Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Астахова Елена Петровна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?" 1 класс. Материал составлен в соответствии с ФГОС. Включает в себя обучающие игры и наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
  2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
  3. Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование и средства обучения: 

  1. Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. А. А.Плешаков. Москва. Просвещение. 2011г.
  2.   А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение»  2011 г..
  3. Альбомные листы, цветные карандаши (фломастеры).
  4. Призы смайлики
  5. Конверты с загадками
  6. Снеговик
  7. Картинки с Муравьём вопросиком и Мудрой черепахой
  8. Карточки с заданиями «Времена года»
  9. Игрушка «Слоник».
  10. Таблицы с днями недели.
  11. Мелодия скрипа снега под ногами
  12. Карточки для физкультминутки

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Эмоциональный настрой

1 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;  называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

Коммуникативные  работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.

Регулулятивные  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

ΙΙ. Актуализация знаний

А начнём урок с загадки.

Жду я ваши тут отгадки.

Думайте не торопясь

Что загадать я собралась.

Это насекомое в книге поселилось

И вопросов у него к нам много накопилось. (Муравей вопросик.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.

-Отгадайте загадку Муравьишки:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

-Назовите по порядку все дни недели.

В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели.

Игра «Неделька, стройся»

-Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.

-Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт.

-Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).

Проигрывается мелодия скрип снега.

-А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?

Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика.

-Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)

-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

-Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

-А когда же потеплеет (весной, летом).

-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

-Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.)

-Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.

-Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске.

Расположите цифры в порядке возрастания. Как только выполните это задание, мы узнаем,  о каких временах года мы забыли сказать.

3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке.

1-З              1-О             1-В

2-И              2-С            2-Е

3-М             3-Е             3-С

4-А             4-Н             4-Н

                   5-Ь              5-А

-Назовите эти времена года ещё раз.

-Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

-Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

ΙV. Применение нового знания

-Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?

-А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).

Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.

-А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

-Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).

-А какое сейчас время года? (Зима)

-Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень)

-Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их?

К доске выходят ученики с конвертами и читают загадки. Дети отгадывают и показывают это время года на схеме.

-Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).

-Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)

-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

-Можем ли мы ответить на его вопрос?

-Когда наступит лето? (После весны)

-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

-Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев».

-Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

-Прочитайте их названия по цепочке.

-А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

Физкультминутка

А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.

-Я предлагаю разделиться на 4 группы. Те ребята, которые родились зимой, а именно в декабре, январе и в феврале, занимают 1 ряд. Те ребята, которые родились весной, а именно в марте, апреле, мае, садятся за 2 ряд. Ребята, родившиеся осенью (сентябрь, октябрь, ноябрь) занимают 3 ряд. А ребята, родившиеся летом (июнь, июль, август) становятся рядом со мной.

Итак, каждому из вас я дам задание на карточках. Вы, прочитав эти карточки, должны показать один из видов детских игр и забав. А остальные ребята стараются угадать, о какой забаве идёт речь.

Зима-катание на коньках

Весна- пускание корабликов

Лето-купание в речке

Осень- бег по лужам.

Дети группами по очереди выходят к доске и демонстрируют каждый свою забаву.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей).

-Рассмотрите рисунки Муравьишки на стр.11. Найдите ошибки, которые он допустил?

-Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

-Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.

-Посмотрите задание №1. стр. 9.

-Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки

в правильном порядке.

-Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?

-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

-Задание №2.

-Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

-В задании №3 прочитайте названия первых трёх месяцев. К какому времени года они относятся?

-Предлагаю опять образовать 4 группы.

-Объединитесь и придумайте значок для своего времени года.

Каждой группе учитель даёт  лист бумаги и карандаши. Дети выполняют задание коллективно.

-Выберите из группы товарища, который будет рассказывать о своём значке.

Дети выступают с ответами.

-Посмотрите задание №4

-Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

-С какого месяца начинается год? (С января)

-Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично расставляем цифры

Над остальными месяцами.

V. Итог урока

-Посмотрите на доску и продолжите цепочки:

(На доске запись, которую учитель готовит заранее)

Дни недели: понедельник,…

Времена года: весна,….

Весенние месяцы: март,…

Летние месяцы: июнь,…

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,…

Рефлексия.

-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.

У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.

-А  выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:

Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.

Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме

Синее сердечко – я ничего не понял.

-А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики.

Спасибо за урок!

        

        

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

Загадка

Идёт красавица,

 Земли касается,

 Где снег был, лёд,

 Трава цветёт.

Загадка

Зеленеют луга,

 В небе - радуга-дуга.

 Солнцем озеро согрето:

 Всех зовёт купаться ...

Загадка

Утром мы во двор идём -

 Листья сыплются дождём,

 Под ногами шелестят

 И летят, летят, летят...

1-З        1-О         1-В

2-И       2-С          2-Е

3-М       3-Е         3-С

4-А       4-Н        4-Н

             5-Ь         5-А

Катание на коньках

Пускание корабликов

Купание в речке

Бег по лужам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)

План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах,  их последовательности, нау...

Конспект урока по окружающему миру: «Когда наступит лето?», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируемые результаты: Предметные: знать схему смены времен года и месяцев, научит...

Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс

Когда наступит лето? Конспект урока по окружающему миру 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру ««Когда наступит лето?» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Когда наступит лето?»Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируем...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Когда наступит лето?"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Когда наступит лето?»  Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах года, месяцах и их последовательностиПланируемые ...

Технологическая карта урока по окружающему миру, тема: "Когда наступит лето?", 1 класс

Цель: формирование представления учащихся о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о временах года...