Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок - исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - исследование312.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Учитель: Елизарова И.К., учитель начальных классов МОУ Пречистенской СОШ,

 п. Пречистое, Ярославской области, Первомайского района.

Тема: Вода и её свойства.

УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова

Требования: соответствие ФГОС.

Класс: 2 «А»

Цель: сформировать  представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Оборудование: 

- компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами;

- ЭОР по окружающему миру для 1 класса (издательство «Вентана-Граф»);

- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;

- оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу , чайная ложка;

 - цветные фишки для оценивания своей деятельности;

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация

- Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые  хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу.  Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение  до конца урока.

Ребята, я уже слышу  приближение нашей гостьи…

(Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.) 

А вот и она.

Учитель читает загадку:

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, кто это? (Вода)

II. Этап целеполагания.

Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева?  Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?

-Какая цель нашего урока?  (предстоит  узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой  бывает в природе.)

- Сегодня наш урок пройдёт в форме исследовательской деятельности. Вы станете исследователями, а чтобы вам было легче справиться с заданиями, будете работать в группах.

Выясним, кто такие исследователи?

Исследователи – это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы.   

III. Этап актуализации имеющихся знаний про лёд. Снег, облако

- Шумит он в поле и саду,

 А в дом не попадет.

 И никуда я не иду,

 Покуда он идет.            (Дождь – жидкое состояние воды)

- Не снег и не лед,

 А серебром деревья уберет.           (Иней – твёрдое состояние воды)

-Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

 Но солнце ее припечет –

 Заплачет она и умрет.         (Сосулька – твёрдое состояние воды)

- Над рекой и над долиной

 Повисла белая холстина.        (Туман – газообразное состояние воды)

-Утром бусы засверкали,

 Всю траву собой заткали.

 А пошли искать их днем,

 Ищем, ищем – не найдем.        (Роса – жидкое состояние воды)

- Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл –

Урожай погубил.            (Град – твёрдое состояние воды)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

IV. Этап получения новых знаний.

1)  Исследование свойств воды.

Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.

Вы должны узнать:

1.  Есть ли у воды вкус;

2.  Обладает  вода прозрачностью или нет;

3.  Обладает  вода текучестью или нет;

4.  Может она растворять или нет.

 Напоминаю вам правила поведения при проведении опытов:

- бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

- во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

- опыты проводятся поочерёдно каждым участником группы.

- когда экспериментатор проводит опыт, остальные молча наблюдают или помогают.

- обмен мнениями по результатам опыта начинается только после того, как экспериментатор это позволит.

- переговариваться друг с другом можно, но тихо, не мешая остальным.

- замену лабораторного оборудования можно проводить только по разрешению учителя.

- после окончания работы необходимо тщательно вымыть руки.

4 группы по 7 чел. . опыты проводим по инструкции, по очереди!!!

 

ОПЫТ №1 (слайд 4,5)

Налейте в стакан воду. Опустите в него карандаш. Видите ли вы его?

Вывод: вода прозрачная

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №2 (слайд 6,7)

Налейте в стакан воду. Посмотрите через стакан на текст в учебнике. Отставьте стакан в сторону. Теперь посмотрите на этот же текст через солнцезащитные очки. Что вы заметили? В чём разница?

Вывод: вода бесцветна.

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №3 (слайд 8,9)

Налейте воду в три стакана. В 1й насыпьте ложечку сахарного песка, во 2й – соли, в 3й – речного песка. Хорошенько размешайте. Что вы заметили?

Вывод: вода растворила сахарный песок и соль, а речной песок не растворился. Вода растворяет не все вещества.

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №4 (слайд 10, 11)

Налейте воду в стакан. Попробуйте её на вкус. Ощутили ли вы что-нибудь?

Вывод: чистая вода безвкусна.

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №5 (слайд 12, 13)

Капните капельку воды на зеркало. Наклоните зеркало. Что происходит с каплей воды?

