Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Пиксина Светлана Сергеевна

 

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. На этапе введения новых знаний, используется современная мультимедийная презентация с аудио и видеофайлами, выполненная в PowerPoint. Презентация  наглядно-образно помогает представить тему урока, оказывает воздействие на зрительный канал поступления информации, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.В процессе урока охватывается обширный учебный материал. Использование мультимедийных технологий повышает обучающий эффект при изучении данной темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:


 


                                                                                   

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Милорадовка

Краснопартизанского района Саратовской области»

Урок окружающего мира

по теме

«Страна, открывшая путь в космос».

Подготовила:  Пиксина С.С.

учитель начальных классов.

С. Милорадовка  2010 г.

Краткая аннотация работы

Номинации конкурса:   Урок с использованием ИКТ.

Образовательная программа: программа окружающего мира в рамках образовательной системы  «Школа России»

Тема: «Страна, открывшая путь в космос».

Класс: 4

Тема.  Страна, открывшая путь в космос.

Цели.

  1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики

            в  нашей стране.

      2.   Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.

      3.   Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий

            и прославляющий.

Оборудование для учеников:

            учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,

            презентация «Ю.А. Гагарин», подготовленная учеником,

            карточки для эмоциональной оценки урока,

            воздушные шары.

Оборудование для учителя:

            компьютер, мультимедийный проектор,

            презентация «Страна, открывшая путь в космос» с видео- и аудиофайлами,

          карточки для самостоятельной работы, тесты,

          иллюстративный материал, посвященный освоению космоса,

          выставка книг и журналов о Космосе,

          иллюстрации звёзд для физминутки.

     



Ход урока.

  1. Организация класса.

Открываем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи

И успеха всем в придачу!

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем,

что победа досталась нашему народу дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Война коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила вас узнать какой след оставила Великая Отечественная война в жизни вашей  семьи? Есть ли в вашей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла? У кого из ваших родных детские годы выпали на время войны? 

Ответы на вопрос №2 стр. 146 учебника «Мир вокруг нас». Рассказы учащихся.          

 

III. Работа над новым материалом.

1.Вводная беседа. Сообщение темы урока.

           

           Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

           Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.

          В устах ученых много лет
         Жила мечта заветная –
         Взлететь при помощи ракет
         В пространство межпланетное.

              И это случилось в 50-е годы! 

                 Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса.

2.Рассказ учителя

            Слайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать  отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.

Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.

Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Слайд 4. Открываем первую страницу  книги истории освоения космоса.

Строительство космодрома. 

            Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

Слайд 5. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Запуск искусственного спутника Земли.
            В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.
 На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.


Слайд 6. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет в космос живого существа.

            Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

Слайд 7. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет человека в космос.

             После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

        12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы  Вселенной.

        Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории  человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.

Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию подготовленную ученицей.


Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине, сопровождающееся показом собственной презентации.

Задание:

Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы  

знаем, что он родился 9 марта 1934 года?

Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет  

 состоялся в 1961 году?

Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики)

 

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.


 Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, -
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

ФИЗМИНУТКА

  1. Глазодвигательные упражнения. Проверим внимательны ли вы.

Встаньте, найдите в классе глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые. Сосчитайте сколько звёзд разного цвета находится на нашем небе.

  1. На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите.

      Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы

      думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в

противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.

Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем  

сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя

получается от сгорания ракетного топлива.

Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Выход человека в открытый космос.
           Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики:

 Первыми направили космическую станцию на Луну;

           Именно советская автоматическая межпланетная  станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.

Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»

Первыми создали искусственный спутник Луны;

          В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.

Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

          В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса.

А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса

              Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку. 

3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).

Космонавтика

от латинского «orbita» - колея, путь.

Космодром

человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Космический корабль

комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей

Космонавт

застеклённое непроницаемое окно на корабле.

Скафандр

индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее

жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Иллюминатор

космический аппарат для полёта человека в космос.

