Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса. Тема: "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Вода и ее свойства»

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о воде, ее основных свойствах и дать комплексную характеристику, раскрыв проблемы экологии и значение для человека.
  2. Продолжить формирование специальных предметных учебных действий: выполнение практических работ и опытов; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.
  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе взаимодействия воды с горными породами и температурой; формировать основы экокультуры на базе природоохранного, научно-познавательного аспектов экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model-konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_dlya_2_klassa.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса

Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Вода и ее свойства»

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о воде, ее основных свойствах и дать комплексную характеристику, раскрыв проблемы экологии и значение для человека.
  2. Продолжить формирование специальных предметных учебных действий: выполнение практических работ и опытов; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.
  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе взаимодействия воды с горными породами и температурой; формировать основы экокультуры на базе природоохранного, научно-познавательного аспектов экологического воспитания.

Методы по источникам знаний:

Словесные: рассказ, беседа, обсуждения

Наглядные: иллюстративный; технические средства

Практические: опыт.

Средства обучения:

Плоскостные: статические (слайды и фотографии)

Вербальные: текст учебника 

Средства для анализа и воспроизведения явлений природы: лабораторные приборы, лист исследования.

Тип урока по дидактической цели: комбинированный с поэтапным закреплением материала.

Тип урока по формам организации образовательного процесса: урок-практикум.

Ход урока

Этапы и методические особенности урока

(формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Действия учащихся

Предметные учебные действия

УУД

  1. Организационно-мотивационный  момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

(Слайд 1) Титульный лист

(Слайд 2) Приветствие!

- Девиз урока: «Знаешь – говори,

не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- Чему будет посвящен наш урок?

- Какие мы делаем шаги, когда

 открываем новые знания?

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

(Слайд 3) Кроссворд

Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

1.Кто он, сказочный герой, 
  Жизнь свою связал с водой?

2. Речка бежала,
   Упала с горы.
   Это явление ты назови.

3. В огне не горит
   И в воде не тонет.

4.Без крыльев летит,
   Без ног бежит,
   Без паруса плывет.

(Слайд 4)

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

 А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

А вы являетесь почемучками?.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Решают кроссворд.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

  1. Актуализация опорных знаний

Наглядный

(слайды)

Словесный

(беседа)

Наглядный

(слайды)

 

Словесный

(беседа)

(Слайд 5)

1.Посмотрите на слайд. Что вы видите?

2. Но посмотрите, почему так произошло?

 Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем соли. Пересохли реки. Горы тоже разрушились. Ни куста,

ни цветочка, ни единого живого существа. И безоблачное небо необычного цвета.

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и  цель деятельности на уроке.

Регулятивные:  целеполагание;  коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

Отвечают на вопрос(картину природы).

Выдвигают гипотезы.

Сравнивают со своим ответом увиденное.

Высказывания и предположения.

Отвечают (в луже, море, океане, леднике, на плите кипит и т.д.)

Отвечают (в быту, средство гигиены, дорога, кормит)

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение

Отвечают (изучить свойства воды)

4. Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Ребята, а что мы уже знаем  о воде? Говорят она везде?

Так для чего же нужна вода на Земле?

Вот сколько мы уже знаем. А может быть этого достаточно?

И мы зря здесь сегодня собрались? (падает стакан)

Дети , что это? Что произошло?

О чём это говорит? Как вы думаете почему, чего мы ещё не знаем и что нам предстоит узнать?

Открывается вторая часть темы   « и её свойства»

Как вы думаете какие цели нам предстоит урока решить?

(Слайд 6)

Для этого я вам предлагаю открыть научную лабораторию, а нам с вами стать учёными. Как вы думаете одному учёному

Под силу сделать новые открытия, поэтому мы с вами будем работать в паре. Напомню правила работы в паре. Роль экспериментатора будем выполнять по очереди. А наши научные открытия записывать на лист исследования.

  1. Изучение нового материала.

Словесный

(беседа)

Практический

(опыты)

(Слайд 7)

Аккуратно обращайтесь с водой и другими материалами.

1 опыт.

Тема: Текучесть воды.

Задача опыта: определить текучесть воды.

Средства обучения: вода, зеркальце.

План проведения: пипеткой на зеркальце выпустить воду. Вода растекается. Если зеркальце наклонить, то вода потечёт в сторону наклона.

Вывод: вода имеет свойство текучести.

Записываем всё в лист исследования.

(Слайд 8)

2 опыт.

Тема: вкус воды.

Задача опыта: определить вкус воды.

Средства обучения: стакан сока, воды и чая.

План: Какой вкус имеет вода? Проведём опыт с закрытыми глазами. Определи воду из предложенных жидкостей (сок, вода,чай).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Записываем все пункты в лист исследования.

        

НЕ всякая водица для питья годится.

О чем говорится в пословице? Как вы думаете какую воду нельзя пить?(грязную) А что надо сделать чтобы вода всегда была чистой? Ребята вода это жизнь, и мы её должны охранять.

(Слайд 9)

3 опыт.

Тема: запах воды.

Задача опыта: определить имеет ли вода запах. Средства обучения стакан с водой.

План: Возьмите стакан с водой. Но прежде как вы думаете как это правильно сделать? На расстоянии!

Вывод: вода не имеет запаха.

Все пункты запишите в лист исследования.

Практическая работа

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя;

 Познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности

Коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

Проведение опытов.  Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты),), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

Проводят самоконтроль.

  1. Физкультминутка

(Слайд 10)

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши,

(Присели.)

Плывет лодочка-краса —

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений.

Выполняют упражнения.

Практический

(опыты)

Словесный

(беседа)

(Слайд 11)

4 опыт.

Тема: вода-растворитель

Задача опыта: определить что и как растворяет вода и от чего это зависит?

Средства обучения: стакан с холодной водой, стакан с теплой водой, соль и песок.

План: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

– Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.)

-Насыпьте соль в стакан с теплой водой,как растворяется соль в ней?

– Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Запишите результаты ваших наблюдений в карту:

  • Соль – растворяется в воде.
  • Речной песок – не растворяется в воде.

–– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

(Слайд 12)

Опыт 5.

Тема: форма воды.

Задача опыта: определить имеет ли форму вода.

Средства обучения: стакан (сосуд), вода, кубик, блюдце.

План: давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

Опустим туда маленький деревянный кубик.

Что произошло с кубиком? Выльем вместе с кубиком в блюдце. Что произошло с кубиком? Что произошло с водой?

Вывод - вода не имеет форму.

Запишем все в лист исследования.

– Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.)

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, растекается.)

– Как доказать, что вода прозрачна?

(Слайд 13)

Проведём опыт 6

Задача: определить прозрачность воды.

План: Уберите кубик. Посмотрите, хорошо ли виден рисунок? О чём это говорит.

Вывод- вода прозрачна.

Запишем все пункты в лист исследования.

Практическая работа

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя;

 Познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности

Коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

Проведение опытов.  Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

  1. Закрепление нового материала

Словесный

(беседа)

(Слайд 14)

Детей делим на три группы. Каждой группе открытое свойство воды.

1 гр. Где применяется свойство прозрачности воды?

2 гр. Где применяется свойство растворимости веществ в жизни человека?

3. гр. Где применяется свойство текучести воды в жизни человека?

Вы должны найти ответ, вместе обсудить.

Выбрать кто будет выступать от вашей группы.

Формирование основ экологической культуры.

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий. Познавательные: – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления  

Выделяют утверждения.

Делятся на группы обсуждают вопросы, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

Классифицируют полученные данные. Сравнивают их и анализируют.  Группы выступают со своими выводами.

6.Рефлексия. Оценка работы детей.

– Над какой проблемой мы работали сегодня?

Что важного вы узнали?

Оценка работы учащихся.

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо если вы поработали на «отлично», то нарисуйте улыбку. Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка вниз. Если были пассивны, то «ровная» улыбка.

Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности.

Оценивают свою работу на уроке.

7.Задавание д/з с аннотацией

- Запишите, пожалуйста, ваше домашнее задание:

Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. Подумайте, что значит живая и мёртвая вода. Предлагаю составить рассказ

На тему "Вода добрая и злая"

.Прочитать текст с. 60-63, ответить на вопросы.

Коммуникативные:

умение слышать и понимать речь учителя.

Осознают приемы выполнения домашнего задания.

8. Логическая завершенность урока

- Наш урок окончен. Спасибо вам большое за урок.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Оценивают значимость изученной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Урок Окружающего мира 2 класс ПНШ "Свойства воды"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.

Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн.  Форма работы: груп...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Вода и ее свойства"

Разработка урока представлена в виде технологической карты....