Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Леонтьева Наталья Васильевна

В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Когда появилась одежда?» 1 класс. УМК «Школа России» 1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

Ткацкая фабрика 7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

Древняя Греция 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

18

Слайд 19

19

Слайд 20

20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

23

Слайд 24

24

Слайд 25

25

Слайд 26

26



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира

учителя начальных классов Леонтьевой Н.В.

Тема: «Когда появилась одежда»

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен с учётом дидактических принципов системе развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель реализуемая на уроке:

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к различным способам действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Прогнозируемые результаты:

- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;

- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;    

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

- формирование УУД.

Личностные УУД:
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• работать со словарем и словарной статьей;

 Работать с иллюстрацией, извлекать из нее необходимую информацию, делать выводы, прослеживать с помощью иллюстраций историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку, определять функциональное назначение одежды;

• рассматривать и анализировать строение образца ткани;

 отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов (П);

•различать типы одежды в зависимости от её назначения

Коммуникативные УУД: 
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества;

• работать в группе: вступать во взаимодействие в группе, планировать учебное сотрудничество;

 • собирать пословицу из разрезанных частей, объяснять ее смысл

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, презентация «Когда появилась одежда?», толковый словарь, электронный микроскоп, конверты с марлей, кусочек ваты, банка-непроливайка, слова–таблички для построения схемы на доске, слова пословицы, маркер, платок/ткань для микроскопа.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и когда?». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

На протяжении всего урока велась работа над развитием речи учащихся, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

            Уместно на уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие» т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников.  Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала в проблемной форме, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышали ответственность учащихся за результат своего труда

Учебное время на уроке использовалось эффективно, практически весь запланированный объём урока выполнен. На уроке я не успела с учащимися разобрать смысл пословицы «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Применялись здоровьесберегающие технологии (физическая разминка, использование средств ИКТ в соответствии с СанПин).

На мой взгляд - урок прошел успешно, поставленной цели достиг.

Перспективы на будущее:

  1. Вовлекать всех учеников в работу на уроке.
  2. Учить ребят выражать свои мысли.
  3. Добиваться от учащихся полных, точных и правильных ответов.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №14

Самоанализ урока окружающего мира

в 1 «В» классе по теме

«Когда появилась одежда?»

                                                                                   Разработчик: Леонтьева Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

Калининград

2019-2020 гг.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда появилась одежда?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к различным способам действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Прогнозируемые результаты:

- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;

- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;    

 - воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; формирование УУД.

Личностные УУД:
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• работать со словарем и словарной статьей;

 Работать с иллюстрацией, извлекать из нее необходимую информацию, делать выводы, прослеживать с помощью иллюстраций историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку, определять функциональное назначение одежды;

• рассматривать и анализировать строение образца ткани;

 отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов (П);

 •различать типы одежды в зависимости от её назначения

Коммуникативные УУД: 
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества;

• работать в группе: вступать во взаимодействие в группе, планировать учебное сотрудничество;

 • собирать пословицу из разрезанных частей, объяснять ее смысл

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, презентация «Когда появилась одежда?», толковый словарь, электронный микроскоп, конверты с марлей, кусочек ваты, банка-непроливайка, слова–таблички для построения схемы на доске, слова пословицы, маркер, платок/ткань для микроскопа, наглядное пособие «Образцы тканей и волокон».

ХОД УРОКА:

  1. Психологический настрой.

- Как всегда, ребята, в начале         урока я вам желаю удачи. Ведь даже с маленькой удачи начинается путь к большому успеху.  (Табличка «С маленькой удачи начинается большой успех» в качестве девиза урока прикрепляется на доску)

  1. Определение темы урока. Определение уровня знания/незнания.

Слайд 2. Посмотрите, какие красивые куклы. А что их делает красивыми? (одежда)

-    Действительно, одежда делает их очень красивыми.

- Как выдумаете, о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке? (об одежде). (На доску прикрепляю табличку «Одежда»)

- Знаете ли вы, что такое одежда? (ответы детей)

-  Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)

- Значение слов можно посмотреть в толковом словаре. Вот как объясняется это слово в толковом словаре С. Ожегова:

“Одежда – совокупность (группа) предметов, которые покрывают тело”.

- А что бы вы хотели узнать об одежде? (Ответы детей: какая бывает, из чего делают и т.д.)

- На эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

- А как вы думаете, когда появилась первая одежда? (Предполагаемые ответы: давным-давно)

- Подумайте, во что одевались люди, которые жили много лет назад? (предположения детей)

- Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.

(Чтение текста на стр. 21 и беседа по содержанию.)

– Когда появилась одежда? (в глубокой древности)

 – Во что одевались первобытные люди? (в шкуры животных)

Слайд 3. - Действительно, одежда появилась в очень далеком прошлом. Первобытный человек делал одежду из того, что он мог добыть на охоте, из шкур убитых животных.

- А зачем первобытным людям нужна была одежда? Для чего? (ответы детей: чтобы защититься от ветра, холода, дождя, от жары). (На доску прикрепляю табличку «Защита»).

- Верно. Сначала люди просто связывали и обматывали себя шкурами. Но постепенно они научились их обрабатывать, выделывать, шкуры стали более тонкими и удобными.

- Шло время, и люди научились делать ткани. Как вы думаете, из чего состоит ткань? (из ниток).

- Давайте рассмотрим  кусочек ткани под микроскопом и определим из чего же состоит ткань.

Работа с электронным микроскопом (под цифровой микроскоп кладем кусочек ткани, носовой платок)

- Посмотрите, ткань состоит из нитей. Но как же нити скреплены между собой (они переплетены).

- Действительно нити переплетены. Есть некоторые виды ткани, в которых это можно увидеть и без микроскопа.

Слайд 4. Это, например, мешковина и марля.

- Рассмотрите кусочек марли, который лежит у вас на парте. Видите, как переплетены нити?  

- А кто же переплел эти нити (ответы детей)

Слайд 5-7 - Это сделал ткацкий станок. Человек, который ткет ткань называется ткач или ткачиха. А это современный ткацкий станок.

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? (ответы детей)

- Нити делают из хлопка, льна, шерсти и других волокон (рассматривание образцов искусственных и натуральных тканей и волокон)

- Если взять кусочек ваты, немного намочить его и начать скручивать, при этом немножко растягивая, то получиться пусть не очень ровная и не очень тонкая, но нить.

- Попробуйте. (Деятельность детей: пытаются, смочив пальцы водой из банки-непроливайки, скрутить нить)

- А знаете, чем вы сейчас занимаетесь? Прядением. В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами.

Слайды 8-9. Потом изобрели прялку и веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают, огромные прядильные машины.

-Итак, люди научились делать ткань, и стали одеваться в эти ткани.

Слайд 10. - Посмотрите, мы с вами в Древней Греции.

-Посмотрите на одежду. Что вы можете о ней сказать? (ответы детей: эту одежду делали  из  большого  прямоугольного  куска  ткани, которую оборачивали вокруг  тела, а на  одном  плече  закрепляли  брошью).

Слайд 11. -Позже люди изобрели иголку, догадались вдеть в нее нитку и с этого момента одежда начала быстро изменяться.

- Посмотрите на этих людей. Какая разная одежда на них. Как вы думаете, этим людям одежда нужна только для защиты от холода, ветра, жары, дождя?

- Для чего одевали такую одежду (для красоты. Прикрепляю табличку «Красота»). 

Слайд 12. - Сейчас я хочу показать вам человека, одетого совершенно необычно?

- Кто это? (Рыцарь). А для чего ему нужна одежда? (для защиты.)

- Кто изготавливает обычную одежду, одежду из ткани? (швея, портниха) 

 Слайд 13. - Как вы думаете, кто делал одежду для рыцаря? (Кузнецы).

- Скажите, а много ли одежды было у первобытного человека? (ответы)

- Много ли одежды у вас? (ответы детей)

- Всегда ли вы ходите в одинаковой одежде или выбираете ее? (ответы детей) –

А как вы ее выбираете? (ответы детей: в зависимости от ситуации).

Слайд 14. -Посмотрите на этих людей.  Когда люди надевают такую одежду? (в офис, в школу)  

- Как бы вы назвали эту одежду? (ответы детей). 

 - На странице 21 найдите группу людей в такой одеже, прочтите, как называется такой стиль одежды. (Деловая). 

- Есть ли у вас такая одежда?  (школьная форма).

По мере определения видов одежды по назначению на доску прикрепляются таблички «деловая», «спортивная», «рабочая», «домашняя», «профессиональная», «национальная», « детская»,)

Слайд 15. Как вы назовете такую одежду? (спортивная).  Есть ли у вас такая? Когда люди надевают такую одежду?

Слайд 16-17. Аналогично рабочая одежда и домашняя 

- Скажите, а может ли нам рассказать одежда кем работает человек? (ответы детей)

Слайды 18-24 - Давайте поиграем. По одежде постарайтесь угадать, кем работает человек

- Откройте рабочие тетради на странице 16. Выполнять будем здание номер 2

Слайд 25. - А как называется эта группа одежды? (народная). 

Слайд 26. - Как называется такая одежда?  (детская). 

- Как же мы должны относиться к своей одежде? (ответы детей)

Работа по парам. Собери пословицу. «Встречают по одежке, а провожают по уму»)

 - Что означает эта пословица? (Нам обязательно нужно содержать одежду в чистоте, ухаживать за ней, держать в специальных шкафах, одеваться по сезону и в зависимости от ситуации. Но какой бы красивой и чистой не была наша одежда, мы не должны забывать, что очень важно быть красивыми и изнутри. Учиться, много читать, развиваться).

  1. Итог. Рефлексия.

- Посмотрите на схему, которая у нас с вами вместе сегодня на уроке  получилась … Кто хочет рассказать, что же он узнал сегодня на уроке. (ответы)

НА ДОСКЕ из прикрепленных в ходе урока табличек получается:

                                    ОДЕЖДА

защита                                                      деловая

красота                                                     спортивная

                                                                  рабочая

                                                                  домашняя

                                                                  профессиональная

                                                                  национальная

                                                                  детская

- У вас на парте лежат солнышки и тучки. Кому все понятно было на уроке, поднимите и покажите мне солнышко. Кому что-то было непонятно – тучку.

       

                       

           

             

   

       

ДЕТСКАЯ

 ЗАЩИТА  

КРАСОТА

ДЕЛОВАЯ

СПОРТИВНАЯ

РАБОЧАЯ

ДОМАШНЯЯ

ПОФЕССИОНАЛЬНАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ

      

   

     

         

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"

На уроке учащиеся знакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя)....

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...