Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа №170 г. о. Самара
Конспект урока по окружающему миру
на тему:
«Когда появилась одежда?»
УМК «Школа России»
1 «к-1» класс
Учитель: Ивленкова Марина Геннадьевна
Тип урока: | открытие нового знания |
Цель урока: | - Познакомить учащихся с историей появления одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, национальная), воспитывать бережное отношение к своей одежде, показывать зависимость типа одежды от погодных условий. |
Планируемые достижения: | - умение прослеживать историю появления одежды и развития моды; - умение подбирать подходящую одежду для конкретного случая; - развивать мышление, память, умение слушать; - воспитывать у детей интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; - формирование УУД. |
Формирование УУД: | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять учебно - познавательный интерес к обучению в школе; обобщать полученные знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные:Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме и задавать вопросы; слушать и понимать речь других; контролировать действия партнёра; позитивно относится к процессу сотрудничества. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса. |
Оборудование урока: | учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков, презентация на тему: «Когда появилась одежда?», тест, листы для тестовых ответов ;образцы ткани, вата, карточки с названием видов одежды для кластера, картинки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, сундук-знаний ,кукла-малыш, пеленка, одежда, конверты с заданиями для работы в парах; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей, смайлики, карточки-рубашки 3-х цветов, баночки с водой. |
Организация работы на уроке: | Фронтальная , в парах, индивидуальная. |
План урока: | 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие» нового знания. 5. Физ. Минутка. 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. 8. Итог (рефлексия учебной деятельности). |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент(1 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | - Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших смайликах. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний(5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:наблюдения, сравнения, аналогии; | - На прошлом уроке мы с вами говорили о птицах. Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц. - Каких птиц называют зимующими? - Каких – перелётными? - Каких перелётных птиц вы знаете? - Какие птицы зимуют в наших краях? - Легко ли этим птицам зимой? - Почему? - Как вы можете помочь зимующим птицам? - А теперь каждый из вас выполнит задания теста по ранее изученным темам. 1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?(перелётные) А- прилетающие Б-улетающие В-перелётные 2. Какая из этих птиц зимует в наших краях? (синица) А-синица Б-ласточка В-журавль 3. В каком районе Земли круглый год жарко? (саванны) А-Северный-Ледовитый океан Б-саванны В-Антарктида 4. Чем питаются белые медведи? (рыбой) А-пингвинами Б-рыбой В-растениями 5. Какие из этих животных не живут в жарких странах? (медведи) А-слоны Б-медведи В-альбатросы -Молодцы! -У кого нет ни одной ошибки? -Вы замечательно поработали. Раскрасьте смайлик, который радуется вместе с вами. -У кого одна или две ошибки? -Вы хорошо выполнили задания, только вам нужно быть немного внимательнее. Раскрасьте смайлик, который вот-вот готов улыбнуться. -У кого три ошибки и более? Вам обязательно нужно повторить изученные темы и активнее работать на уроках. Раскрасьте смайлик, который немного огорчён, но обязательно улыбнётся,как только вы исправитесь. | Фронтальная беседа -Зимующие и перелётные. -Птиц ,которые остаются зимовать в наших краях. -Перелётные-птицы, которые улетают на зиму в тёплые края. Ласточка, соловей, скворец, журавль. Дятел, сова, воробей, синица, галка. Дети рассказывают о том, как помогают птицам зимой. Самостоятельная работа(выполнение теста). Показ теста на интерактивной доске. Взаимопроверка в парах. Исправление ошибок. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | - Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? - Он, как всегда принёс нам загадки. 1. Дождик льётся не на шутку, Надевают дети… 2. Если мёрзнут даже зубы, Значит, надевайте… 3. Мы зимою по привычке Надеваем… - Назовите эти предметы, одним словом. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. 1. Узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени. 2. Научимся подбирать для каждого случая подходящую одежду. | Организация постановки цели урока детьми. -Муравьишка Вопросик. Разгадывание загадок. -Куртку. -Шубы. -Рукавички. -Одежда. Формулировка темы урока детьми. На доске открывается тема урока (слайд 1). Учебные задачи на доске(слайд 2). | Регулятивные УУД: Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование(определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. «Открытие» нового знания (10 мин) Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; |