Невесомость

пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время

функционирующий на орбите.

Орбита

отрасль науки для исследования и освоения космического  пространства

Орбитальная станция

состояние, при котором отсутствует сила притяжения.

4.Проверка самостоятельной работы. Слайд 10-19

5. Работа с учебником.

         Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы:

1.Как называлась наша орбитальная станция?   (Мир)

2.Когда она появилась на орбите Земли?  (20 февраля 1986 года)

3.Что и когда с ней случилось?    (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)

         После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.

Слайд 20. Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса»

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

6. Работа с карточками у доски.

(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):

• Слежение за погодой;

• Управление полетами самолетов;

Управление курсом кораблей в океанах;

• Передача телевизионного сигнала;

• Организация телефонной связи;

Изобретение новых лекарств в космосе;

Открытие новых звёзд астрономами;

Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;

Исследование  недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;

Ведение военной разведки,  с целью защиты границы нашей Родины от врагов.

• Изучение поверхности Земли и других планет и др.

    Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.

             После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Портреты космонавтов)

        Слайд 21. Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник  создателям первого в мире искусственного спутника Земли.

Слайд 22. Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке.

Слайд 23. На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

Слайд 24. А на территории нашей Саратовской области  в окрестности деревни Смеловки Энгельсского района установлена  стела,  устремленная  в  небо  ракетой,  под которой  встал  Гагарин. Установлена она на месте приземления Гагарина. Ведь, облетев первый раз земной шар, Гагарин приземлился именно в Саратовской области.

  1. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.

Тест

1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

        а) Ю.А. Гагарин

з) А. Леонов

р) В.В. Терешкова

2.Кого называют основателем современной космонавтики?

к) Г.С. Титов

е) К.Э. Циолковский

д) Ю.А.Гагарин

3..Как назывался первый космический корабль?

в) «Мир»

и) «Союз»

м) «Восток»

4. В каком году человек впервые полетел в космос?

н) 1951 год

л) 1961 год

д) 1957 год

5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

с) кошка

м) попугай

я) собака

По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)

  1. Итог урока.

           Юрий Алексеевич Гагарин -  был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: Слайд 25.

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
          Слайд 26. Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты..

 Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;

• Первыми совершили пилотируемый космический полет;

• Первыми направили космическую станцию на Луну;

• Первыми создали искусственный спутник Луны;

• Первыми вышли в открытый космос;

• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

         Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.

         На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

  1. Эмоциональная оценка урока.

На столах у вас лежат карточки:

Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.          

                                       

          Урок понравился!

          Урок не понравился…

          Урок оставил равнодушным.

Прикрепите ваши звёздочки на доску.

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.

  1. Оценивание работы учащихся.

  1. Домашнее задание. Слайд 27.

Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника.

В дополнительной литературе найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким.

Используемая литература:

Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.

Детская энциклопедия открытий. ООО «Издательство Астрель», 2004 г

Журнал «Наша история. 100 великих имён». Выпуск №5, ООО «Де Агостини», 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. Монопроект по теме «Страна, открывшая путь в космос»

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос» является заключительным  уроком раздела «Страницы истории Отечества». Целью данного раздела является знакомство учащихся  с...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

Урок Окружающий мир Тема: "Страна, открывшая путь в космос".

Задачи урока:Показать учащимся основные направления развития СССР до 1991 года.Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР. Планируемые результаты:Предметные:Иметь представления ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Урок ставит следующие цели:1) познакомить с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране, 2) расширять кругозор, развивать устную речь, 3) ф...

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Страна, открывшая путь в космос.

Предмет: Окружающий мирУМК «Школа России»Класс: 4Тема урока: Страна, открывшая путь в космосЦель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами р...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «Страна, открывшая путь в космос» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос;формирование представлений о жизни страны в период СССР;воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формиров...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Страна, открывшая путь в космос» Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизн...