Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Старцева Надежда Анатольевна

Методическая разработка урока с применением технологии АМО (активные методы обучения) и ИКТ. Применяются разные формы работы: фронтальная, групповая, парная. Игровое обучение повышает учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира 1 класс42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока.

Продолжительность этапа.

Подробное описание АМО.

Описание действий участников образовательного процесса.

Формируемое УУД.

1 этап:

Инициация.

4 минуты

АМО в начале урока: «Поздоровайся ладошками»

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Технология проведения: дети поворачиваются лицом друг к другу, им надо поздороваться  глазами, пальчиками рук и ладошкой,  подарить улыбку.

1.Организационный момент.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

-Здравствуйте, ребята! Начнём урок с пожелания  друг другу крепкого здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

 Большого (средний)

Во всем (безымянный)

 И везде (мизинец)

 Здравствуй (всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свои ладошки, пожелать вам удачи. А я всегда готова вам оказать поддержку и помощь.

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

АМО  «Композиция»
Цель: в игровой форме разделить детей на группы.
Технология проведения: учитель заранее готовит карточки с картинками  (по количеству участников) зимующих и перелетных птиц, животных холодных и жарких районов Земли.  Ученики, получив карточки, находят свою группу.

   -Я предлагаю вам выбрать из шкатулки картинки и объединиться в группы. Для этого нужно применить знания, полученные на прошлых уроках. Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? (где?)

(Дети рассаживаются в свои группы.)

АМО «Добрый совет».

Цель: создание хорошей эмоциональной обстановки;

актуализация знаний

Технология проведения: дети каждой группы, после короткого обсуждения,  дают добрый совет детям из  других групп (в зависимости от названия групп: перелетным и зимующим птицам, животным жарких и холодных районов Земли)

- А сейчас обсудите в группах, какой добрый совет вы могли бы дать другим?

 (Совет дают в зависимости от названия групп: перелетным и зимующим птицам, животным жарких и холодных районов Земли)

(Дети высказывают свои советы)

2 этап:

Погружение в тему.

4 минуты.

АМО «Ключевое слово»

Цель: научиться определять цель работы, используя ключевые слова-подсказки

Технология проведения: дети отвечают на вопросы учителя, угадывают предметы из «волшебного сундучка», называют группу предметов одним словом. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, на какие вопросы будут искать ответы.

- Я предлагаю вам вспомнить изученные  темы  и подумать, что их объединяло?

(Когда учиться интересно? Когда наступит лето?

Когда придёт суббота?) (Ответы детей)

Мы искали ответ на вопрос КОГДА?

(карточка со словом КОГДА вывешивается на доску)

И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе.

Игра «Волшебный сундучок» (достаем предметы –отгадки из «сундучка»)

- Чтобы узнать второе слово, поиграем в игру-угадаем, что лежит в черном ящике? Нам помогут  загадки:

1. Лохматый пес

Тепло принес:

Хозяина обнимает,

От стужи укрывает. (Шуба)

2. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

3. У нее есть капюшон,

Бывает мехом опушен. (Куртка)

4. Упрятались голышки

В лохматые мешки:

Четверо вместе,

Один – не на месте. (Варежки)

- Как назвать одним словом эти предметы? Одежда

  На доске появляется карточка со словом ОДЕЖДА.

- Это второе слово, которое поможет определить тему нашего урока.

- Кто догадался?

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА?

- Ребята, а что такое «одежда»?

- Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (в словаре)

-Давайте послушаем, как в словаре дается толкование этого слова(ученик читает из словаря В.И.Даля)

- А что бы вы хотели узнать про одежду?(Ответы детей)

- Итак, мы сегодня будем путешествовать из прошлого в настоящее и постараемся ответить на все ваши вопросы.

Познавательные: обще-учебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка.

3 этап:

Формирование ожиданий.

3 минуты.

АМО «Коллекция  пуговиц»:

Цель: научиться определять и формулировать ожидания и опасения предстоящей работы.

Технология проведения: учитель заранее готовит ковер-платок. На него дети, с помощью прищепок, крепят пуговицы: красные-ожидания, синие-опасения.
    Свои ожидания ученикам предлагается записать на красных, а опасения – на синих. Те, кто записал, подходят к ковру и прикрепляют пуговицы. После того, как все ученики прикрепят свои «записи» , учитель озвучивает их.