-Муравьишка пришёл к нам не один. Он принёс в наш класс крошечного малыша. Посмотрите, какая на нём одежда? -Через некоторое время малыш стал подрастать. Какая ему теперь нужна одежда? - Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится малышу ? - Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. 2.Знакомство с историей одежды - Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды. - Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду? Правильно, это одежда из прошлого. Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра ,дождя, снега. Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло одежду делали из листьев деревьев, обвязывая их вокруг талиикак юбочку. Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тыс. лет назад, когда на Земле наступило похолодание. До сих пор мех и кожу используют в одежде. - Шло время, и люди научились делать ткань. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань? Какие ткани разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Ткань состоит из нитей. Посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду переплетены нити. Все нити крепко держатся друг за друга. Раньше,тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки. Он тыкал палкой с нитью то в одну сторону,то в другую. Уберём из слова «тыкать» букву ы и получим «ткать». - А кто же переплел эти нити. Это сделал ткацкий станок. Ткань из нитей ткут,а сами нити откуда берутся? Возьмите кусочек ваты, намочите её водой и скручивайте пальцами, немного растягивая. -Что получилось? Нить? Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная. Ведь вата – это очищенный хлопок. Волоконца у хлопка ворсистые, и , когда вы их сжали пальцами и скрутили . они сцепились своими ворсинками. -А знаете чем вы сейчас занимались? Прядением! Потом изобрели веретено и прядильный станок. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные , но и шерстяные, и льняные. -Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. Человек из шкур переоделся в ткань. - Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? -Такую одежду носили в Древней Греции. - Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом. -У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых длинная. - Время шло, и люди научились шить красивые наряды. В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, кружевом, лентами. Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. - Одеваются ли современные мужчины так, как одеты мужчины на рисунках? - Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту. Определение назначения одежды. - Посмотрите, во что одет Муравьишка? - Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? - Из чего делали такую одежду? - Почему? -А какая одежда на Мудрой Черепахе? -Это одежда современная, спасающая от дождя. -Вот мы и добрались до современности. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. | -Пеленка. -Ползунки и распашонка. -Брюки ,рубашка, куртка . Слайд 3 Стихотворение рассказывает ученик. -Итак, начинаем рассказ об одежде. Заглянем мы в разные времена. Расскажем о той, что нужна была прежде, И как изменилась сегодня она. Слайды 4-5. -Шкуры носили далёкие предки, Недаром они были ловки и метки. А каждый костюм добывался в бою. Предки ценили одежду свою. Слайд 6. Практическая работа. Дети с помощью лупы рассматривают образцы тканей и делают вывод. Слайд 8. Из намоченного водой куска ваты дети скручивают нить. Слайд 9. Слайд 10. Ученик рассказывает стихотворение. -Греция ,Рим .Одеяние строгое. Звались одежды хитоном и тогою. В тогах атласных те, кто богаче. Рабы одевались, конечно, иначе. Слайд 11-12. Стихотворение рассказывает ученик. -Знать при дворе называлась придворною. Носила костюмы с отделкой узорною. Если б не те костюмы, как знать, Сумели бы знать отличить и узнать? -Конечно, нет. -В доспехи рыцаря. Слайд 13. Ответы детей. -Из металла. -Для защиты. -Плащ. Слайд 14. | Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. (1 мин) | -А сейчас мы немного отдохнём и продолжим наше путешествие. (Интерактивная физкультминутка). | Дети под музыку повторяют движения смайлика. | |
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; | Отгадайте загадки о видах одежды: 1. По дороге я шел, Две дороги нашел, По обеим пошел . 2. Ноги в них быстры и ловки, То спортивные … 3. С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы…? 4. Надевают для покоя И снимать не хочется. 5.Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Добрый доктор… Столяр Джузеппе – Сизый нос Полено как-то в дом принёс. Он начал что-то мастерить- Полено стало говорить. Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. Толстяк живёт на крыше, Летает всех он выше . Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золочённой карете Поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, Откуда я ,как я зовусь. Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. -Куда можно пойти в такой одежде? 6.