Вывод: вода текуча.

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №6 (слайд 14, 15)

Налейте в стакан воду. Положите туда же горошинку. Перелейте воду в блюдце. Что произошло с формой воды? А с формой горошины?

Вывод: вода не имеет постоянной формы. Она принимает форму сосуда, в который её налили.

(Запись в таблицу)

ОПЫТ №7 (слайд 16, 17)

Налейте воду в стакан. Понюхайте её. А теперь понюхайте салфетку, смоченную духами. Что вы заметили? В чём разница?

Вывод: чистая вода не имеет запаха.

(Запись в таблицу)

Подведение результатов. Каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды. Делается общий вывод.

Работа с оценочным листом

Разминка.

Игра «Море волнуется раз…»

Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

3)  Переход воды из одного состояния в другое.

 

Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое. Как же это происходит?  

Мы не видели опыта, как жидкая вода превращается в лёд. Кто расскажет, как это происходит.

А теперь проверим, всё ли вы поняли из опытов.

1.Поиграем в игру «Да – нет». Используем фишки. Если вы со мной согласны – показываете красную фишку, если нет - жёлтую:

- Чтобы лёд превратился в жидкость нужно его охладить. (Нет)

- Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть до температуры 100°С. (Да)

- Зимой вода замерзает при температуре ниже 0°С. (Да)

- В помещении тепло, поэтому снег превращается в воду. (Да)

- Когда топится печка, из трубы выходит водяной пар. (Нет)

- Водяной пар не может превратиться в воду. (Нет).

- Соприкоснувшись с холодной поверхностью, водяной пар превращается в воду. (Да)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Разминка.

Кап, кап,

Тук, тук!

Дождик по дорожке!

Ловят дети капли эти

Выставив ладошки.

2. Работа в группах со схемами

4)  Использование воды человеком.

Способность воды изменять своё состояние, люди используют в своей жизни.

Посмотрите об этом сайды:

http://ped-kopilka.ru/images/26-1(8).jpg

Эти скульптуры выточены изо льда. А чтобы они стали прозрачными ледяную поверхность скульптур расплавляют.

http://ped-kopilka.ru/images/26-2(2).jpg

Льды Арктики и Антарктиды – это огромные запасы пресной воды.

http://ped-kopilka.ru/images/26-3(2).jpg

Лёд – прекрасное средство для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний.

http://ped-kopilka.ru/images/26-4(2).jpg

Лёд используют для заморозки продуктов. Замороженные продукты могут долго храниться.

http://ped-kopilka.ru/images/26-5(2).jpg

Из солёной морской воды можно получить пресную питьевую воду. Для этого солёную воду превращают в водяной пар, а водяной пар - обратно в воду.

http://ped-kopilka.ru/images/26-6.jpg

В медицине используют паровые ванны, ингаляции, сауны.

http://ped-kopilka.ru/images/26-7.jpg

Приготовленные на пару

блюда вкусны и полезны.

V. Подведение итогов.  Рефлексия.

Вот и заканчивается наш урок, а это значит, что нам пора прощаться с нашей гостьей.

 .Давайте вспомним задачи нашего урока. Помогли ли нам опыты узнать что-то новое о воде? Что именно нового вы узнали? Что было для вас открытием? О чём хотели бы рассказать своим родителям?

Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет "Человек и мир"2 класс,Тема: "Вода и её свойства"

Среди предметов курса начального обучения есть предмет«Человек и мир». Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе,  обществе, человеке, основ экол...

Конспект урока по физической культуре на тему: «Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой» 2 класс

Конспект урока  по физической культурена тему: «Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой»  2 класс Место проведения: спортивный зал.Инвентарь: баскетбольные мячи по числу...

Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.

Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн.  Форма работы: груп...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса. Тема: "Вода и ее свойства"

Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»Тема: «Вода и ее свойства»Задачи: Сформировать у детей представление о воде, ...