- Ребята, тема «Когда появилась одежда?» - требует размышлений. И у каждого из вас есть свои ожидания и опасения.  

Свои ожидания мы будем записывать на красных пуговицах, а опасения – на синих.

(Дети записывают свои ожидания, опасения  и прикрепляют к ковру (платку) на доске.)

- В конце урока мы вернёмся к ковру и проверим: оправдались ли ваши опасения и ожидания.

Регулятивные:

Прогнозирование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап:

Интерактивная лекция

16 минут.

АМО «Музей»

Цель: научиться работать в группе, совместно обсуждая задания, вносить коррективы,  доказывать своё мнение.

   Технология проведения: на разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока.

Перед началом экскурсии дети определяют круг вопросов. Затем передвигаются, как в музее, по «залам-секторам». Экскурсоводы (дети, учитель) ведут по залам, где дети выполняют задания. Первый зал (сектор класса) оборудован для просмотра презентации. Второй-два круглых стола с нетбуками,  конвертами с заданием, вата, баночки с водой. Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет предложенные задания. По истечению отведённого времени –отчет.

АМО «Исследование»

Цель: развивать навыки исследовательской деятельности

Технология проведения: дети под руководством учителя выполняют предложенное исследование кусочков ткани, пробуют сами скрутить нить.

-Сегодня, мы с вами снова окажемся в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее. Только разговор пойдет не о животных. На смену динозаврам пришел человек!

Слайд

-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?

-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а может одежду еще не придумали!?( еще не придумали одежду, не было тканей..)

- Как вы думаете, когда появилась одежда? А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы. Для этого мы отправимся в музей истории одежды.

Первый зал «Одежда первобытных людей» (Слайд )

     Экскурсовод в этом зале (подготовленный ученик).

Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб.

-Для чего, с какой целью люди делали одежду из шкуры?

- Что люди использовали вместо игл?

Второй зал "Тайна тканей"(нетбуки на столах, дети просматривают слайды презентации)

Дети работают в группах.

Экскурсовод в этом зале (учитель)

 Из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур переоделся в ткань. Такую одежду носили в Древней Греции. Опишите одежду

(с.20 используется веб- камера)

 (Большим куском ткани, человек оборачивался несколько раз, а концы закалывали булавками)

-Подходит ли такая одежда для нашей страны? (только для лета)

    Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! (коллекция тканей слайды) А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...

 Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей!

-Возьмите конверт № 1, там лежат образцы тканей. Рассмотрим их. Возьмите лупы.

-Из чего же сделана ткань? 

Правильно, все нити у тканей крепко держатся друг за друга.

-Кто же их переплел? (ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! (Слайд )

 Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать -ткач)(слайды)

- Молодцы! Продолжим! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Практическая работа

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.


А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!
Потом изобрели веретено
 (Слайд ), а затем и прядильный станок (Слайд ). А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Третий зал "Одежда из прошлого"

Экскурсовод в этом зале (подготовленный ученик)

(Слайды)

    Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. Родиной бантов и кружев считают Францию!  В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали.

Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.

- Так что же одевали люди на Руси?

Четвертый зал "Современная одежда".

   Для того, чтобы отправиться в следующий зал давайте подумаем:

-Какую одежду носит современный человек?

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? 
– Для чего современному человеку нужна разная одежда?

– Отличается ли одежда по временам года?

С.20-21 учебник (веб-камера)

-И вот машина времени, вместе с Муравьишкой  и Черепахой, переносит нас  в современность, в наше время. Расскажите, в какой одежде мы ходим?

-Что мы одеваем зимой? (шубу, пальто, сапоги, шапку, шарф)

-Что мы одеваем осенью и весной? ( плащ, куртку, сапоги)

-Что мы одеваем летом? (Платья, шорты, шляпки, юбки, майки)

Вывод:

 -Почему мы меняем столько одежды? (потому что мы живем в стране, где погода сильно меняется в разное время года)

Чем занимаются люди? Как они одеты? Почему? (с.21)

К деловой одежде относится школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

К «спортивной одежде» относится спортивный костюм, футболка, шорты, майка, спортивные брюки.

К «рабочей одежде» специальный халат, фартук, нарукавники, комбинезон ,косынка.

К «домашней одежда» халат, платье, брюки и кофта.

 Специальную одежду надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

Вывод:

  Выбор одежды зависит от вида деятельности.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

5  этап:

Эмоциональная разрядка.

3 минуты.