-Как называются костюмы, представляющиекакую-либо национальность? (национальный) Видео презентация «Костюмы народов Поволжья». -Всегда ли мы одеваемся одинаково? -Какая одежда нужна нам для разных случаев? -Современная одежда очень разнообразна. Всю ее можно разделить на несколько групп. -Давайте посмотрим в учебник ст.21, на какие группы разделена одежда? Назовите предметы одежды каждой группы. -Ребята, как вы думаете, куда одевают эту одежду? -А кто еще из людей одет в специальную одежду? -Давайте посмотрим , куда можно пойти в такой одежде? -А куда нельзя пойти в спортивной одежде? Составление таблицы видов одежды(кластера).Открываются карточки на доске. | Ученики отгадывают загадки. -Брюки. -Кроссовки. -Пожарники. -Домашняя одежда. -Айболит. -Буратино. -Красная Шапочка. -Карлсон. -Золушка. -На карнавал. Слайды 15-16. Рассказы детей. 1.-У мужчин и женщин одежда была свободная, чтобы удобно было двигаться. Главным предметом в мужском костюме была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку. Называли её косоворотка. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. 2.-В женском костюме тоже была рубаха. Рубаха - это древнейший вид одежды. Сверху надевали юбку и передник. Позже у женщин появился сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани ,украшали спереди узорной полосой. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей ,их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом. Зимой носили шубы, овчинные тулупы, меховые шапки и рукавицы. -Нет, не всегда. -Для каждого случая нужна определённая одежда. Слайд 17. Слайд 18 -Врач, военный, пожарный, священник ит.д. Слайд 19. Слайд 20. Слайд 21. Дети делают вывод и называют все виды одежды (деловая, спортивная, специальная, домашняя, праздничная, национальная.) | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Работа в тетради (стр.15 №1) - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке? -Почему вы так решили? Практическая работа А сейчас ребята вы будете работать в группах. 1 группа будет работать в рабочих тетрадях и выполнит задания №2 и №3 на ст.16. В №2 вы должны определить хозяина данных костюмов и соединить линиями рисунки и названия профессий. А в №3 вам нужно помочь подобрать головные уборы детям и наклеить их рядом с персонажами. 2 группа будет работать с таблицей. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Как они связаны с нашей темой? 3 группа ребят познакомит нас с правилами ухода за одеждой. Из всех высказываний вам нужно выбрать только правила ухода за одеждой. - Подумайте, а стоит ли одежду беречь? - Как нужно ухаживать за своей одеждой? | Работа в парах.
Слайд 22. Слайд 23. -Времена года. -Наша одежда зависит от погоды. Проверка выполненной работы. Беседа о бережливом отношении к одежде. -Гладить, стирать, аккуратно носить и т.д. | Регулятивные УУД: Контроль(сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция(внесение коррективв план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8.Домашнее задание | - Ребята, я предлагаю вам побыть модельерами и нарисовать дома эскиз любой одежды. | ||
9. Итог (рефлексия учебной деятельности) (5 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; | - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали? -Понравилось ли вам путешествовать в прошлое? -Откройте учебник ст. 21 и прочитайте вывод, который для вас сделала Мудрая Черепаха. -Одежду раньше хранили в сундуках. У нас в классе тоже есть сундучок-шкатулка знаний. У вас на партах лежат рубашечки разного цвета. -Если вы все поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, урок вам понравился, то кладите в наш сундучок-шкатулку желтую рубашечку. Если вы что-то недопоняли , и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то кладите в сундучок зеленую рубашечку. А если же вы совсем ничего не поняли,и выполнение заданий было для вас тяжелым, то положите в сундучок красную рубашечку. - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! -Улыбнитесь друг другу и пожмите друг другу руки. Передайте свое тепло и хорошее настроение друг другу. | Организация фиксирования нового знания. Дети делают вывод. -Мы путешествовали в прошлое и узнали, что наша одежда появилась очень давно и менялась с течением времени. Она зависит от погоды, от занятий и даже от настроения. Чтобы одежда служила нам долго, мы должны ухаживать за ней. Слайд 24. | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка(осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса
Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?" 1 класс. Материал составлен в соответствии с ФГОС. Включает в себя обучающие игры и наглядный материал....
Конспект урока по окружающему миру на тему: Когда мы станем взрослыми?
Конспект урока в 1 классе на тему: Когда мы станем взрослыми? УМК Школа России...
Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....
Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"
В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда» ( 1 класс)
Данная разработка пожет учителю познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной моды. А также с помощью данного конспекта учитель легко научит детей внимательнее относиться к св...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»
Цель урока: создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных,креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме ...