся за парты.

-Когда придёт суббота?

-В неделе семь дней.

7 учеников получают  табличку с названием дней в недели, каждый читает, выходят к доске и  располагают слова в правильной последовательности.

 -Да.

Слушают загадку, рисунок рассматривают .

Отгадывают:

-Здесь лето, осень, весна, зима -времена года.

Высказывают свои предположения:

-Да, очень хотим.

-Нет, после зимы лето не приходит.

-Солнышко поможет.

(Появляется Зима)

-Здравствуйте, первоклассники!

- Послушайте и догадайтесь, кто я?

 Обернулась в лёд вода,
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
 (Зима)

Дети отвечают:

-Зимой холодно.

- Падает снег – это снегопад.

- Мало птиц и зверей.

Дети отвечают:

(Декабрь) 

(Январь)

 (Февраль)

-До свидания, увидимся нескоро!

(Входит  Весна)

-Здравствуйте, ребятки! Отгадайте, кто я?

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

- Снег тает.

Листья распускаются, деревья одеваются.

-Травка зелёная, цветы появляются.

Отвечают:

Март)

(Апрель)

(Май)

-До свидания, до новых встреч!

(Выходит Лето)

-Добрый день, дети!

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)

Отвечают:

 - На улице тепло.

-Много зелёных листьев на деревьях.

 -Цветут цветы.

(Июнь)

(Июль)

(Август)

-Я ухожу, всего вам доброго.

(Выходит Осень)

- День добрый, ученики!

- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

Отвечают:

-Листья падают, они разноцветные.

- Можно собирать красивые листья.

 (Сентябрь)

 (Октябрь)

  (Ноябрь)

До свидания, ребята.

Открывают учебник на с. 10

Читает тему вслух «Когда наступит лето?»

Прочитывают учебные задачи в учебнике хорошо читающие дети.(Узнаем, в какой последовательности сменяются времена года. Научимся соотносить времена года и месяцы.

Повторяют: зима, весна, лето, осень.

-Зима.

Рассматривают, анализируют схему смены времен года и месяцев 

-Декабрь, январь, февраль.

-Март, апрель, май.

-Июнь ,июль, август.

-Сентябрь, октябрь, декабрь.

-Четыре времени года.

 -Двенадцать месяцев.

Дети показывают:(январь)

(декабрь)

(зима)

Называют любимое время года и объясняют:

-Лето, у меня летом день рождения и ещё можно купаться в речке.

-Тоже лето, потому что день рождения у меня, можно купаться.

-Весна, потому что у меня день рождения и появляются растения.

Рассматривают,  находят несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника

-

Там лето , а на коньках не катаются.

-Зимой цветы не растут.

-Осенью птенчиков не выводят, а весной.

- Здесь весна , а на дереве яблоки, так не бывает.

-Да

Дети читают вывод: Зима, весна, лето, осень – это четыре времени года. В году двенадцать месяцев. Первый –январь. Последний – декабрь.

Смотрят

-Это годовой круг.

-Времена года идут друг за другом , получается круглый год. А за ним придёт следующий.

Дети показывают.

-Ещё есть месяцы.

 

Нет.

Дети выходят к компьютеру по одному человеку и восполняют пропуски:  февраль, апрель, июль, сентябрь.

-Да, всё верно.

Дети открывают тетради.

Наблюдают сезонные изменения в природе и фиксируют их в рабочей тетради.

Читает 1 ученик: Вырежи из Приложения рисунки и наклей их в правильной последовательности. Начни с весны.

 -Работать с исправленными ножницами, чтобы были тупые концы; не оставлять раскрытыми, а передавать кольцами.

-На странице 55.

Выполняют задание.

Дети проверяют рисунки в тетрадях в паре.

Поднимают руки.  (Один ученик при проверке заметил ошибку-его сосед начал выполнять задание не с нужного времени  года, но последовательно. Мальчик самостоятельно исправил-надписав цифры в нужной последовательности)

Дети рисуют.

-На этом рисунке лето и я нарисовала панамку.

-Здесь осень и я нарисовал пальто.

-на 3 рисунке зима, нарисовал шапку.

- на 4 –весна, а нарисовал шарфик.

Поднимают руки.

Дети получают конверты по группам; выполняют работу.

-нужно работать дружно, не спорить; каждый выберет что делать, а потом показать.

Дети по одному выходят к доске, показывают страничку, зачитывают загадку, называют время года, рисунок, месяцы.

-Мы узнали времена года, месяцы .

Лето наступит после весны.

Учащиеся делают выбор.( все ученики выбрали красное солнышко)

Овладение сведениями о годовом цикле- временах года и месяцах, их последовательности

- называют времена года в правильной последовательности

 

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника;

Умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации.

Установление эмоционального контакта.

Личностные:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные:

-понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем

Познавательные умения:

- анализировать сезонные изменения в окружающем мире с выделением отличительных признаков;

Личностные:

-потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы в паре.

Групповая работа

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов для создания нового продукта.

Регулятивные:

Осуществлять действия по реализации задания.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея монологической и диалогической речью. -приходить к общему решению

.

Регулятивные умения:

-фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

Слайд 1

Карточки со словами –названиями дней недели: понедельник, вторник , среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

На доске

появляется рисунок дерева, олицетворяющий  времена года

Девочка в костюме Зимы

Девочка в костюме Весны

Девочка в ко

стюме Лета

Девочка  в костюме Осени

Фото учебника

Звучит песенка «Мы повесим шарики…»

Диск к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс задание 2

Гдз окружающий мир 4 класс плешаков рабочая тетрадь ответы 1 часть стр 83

На партах приготовлены: ножницы, клей.

На компьютере появляется изображение:весна, лето, осень, зима.

Звучит минусовая фонограмма песни «Разговор у новогодней ёлки».

План на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира на тему: "Когда изобрели велосипед?"

Тема «Когда изобрели велосипед?» является предпоследней темой в разделе «Где и когда?» курса «Окружающий мир» по учебнику А.А.Плешакова (программа «Школа России»).Этап открытия нового знания сопровожд...

Урок окружающего мира по теме "Когда жили динозавры"

Цель: дать представление о далеком прошлом Земли, о жизни динозавров....

Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?».

Методическая разработка урока с применением технологии АМО (активные методы обучения) и ИКТ. Применяются разные формы работы: фронтальная, групповая, парная. Игровое обучение повышает учебную мотиваци...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Когда мы станем взрослыми?" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об отличиях жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимости выбора профессии.Задачи урока:Дидактические:П...

Анализ урока окружающего мира на тему " Когда и где"

Анализ урока окружающего мира на тему: " Когда и где"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Когда и где?" с использованием нестандартных форм контроля.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Когда и где?" с использованием нестандартных форм контроля....