АМО «Да или нет»:

Цель: снятие усталости, нервного напряжения.

Технология проведения: все дети становятся полукругом, выполняют задание: одежда-хлопают в ладоши, нет-приседают.

Проводится физкультминутка.

 Игра «Одежда или нет»

- Я буду называть предметы. Если назову предмет, который относится к одежде – хлопайте в ладоши. Если нет- приседайте. (слайды или картинки)

Шуба пальто кепка  брюки платье шляпа

 тапки сапоги  пиджак  шорты юбка

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

6  этап:

Проработка содержания темы.

10 минут.

АМО «Кластер»

Цель: научиться доказывать свою точку зрения.

  Технология проведения:  участники делятся на группы. Составляют кластер из слов, затем выбирают лидера для представления работы. Затем все схемы собирают на одном плакате.

АМО «Проектируем».

  Цель: закрепить изученный материал

Технология проведения: учащиеся помогают моделям «одеться» в свою одежду, наклеивают детали одежды.

  1. ЭОР (интерактивная доска) «Узнай профессию»
  2. Составление кластера (из разрезных слов)- 4 группы

 В центре ключевое слово «одежда». Наклеить на лист слова.

                                     Одежда

 первобытных людей     из прошлого      современная

                     

                                   Одежда

    Погода         страна        занятие        профессия

                                     Одежда

Деловая      рабочая      спортивная      для дома

                                    Одежда   

модельер          швея     швейная фабрика

    Сейчас вы будете работать самостоятельно. У вас на столах в конверте № 2 лежат картинки одежды (из рабочей  тетради). Вы сейчас превратитесь в модельеров и оденете свою модель (одну по выбору).  

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

7 Рефлексия.

5 минут

АМО «Коллекция  пуговиц»:

Цель: подвести итог всей работы на уроке. Сопоставить, оправдались ли ожидания и опасения, сделанные в начале урока.

Технология проведения: дети наклеивают на пуговицу зеленую звездочку, если их опасения и ожидания не оправдались, или желтую -  если оправдались.

-Сейчас мы с вами  вернемся к  коллекции пуговиц.

-Подумайте, какое настроение, и впечатление у вас осталось от урока?

       Учащийся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…»

- Давайте подведём итоги всей работы.

Сейчас каждый выйдет к доске- наклеивают на пуговицу зеленую звездочку, если их опасения и ожидания не оправдались, или желтую -  если оправдались.

-Что нового сегодня узнали?

-Где будем применять полученные знания?

- С каким настроением заканчиваете урок?

 У русского народа много пословиц и поговорок. В них заключается народная мудрость. Как вы понимаете?

Человека встречают по одежде, а провожают по уму.

- Спасибо всем за урок! Желаю удачи!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.

     Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?».

Тип урока: изучение новых знаний.

Цели: познакомить с историей создания одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением; показать зависимость типа одежды от погодных условий; учить внимательно и бережливо относиться к своей одежде;

 развивать навыки исследовательской деятельности;  воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду,  интерес к предмету посредством использования технологии АМО,  средств ИКТ.

Планируемые  результаты
- учащиеся научатся прослеживать   историю возникновения одежды и развития моды;

отличать национальную одежду своего народа;

 подбирать  подходящую для конкретного случая  одежду;

Личностные УУД 
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, 
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса 

Регулятивные УУД 
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 

Познавательные УУД 
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Коммуникативные УУД
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества в групповой работе.

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков 
- рабочая тетрадь на печатной основе для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков 
- раздаточный материал картинки птиц, животных, пуговиц, звездочек

-конверты с заданием для работы в группах

-интерактивная доска, веб-камера, презентация «Когда появилась одежда»

Образовательные технологии:

Технология АМО

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология урока на деятельностной основе.

Технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира на тему: "Когда изобрели велосипед?"

Тема «Когда изобрели велосипед?» является предпоследней темой в разделе «Где и когда?» курса «Окружающий мир» по учебнику А.А.Плешакова (программа «Школа России»).Этап открытия нового знания сопровожд...

Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"

Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира по теме "Когда жили динозавры"

Цель: дать представление о далеком прошлом Земли, о жизни динозавров....

Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"

В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда» ( 1 класс)

Данная разработка пожет учителю  познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной моды. А также с помощью данного конспекта учитель легко научит детей внимательнее относиться к св...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»

Цель урока:  создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных,  коммуникативных,креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме ...